Мороженное,среди них занимало почетное место.Приготовление домашнего мороженного в предвоенные годы всегда было семейным событием и предшествовало какому ни-будь празднику.Сначала покупался лед.Его развозили по дворам на телегах или тачках.Не знаю где его брали,или изготовляли.Вероятно зимой воду заливали в деревянные корыта и замораживали,а потом хранили в специальных хранилищах до лета.Лежал он укрытый соломой и всегда был усыпан прилипшими желтыми соломенными стебельками.Кроме развозчиков-продавцов,лед еще продавали в магазинах изготовлявших зельтерскую воду.Там лед использовали для охлаждения воды и у них всегда был его запас.В этих магазинах стояли медные баки-сатураторы,в которых вода смешивалась с углекислым газом.Смешение производилось вручную.Продавец крутил за ручку большое медное колесо,а очередь желающих утолить жажду безропотно ждала,пока вода не загазируется.После войны для сатурации стали использовать электромоторы и на улицах появились передвижные лотки по продаже газводы.Еще позднее появились автоматы для этой же цели.Первые автоматы были ненадежны,часто портились и вообще вели себя непредсказуемо.Вода разбрызгивалась из них в разные стороны,в том числе и на покупателя.Как то Киев посетила французская делегация.Когда их спросили,что им понравилось больше всего в Киеве,они ответили,что наибольшее впечатление на них произвел в Киеве «душ с сиропом на улице».Но вернусь к мороженному.
Рецепт мороженного составляла бабушка.Что она использовала для его приготовления не знаю.В мою обязанность входило крутить ручку мороженницы,корпус которой состоял из двух оцинкованных цилиндров,между которыми насыпался лед.Ручку я крутил с удовольствием,поскольку плату за труд получал первой изготовленной порцией мороженного.Было оно очень желтым(наверное из-за яиц) и невероятно вкусным.После окончания войны,на улицах Киева появилось много старушек,которые торговали домашним мороженным.Чтобы отмерить одну порцию,они пользовались самодельными «дозаторами».Это была жестяная чашечка с подвижным дном-поршнем,на дно чашечки укладывалась вафельная пластинка,потом накладывалось мороженное и накрывалось второй вафелькой.Потом поршнем содержимое выдавливалось из чашечки и вы получали готовую порцию мороженного.Очень вкусного и очень желтого.Старушки не применяли химию и суррогатов,а использовали только натуральные продукты.Свою довоенную мороженницу я нашел впоследствии на чердаке,во время уборки, и отправил ее в металлолом,за ненадобностью.Потом в продаже появилось много разных сортов мороженного,а сухой лед и холодильники,решили проблемму его хранения.Мороженное, изготовленное промышленным способом. вытеснило с улиц Киева старушек с их самодельной продукцией.Самое вкусное мороженное и самый большой его выбор,в первые послевоенные годы,был в маленьком подвальчике на Крещатике,между улицей Ленина и бульваром Шевченко.Но посещение этого места мне, как и большинству моих сверстников,было не по карману и бывать там мне приходилось не часто.
После войны, Киев на долгие годы стал клубничной столицей страны.Росли в киевских садах и вишни и сливы и груши и яблоки,но именно клубника стала той фирменной ягодой,которая затмила все остальные.Киевские домохозяйки всегда отличались своими способностями по части приготовления варенья и настоек.Когда поспевали ягоды,все подоконники города были уставлены банками и бутылями с наливками,а придя в гости вам обязательно предстояло попить чаю с вареньем.Вишневым,малиновым,яблочным и обязательно с клубничным.
Киевский вокзал, в сезон клубники, представлял зрелище необыкновенное.Все пероны были заставлены корзинами с клубникой.Багажные тележки перевозили те же корзины,только побольше.Своего апогея эта клубничная вакханалия достигала к моменту отправления московских поездов. Густой клубничный запах окутывал вокзал и шлейфом тянулся вслед уходящими поездами Основной клубничный поток шел на Москву..Так же,как впоследстви и поток знаменитых тортов «Киевский».
Еще одной отличительной особенностью киевского вокзала того времени,было наличие в медпункте специально обученного работника-глазника.Пока железные дороги не перешли на электротягу,вместе с дымом из паровозных труб вылетали маленькие кусочки угля.Эти мелкие частицы с острыми краями попадали в глаза и стоило попытаться протереть глаз,как они впивались в глазное яблоко или веко и причиняли мучительную боль.В медпункты постоянно приходили пострадавшие,а там опытный персонал быстро выворачивал веко наизнанку и тампоном удалял уголек. Испытал на себе неоднократно.
Вот попалась на глаза еще одна статья о женщинах аферистках Х1Х века,которые приглашали домой богатых знакомых,а потом появлялся «муж» и требовал кошелек «за соблазн жены».
Эта афера продолжала благополучно существовать и в ХХ веке.Со мной в школе учился переросток,который так и не добрался до окончания средней школы.Он бросил учебу,где-то в классе кажется 8-м.Тогда,в 1948 году, ему было лет 19.Учиться дальше вместе с нами ему было неинтересно,он проводил на Евбазе больше времени,чем в школе.Самое удивительное,что потом я его встречал неоднократно в Киевском Оперном театре,с красивыми и хорошо одетыми девушками.Да и сам он выглядел очень вальяжно,по моде и богато одетым.Прояснилась эта метаморфоза в году 1952,или 1953.В газете появилось сообщение о поимке банды грабителей,которые с помощью красивых и респектабельных девушек заманивали военных в высоких чинах и командированных чиновников и потом грабили их.Схема была несложная.Хорошо одетая, элегантная пара жуликов посещала театры,на спектакли в которые стремились попасть находившиеся в Киеве проездом и в командировках чиновники и военные из других городов.”Театралы“наметанным глазом выбирали жертву и заводили с ней знакомство,предсавляясь мужем и женой или братом и сестрой.Входили в доверие демонстрируя незаурядное знание театральных тонкостей(что было немудренно после такого количества просмотров).Приглашали в ресторан,потом к себе домой или,наоборот шли к нему в гостинницу.Потом “муж“или “брат “исчезал под благовидным предлогом и вновь появлялся с парой приятелей в самый неподходящий момент,когда “клиент“ оставался в одних трусах,а бывало и без них.Дальше все шло по наигранной схеме-угроза немедленной расправы,обещание сообщить на работу,домой или “куда надо“,в общем клиент был рад унести ноги по-добру, по-здорову и без огласки.Естественно с облегченным кошельком и без часов или кольца,а то и без пальто или пиджака.В газете были напечатаны фамилии аферистов и я,с удивлением узнал,что мой знакомый “театрал” был в их числе вместе с еще одним моим бывшим соучеником,который подключался на стадии изъятия материальных ценностей у клиента. Его бандитская внешность и замашки были неуместны в театре,зато производили должное впечатлении на окончательной стадии операции.
Вид памятника-танка, в газете,сразу вызвал асссоциации с выставкой трофейного вооружения,которая была самым интересным и притягательным местом для всех киевских подростков.Глаза разбегались от обилия выставленной немецкой трофейной техники.У каждого из нас после окончания войны был свой собственный арсенал.У кого больше,у кого меньше.Постепенно власти ужесточали ответственность за хранение огнестрельного и холодного оружия и наши арсеналы перекочевали в другие руки и другие места.Места эти были,по большей части, дворовыми уборными. Туда было удобнее всего выбрасывать пистолеты,обрезы,ножи и патроны,а не сдавать их в милицию,как этого требовал закон.И не нужно было объясняться где взял,зачем и где хранил и так далее.Особенно жалко мне было расставаться с маленьким бельгийским браунингом.Его привез с войны мой дядя и дал его мне,чтобы я его отнес и выбросил в дворовой туалет,когда появились грозные законы о сдаче оружия.Но вот так просто взять и выбросить такую сказочную вещь у меня рука не подымалась.Малютка браунинг был весь хромирован,а на рукоятке были красивые перламутровые накладки. Я длго прятал его среди книг,которыми кроме меня никто не пользовался.Но однажды,я забыл его под подушкой в своей кровати,где его обнаружила моя мать и красавец браунинг отправился туда,куда ему и предназначалось отправиться первоначально.Мне его было очень жаль.Такого шикарного, маленького,но настоящего пистолета не было даже на трофейной выставке.А там их было предостаточно.В залах павильонов,где они демонстрировались сидели дежурные охранники,а стенды с «Парабеллумами», «Вальтерами» и «Шмайсерами»,на всякий случай,висели под самым потолком,куда и дотянуться было невозможно.На выставке было собраны все виды вооружений и вообще всякой военной и гражданской техники,которой была оснащена немецкая армия и армии союзников Германии.На открытых площадках стояли ракеты ФАУ, танки,самолеты,артиллерия,автомашины,тягачи,понтоны,катера,мотоциклы,велосипеды,прожектора,электростанции,полевые кухни и еще много чего,что использовала армия.В павильонах находились экспозиции ручного оружия,средств связи,форменной одежды всех родов войск,всевозможных наград и денег,предметов армейского быта и тому подобное.Всего не упомнишь. На этой выставке было много предметов сугубо гражданских,но использовавшихся военослужащими.Были переносные радиоприемники, были маленькие,размером с чайное блюдце,портативные патефоны и даже маленькие магнитофоны(они уже были тогда у немцев).
Мы часто посещали эту выставку,чтобы посмотреть на немецкую технику и…прихватить в личное пользование что ни-будь из увиденного.Нет,ничего особо криминального не было.Танки не уводили,пулеметы не уносили.Трофеями были различные переключатели,разноцветные монтажные провода,а если повезет,то танковае или авиационные часы с черным циферблатом и светящимися фосфорными стрелками и цифрами. А потом выставку закрыли и устроили на ее месте парк.
Статья в газете о киевских трамваях воскресила в памяти старый киевский тяни-толкай,с незакрывающимися дверьми и наружными подножками,на которых гроздьями висели пассажиры не поместившиеся внутри.Если на подножке не оставалось места-ездили «на колбасе»,на выступе сзади вагона.В пятидесятые годы я ездил в институт КАДИ на ул.Суворова 1 трамваем(кажется №16)и садился на него на площади Сталина(потом Лен.Комсомола,теперь Европейская).Сказать «садился» будет преувеличением.По большей части я на него цеплялся и висел до поворота на ул.Садовую. Трамвай не проходил мимо здания Верховного Совета Украины,а объезжал этот участок по Садовой,далее по Институтской(тогда то ли 30 лет Октября,то ли Октябрьской революции)и выезжал снова по Крепостному пер. на ул.Кирова(Грушевского)около здания Дома Офицеров.Так вот студенты КАДИ(и я в том числе)отцеплялись на углу Садовой,потому что руки уставали висеть, и бежали до остановки у Дома Офицеров.Пока трамвай крутился по объездным улицам и переулкам мы успевали его перехватить снова при выезде на ул.Кирова(Грушевского).Иногда удавалось даже поймать предыдущий вагон,или вагон идущий в нужном нам направлении со стороны Кловского спуска.
Трамвай,конечно,штука хорошая и нужная.Особенно,если он укомплектован современными бесшумными вагонами,с автоматикой и надежными тормозами.Но в те годы такой прогресс еще не коснулся трамвая и когда он проходил по киевской улице,в домах дребезжали не только стекла в окнах и посуда в шкафах,но даже и зубы во рту.Поэтому жители улиц,с которых его убирали,особенно не тосковали по нему.С тормозами и человеческим фактором, дело обстояло не лучше.Мне лично приходилось быть свидетелем нескольких последствий трамвайных аварий.Одна случилась с трамваем спускавшимся по ул.Льва Толстого вдоль старого Ботанического сада.Неизвестно по какой причине,трамвай слетел с рельсов на крутом повороте и перевернувшись врезался в дом на углу ул.Ветрова.Это было в 40-е годы.Точную дату не помню.Вероятно год 47-49.Мы возвращались из школы и услыхав об аварии поспешили на место происшествия.Как раз в это время разбитый вагон уже подымали с помощью кранов.Очень впечатлил вид стены дома в месте контакта с трамваем.Водосточная труба была спресованна до толщины бумажного листа и размазана по стене.Но еще более неприятный осадок остался от брусчатой мостовой обильно посыпанной песком,из под которого выступали красные пятна…
Кстати о киевской брусчатке.В свое время,до начала массового применения асфальта,брусчатка была элитарным покрытием высшего класса, для главных дорог города.Улицы замощенные ровными аккуратнми каменными брусками,тесно уложенными впритык друг к другу были намного красивее и,главное, удобнее для проезда гужевого транспорта,чем их собратья замощенные просто булыжником.При описании езды по киевским дорогам Х1Х века вымощенным булыжником,самым ходовым эпитетом было «громыхающие».И действительно основной грузовой транспорт того времени-телеги,не имевшие рессор,с железными ободьями на деревянных колесах,именно громыхали по улицам города.Громыхали по булыжной мостовой но ехали,в отличие от улиц не имевших никакого покрытия и большей частью непроезжих в весенне-осеннюю распутицу.
Брусчатка требовала колоссальных затрат труда для ее изготовления,но зато потом служила верой и правдой,почти не требуя усилий по ремонту и уходу.С появлением автомобильного транспорта и асфальтобетонного покрытия на дорогах,брусчатка стала сдавать свои главенствующие позиции.Киевоведы,наверное,уже написали исследования о киевской брусчатке,об улицах на которых она лежала и когда и где была заменена на асфальт.А если еще не написали,то напишут.Тема эта весьма интересная.Я же просто хочу поделиться своими воспоминаниями,возникающими при упоминании слова «брусчатка».Самое красивое и ровное мощение из брусчатки было на ул.Ленина(Б.Хмельницкого).
Ул.Короленко(Владимирская),на которой я жил тоже была вымощена брусчаткой,так же как и большинство улиц соединяющих ее с Крещатиком.Но ул.Ленина,на мой взгляд, была шедевром дорожного строительства с брусчатым узорным покрытием и поддерживалась в идеальном состоянии.Но так было до начала массовой автомобилизации.Когда автомобили «все улицы заполонили» недостатки брусчатки стали проявляться все отчетливей и отчетливей.Главными из них были,во первых,возможность ремонта только с применением ручного труда,во вторых скользкость поверхности,особо опасная для автотранспорта во время дождя и снегопада.По инерции город продолжал укладывать брусчатку на новых улицах даже еще в 60-е годы,когда ее несовместимость с новыми условиями движения и ремонта была абсолютно очевидной.Наиболее ярким примером было строительство бульвара Леси Украинки,на месте бывшей Собачьей тропы.Получилось очень красиво,но одной красотой сыт не будешь.А недостатки сразу же заявили о себе.Брусчатка это все же не асфальт,она имеет швы на стыках,на которых тяжелый транспорт,особенно на подьеме,создавал шум и вибрацию очень неприятную для жителей улицы.Но не забота о комфорте жителей тревожила больше всего киевских дорожников,а быстрое исчезновение профессии мостовщиков,которые одни только и были в состоянии ремонтировать улицу.А ремонтпровать ее приходилось постоянно.Поток транзитного транспорта быстро разбивал это покрытие.Нет не камни,они были вытесаны из твердых пород гранитов,габро и песчаника,но основание покрытия не выдерживало нагрузок.Об этом было известно еще строителям первых киевских дорог.Они знали,что если хочешь иметь ровную поверхность покрытия,то позаботься о надежном основании.Поэтому на улице Ленина(тогда еще Фундуклеевской) они укладывали сначала слой грубо обработанной брусчатки,потом слой песка,а уж потом только верхний слой брусчатки.Поэтому такое покрытие и могло стоять долгие годы не требуя ремонта.Без песка нельзя было обойтись,так как камни брусчатки невозможно было изготовить абсолютно идеальной высоты и каждый приходилось сажать «по месту» вручную с помощью специального молотка и трамбовки.
Дорожники же, пристроительстве новых покрытий из брусчатки сначала устраивали щебеночно-песчаное основание,потом стали укладывать бетон и заполнять швы между камнями цементным раствором,но борьба за сохранение брусчатки уже потеряла всякий смысл из-за полного исчезновения прфессии мостовщиков и все возрастающей опасности для дорожного движения.Дело в том,что поверхность камня шлифуется колесами автомобилей при интенсивном движении и,со временем становится очень скользким,что особенно опасно на спусках и подъемах.А где в Киеве без них обойдешься?На такой скользкой поверхности,стоит лишь резко затормозить,или неосторожно прибавить газу,как машина выходит из под контроля и устраивает «танцы на льду».Только старые киевские водители еще помнят скольких усилий стоило тронуться с места на крутом подъеме на обледеневшей брусчатке после остановки на светофоре.
Мне самому приходилось наблюдать многочисленные случаи дорожных происшествий и даже стать,один раз участником такого, и все по вине скользкой брусчатки.Особенно мне запомнился случай на Бульваре Леси Украинки,там где машины тормозили на светофоре,при выезде на ул.Мечникова.Летом,вдруг начал накрапывать мелкий дождик,а это очень опасно,особенно на брусчатке,так как дорожная пыль,капли масла и грязь,еще не смытые дождем,превращаются в идеальную смазку на поверхности камня.По бульвару вниз спускался «Москвич» с ленинградскими номерами,на багажнике которого громоздилась гора поклажи,а в салоне было полно женщин и детей.На красном свете светофора стояли машины и водитель «Москвича» заблаговременно начал притормаживать,но машина заскользила по брусчатке.Не имея опыта вождения в таких условиях,водитель запаниковал,прижал тормоз сильнее,колеса заблокировались и он скользил и скользил вниз по брусчатке,пока не въехал под задок какого-то грузовика.Обычная в таких случаях картина-из пробитого радиатора течет кипяток,валит пар,а безутешный водитель,то хватаясь за голову,то заглядывая под колеса бегает вокруг машины.
Но бедняга незадачливый водитель «Москвича» при этом еще и плакал,объясняя собравшимся зрителям,что он несколько лет готовился съездить с семьей в отпуск из под Ленинграда на Юг,к Черному морю и вот,на тебе,приехал. Выяснилось,что он никогда не ездил по брусчатке , понятия не имел о ее коварных свойствах и так и не понял каким образом чуть- чуть влажное покрытие вдруг превратилось в ледяной каток.Всем было жаль парня.
Устав бороться с брусчаткой,город начал перекрывать ее асфальтом.Я давно не был в Киеве и не знаю сохранилась ли еще где ни-будь сейчас брусчатка на улицах.Понимая всю его архаичность в нынешних городских условиях,мне все равно жаль красивого и эстетичного вида старых улиц вымощенных брусчаткой.
Брусчатка на Киевских улицах сохранилась. Даже приумножилась, потому как, вместо снесенных трамвайных путей, если того требует обстановка, укладывают брусчатку. Мало того, т.н. "брусчатка" (со всеми вытекающими отсюда последствиями) перекочевала с мостовых на тротуары. Так что теперь не только машинки встречают первые гололеды, но и пешеходы, лихо скользящие по мощеным тротуарам.
Отдельно нужно сказать о качестве. Как и "плитки", так и выполняемых работ. В районе Универститета и парка, например, покрытие ремонтируют и частично меняют каждый год. Полностью перекладывают - уже второй раз за пять (вокруг красного корпуса). Так что, к сожалению, нового "шедевра дорожного покрытия" не вышло 🙁
PS О свойствах брусчатки "держать" жару на киевских склонах слышал. Непонятно только, как, например, крымские дороги остаются едва ли не самыми лучшими в стране, несмотря на использование асфальта, жару и полное отсутствие брусчатки...
А ведь действительно, там склоны есть покруче наших и... асфальт.
Есть еще брусчатка на Грушевского (Александровская/Кирова), Владимирский спуск, Прорезная, Владимирская(часть), Хмельницкого(Фундуклеевская/Ленина), Б.Васильковкая(часть) и еще несколько улиц.
сохранилась ли еще где ни-будь сейчас брусчатка на улицах
Конечно. В центре - улица Лютеранская (Энгельса), Ольгинская (Маяковского), Городецкого (К. Маркса). Кто-то мне объяснял, что на крутых подъемах асфальт как-бы "слазит". Не совсем понятна физика процесса.
Физика очень проста: асфальт не является классическим твердым веществом, а имеет свойства очень (очень!) густой жидкости, т.е. аморфные. И, соответственно, "течет". На крутых склонах, а в особенности в зоне торможения перед светофорами, на асфальтовом покрытии быстро образуется т.наз. "стиральная доска".