В Киеве возникло и развилось на основе высокоразвитого местного киевского стеклоделия производство разнообразных изделий из стекла; организуется и начинает успешно вырабатывать свою продукцию в виде разноцветных плиток мозаичной смальты мастерская смальт и цветного стекла, а также организуется производство высоко- художественной декоративной керамики с поливной эмалью, дошедшей до нас в виде отдельных расписных поливных изразцов из раскопок великокняжеского дворца в Киеве, Десятинной церкви, Златоверхого собора Михайловского монастыря, Михайловского собора Выдубицкого монастыря и др.
Благодаря высокоразвитой технике стеклоделия в Киевском государстве в XI—XII вв. смогли развиться на его базе и достигнуть исключительно высокого уровня мастерства как в техническом, так и в художественном отношении смежные с ним производства: эмальерное, мозаично-смальтовое и декоративно-керамическое. Достигнутый киевскими мастерами исключительно высокий уровень технического и художественного мастерства в области мозаичного, эмальерного и декоративно-керамического дела был настолько высок, что не только превосходил во многих отношениях тот уровень, которого к этому времени достигли эти виды мастерства в Западной Европе, но и служил им образцом для дальнейшего совершенствования в этой области. И недаром Теофил в своем, трактате замечает о необходимости западноевропейским мастерам “изучать” записанные им способы производства эмалей, “что… открыла Руссия”.
Не менее высоко стояло в это время и искусство мозаичной живописи, и в частности искусство приготовления мозаичных смальт как из заглушенного цветного стекла, так и полупрозрачных и прозрачных смальт, в том числе и золотых и серебряных смальт, вырабатывавшихся киевскими мастерами из материалов местного происхождения. Палитра киевских смальт, посредством которых были набраны выдающиеся по своему художественному и техническому мастерству мозаичные полы в Десятинной церкви в Киеве в конце Х в., соборе Выдубицкого монастыря. Софийском соборе и в других древних храмах Киева, а также мозаичная живопись киевского Софийского собора и Златоверхого собора Михайловского монастыря, отличалась исключительным разнообразием и богатством своих цветовых тонов и оттенков. Вероятнее всего, что мозаичные полы; в древних храмах Чернигова и Переяславля южного также набирались из смальт, изготовленных киевскими смальтоварами в своих мастерских.


Древнерусская мозаичная живопись Х—XII вв. может быть подразделена на два вида: высокохудожественные мозаики пола, фрагментарно сохранившиеся до наших дней в ряде храмов этой эпохи в Киеве, Чернигове и других древнерусских городах Киевской Руси, а также в Новгороде Великом, и мозаичную живопись, украшавшую стены, своды и купола древнерусских храмов Х—ХII вв. и дошедшую до нас в виде ансамбля мозаик киевского Софийского собора (1037—1061— 1067 гг.), фрагментов мозаик Златоверхого собора Михайлов-ского монастыря в Киеве (60-е гг. XI в.) и фрагментов мозаичной росписи новгородского Софийского собора (1048— 1, 050 гг.), а также не дошедших до нас мозаик Спасского собора в Чернигове (первая половина XI в.), мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры (1073—1078 гг.) и Благовещенского собора в Чернигове (1186 г.).


Мозаичная живопись киевского Софийского собора. До нашего времени сохранилась часть мозаичной живописи киевского Софийского собора, выполненная киевскими художниками-мозаичистами. В конхе апсиды главного храма Киевской Софии находится огромное изображение “Богоматери-Оранты”, называемое “Нерушимой стеной”. Ниже ее расположен фриз, на котором находится мозаика “Причащение”, а под фризом идет пояс мозаичных изображений отцов церкви в рост. В куполе, в кругу, находится погрудное изображение Вседержителя, поддерживаемого четырьмя архангелами, из которых сохранился только один. В парусах, под куполом, находится изображение евангелиста Марка, а в простенках окон барабана — фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов. На западном пилястре восточных столбов сохранилось изображение “Благовещение”. В подпружных арках имеется несколько мозаичных медальонов с погрудными изображениями Христа и святых, принадлежащих к циклу сорока мучеников. Кроме того, в ряде мест собора сохранились мозаичные декоративные украшения в виде орнаментов. Этим и исчерпываются все мозаики, сохранившиеся от некогда богатейшего декоративного мозаичного убранства Софийского собора, сплошным ковром покрывавшего стены, своды, барабан, купол и столбы храма.


Мозаичная живопись киевского Софийского собора была набрана местными киевскими художниками-мозаичистами по созданным ими оригинальным рисункам, по заказу строителя собора киевского князя Ярослава Мудрого.


Набор мозаик Софийского собора был выполнен из смальт, выплавленных киевскими, мастерами-смальтоварами в местной киевской мастерской.


Мозаичная живопись Златоверхого собора Михайловского монастыря. Мозаичная живопись, некогда покрывавшая стены и своды Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве, была выполнена местными киевскими художниками-мозаичистами в 60-е гг. XI в. по заказу строителя храма киевского князя Изяслава. Мозаичный набор был выполнен из смальт, приготовленных также киевскими мастерами-смальтоварами. Техника набора была прямой, и смальты укреплялись в двухслойном известково-кирпичном грунте. Палитра смальт почти не отличалась от палитры киевского Софийского собора.


Отличавшаяся богатством цветовых оттенков палитра смальт киевского Софийского собора и собора бывшего Михайловского монастыря, принадлежавшая XI столетию, состояла из 80 различных смальт, приготовленных и выплавленных в мастерской, находившейся в Киеве.


Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.


Наряду с украшением мозаичной живописью древнерусских храмов мозаики применялись и для убранства древнерусских княжеских гражданских сооружений.


Раскопки на территории древнего Киева, вблизи Десятинной церкви, обнаружили фундаменты нескольких прямоугольной формы гражданских каменных зданий Х—XI вв. — “гридниц”, — т. е. парадных дворцовых сооружений, предназначавшихся для собраний княжеской дружины. Эти “гридницы”, судя по найденным фрагментам мраморных деталей, мозаик и фресок, имели пышную отделку интерьера, ничем не уступавшую по своему богатству отделке храмов.