Сделай то, не зная что

– Все началось очень неожиданно. Десять лет назад, когда мы с братом Сергеем работали на заводе «Авиант», к нам вдруг обратились из горадминистрации с вопросом, сможем ли мы построить в Киеве карильон? Надо ли говорить, что мы сразу же ответили – сможем. И лишь потом спросили: «А что это такое?» – рассказывает Леонид Владимирович. – К тому времени проводились работы по восстановлению Михайловского монастыря, и к проектантам обратился с идеей сделать карильон профессор Киевского университета культуры Георгий Черненко – наверное, единственный человек, умевший тогда играть на этом инструменте.

Он был в Бельгии, где карильоны есть почти в каждом городе, и привез оттуда очень конкретное описание того, как они выглядят, плюс ряд видеофильмов. По ним мы и создавали наш инструмент, так как выехать в Европу у нас не было ни времени, ни возможности. Плюс на реализацию проекта времени было отпущено очень мало – всего два месяца. Последние дни монтажа мы разве что не ночевали на колокольне. Колокола (51 колокол весом от 4 кг до нескольких тонн) отливали в Нововолынске, задействовали профильные предприятия «Укрреставрация» и «Благовест». Потом мы с нуля учились их настраивать, если нужно было – протачивать, чтобы достичь нужного звучания.

И все же, несмотря на эти трудности, мы сделали очень качественную работу, за которую не стыдно. Позже мы слышали похвалу в наш адрес со стороны руководителя школы игры на колоколах в бельгийском городе Брюгге. Есть, оказывается, и такое заведение, обобщающее опыт звонарей многих столетий. Оно находится под патронатом королевы, а учатся в нем студенты практически со всего мира.

Репертуар утверждали депутаты

Карильоны бывают разные – объясняет мне Леонид Ботвинко, пока мы по узким лестницам поднимаемся на колокольню: некоторые приспособлены для игры руками, некоторые электронные, а средневековые инструменты иногда приводятся в действие колесом с колками. Наш – смешанного типа. Мелодии каждую четверть часа отбивает механизм, но при желании можно сесть за клавиатуру и сыграть какую-нибудь мелодию. Полностью электронные инструменты, кстати, невысоко ценятся мастерами. Электроника не способна импровизировать, не способна ударить в одном месте сильнее, в другом – тише…



Мы заглядываем в пульт управления музыкальным инструментом. Металлический ящик и компьютер – вот, собственно, и все, что находится внутри этой тесной комнатки. На ящике смешно выглядят лампочки-индикаторы напротив символичных колокольчиков. Чтобы изменить программу, объясняет мой собеседник, через разъем к компьютеру подключается небольшая клавиатура, и музыкант наигрывает новую мелодию, которую будет исполнять механизм на колокольне Михайловского монастыря. Впрочем, с того дня, как сессия горсовета утвердила список мелодий, которые будет отбивать карильон, ничего нового здесь не записывали.

Перечень мелодий для колоколов был, наверное, самым экстравагантным решением горсовета за все годы независимой Украины. Депутаты почасово расписали, когда киевлянам слушать гимн, когда «Пісню про Київ», «Червону калину» и молитву Андрея из оперы «Запорожець за Дунаєм», а «Гей, наливайте повнії чари» политкорректно играется только со второй строчки. Кстати, украинские народные песни, по мнению моего собеседника, на карильоне звучат лучше, чем классика.

– Колокола в чем-то созвучны с бандурой, – внезапно ошарашивает меня он, – а украинские песни, тот же «Києве мій», очень ритмичны.

По клавишам лупим кулаками

Леонид Владимирович открывает ту самую стеклянную комнату с клавиатурой, размещенную непосредственно под колоколами.

–У кабины есть два предназначения, – разъясняет он, – во-первых, чтобы колокола не «били по ушам» самому исполнителю, во-вторых, они защищают клавиши от жестких атмосферных условий. Кстати, первые десять лет показали, что сделали мы все лучшим образом – никаких серьезных проблем с инструментом не возникло. Обслуживание карильона сводится к тому, что время от времени приходится менять выходящие из строя электромагниты. Приблизительно раз в месяц проверяем натяг между клавишами и колоколами. Нужно регулировать силу удара бойка – ударив по колоколу, он должен сразу же отскакивать, иначе звук будет глуше.

Осматриваю рабочее место карильонщика и я. Заметно, что играть здесь, как и на органе, можно руками и ногами. Впрочем, колокола – это не пианино, нажимать на деревянные клавиши размером с качалку (сделаны из специально подготовленного дуба, подчеркивает мой гид) нужно вовсе не нежно, а довольно резким ударом кулака. При этом качество музыки зависит от того, чтобы удар на каждую «клавишу» был одинаковой силы.

Колокольный звон на колесиках

– Карильон не имеет никакого отношения к религии, – объясняет Леонид Ботвинко, – это просто музыкальный инструмент, хоть и специфический. Такие устанавливаются, например, на городских ратушах. Поэтому мне кажется, что в Киеве нужен был бы еще один такой инструмент – просто как туристическая достопримечательность, вне церковных сооружений. Например, возле арки Дружбы народов – там вполне можно было бы проводить полноценные концерты колокольной музыки. Но для чиновников такие предложения неинтересны.

В крайнем случае Леонид Ботвинко собирается построить… передвижной карильон. Есть такие и в Европе, говорит он и показывает фотографии одного из них – колокола установлены один над другим и смонтированы вместе с клавишами на базе средних размеров грузовика.

– Колокола уже есть – делится планами мой собеседник. Они установлены в мастерской и ждут своего часа. Вот только со временем нужно собраться, да и грузовик где-то достать…