Одна из старейших площадей города с XVII века называлась Крещатиком – по наименованию здешнего источника. Сегодняшний простор, станцию метро и легкий пешеходный мостик площадь получила в середине 70-х годов: тогда ее капитально расширили, снеся домики нижней части Боричева спуска. Сегодня, спустя 40 лет, Почтовую ждет новая перепланировка.

В последние несколько лет площадь кардинально изменилась. Памятник первому трамваю остался, а сам трамвай, звеневший много лет по набережной, исчез. 

Фуникулер подперли “телохранители”-отели, парочка гостиниц появилась и на “первой линии” – над Днепром. Посреди площади обосновалась закусочная, которую то сносят, то ремонтируют. Мнения насчет перемен – разные. Старожилы говорят, что площадь так загадили в последние годы, что хуже после стройки точно не будет. Другие уверены, что здания новых гостиниц пошли на пользу этому промышленному пятачку, и Киев стал приобретать настоящие черты “курортного” города над рекой. Еще бы нам настоящую набережную…

Здесь парковались дилижансы

Эту местность люди облюбовали еще в IV веке, за столетие до появления Киева. Тут древние купцы, направлявшиеся “из варяг в греки”, устроили себе перевалочный пункт. Во времена Киевской Руси здесь располагалось одно из восьми торжищ, упоминаемых в летописях, и древние причалы.

А Почтовой площадь стала в 1846 году – после постройки на ней Почтовой станции. Это старейшее сооружение площади – неприметный одноэтажный домик с полосатым столбиком перед крыльцом – все, что нам осталось от некогда важнейшего почтового узла города! Старейший “главпочтамт” также служил вокзалом – специализировался на междугородных перевозках пассажиров на дилижансах. Почтовая станция представляла собой комплекс зданий: сама почта – это и есть сохранившийся дом, а кроме нее – каретные ряды, конюшни, телеграф, гостиница. Станция функционировала до 1919 года. 

В 1982-м, во время масштабной подготовки к празднованию 1500-летия Киева, станцию отреставрировали, вернув ее фасаду вид, запечатленный на ретро-фотокарточках. Тут размещалось Всесоюзное общество филателистов, показывая на своей постоянной выставке не только шедевры “марочного искусства”, но и предметы дорожного быта. В 1993 году эта экспозиция уехала в Нежин, где на ее базе открыли музей “Нежинская почтовая станция”. Сегодня в киевском почтовом домике располагается выставочный зал заповедника “Древний Киев”, где можно узнать об истории самоуправления.

Каганович начинал работать на Подоле

Еще один старожил площади – мельница Бродского. Чаще всего она стоит, занавешенная рекламным плакатом. На самом деле это лишь один элеватор, входивший в состав “мельницы” – крупнейшего мукомольного предприятия Киева конца XIX – начала XX века. Он единственный сохранился с тех времен.

В 1870 году Израиль Бродский купил в Киеве на Подоле мельницу, которую стали называть его именем. Его сын Лазарь Бродский (сахаропромышленник, “спонсор” строительства синагоги, Бессарабки, Театра оперетты, КПИ, Института электросварки им. Патона) успешно развивал мукомольное производство и в 1888-м построил новый элеватор на Набережно-Крещатицкой улице. В 1906-м этот гигант сгорел. Причем пожар был настолько сильным, что пароходы, стоявшие у причалов, срочно перебазировались к Труханову острову! Элеватор восстановили только через несколько лет, в советское время здание использовалось как зернохранилище и склады, а также книгохранилище парламентской библиотеки. 

Кстати, на этой мельнице трудился грузчиком пламенный революционер Лазарь Каганович, откуда был уволен за организацию акций протеста перед администрацией предприятия. Он жаловался на 12-часовой рабочий день и тяжеленные мешки, которые ему приходилось таскать.

Намоленное место на площади

Главная биографическая особенность храма Рождества Христова, созданного по проекту архитектора Меленского, – то, что здесь два дня оплакивали Тараса Шевченко, когда его прах перевозили из Петербурга в Канев в 1861 году. Архиепископ Петр Лебединцев вспоминал отпевание так: “К 4 часам, когда была назначена панихида и вынос из церкви к пароходу, стоявшего у цепного моста, не только церковь, но и двор оказались битком набиты. По Александровской улице, по шоссе, по горах Андреевской и Михайловской, и на горе у Царского сада стояло народа не меньше, чем бывает 15 июля, во время Владимирского крестного хода”.

Нынешнее здание церкви построено заново по старым чертежам в 2000-е годы, через 70 лет после расправы над ней большевиков. В годы СССР участь храма была такой же, как и многих других – в 30-е годы он был снесен, не спас его даже Кобзарь… На этом месте церкви были всегда. Предшественница храма появилась тут в 1810 году, сменив сгоревший в подольском пожаре храм Рождества Христова, стоявший с 1643-го, а тот, в свою очередь, занял место одноименной деревянной церкви, воздвигнутой еще во времена Владимира Крестителя.

 

Фуникулер – второй “лифт” в империи

Через дорогу от Почтовой площади расположена нижняя станция фуникулера, который связывает Подол с Верхним городом. Это второй фуникулер в Российской империи после одесского. Идея строительства этого “горного лифта” возникла у начальника служб пути Юго-Западной железной дороги Артура Абрагамсона. День рождения киевского фуникулера – 7 мая 1906 года. Он получил имя “Михайловский механический подъем” в честь покровителя Киева, Михайловской горы и Михайловского Златоверхого собора.

Впервые в Киеве именно здесь появились турникеты. Путь был короче нынешнего – соединял верхнюю террасу Владимирской горки и Боричев Ток. Дело в том, что хоть проект и предусматривал длину подъема 250 м, но поскольку не удалось договориться и снести внизу один частный дом, то “трассу” укоротили на 50 м. В 1928 году фуникулер был реконструирован, и линию продолжили еще на 38 м до ул. Сагайдачного – пришедшая на смену “проклятому царизму” советская власть быстро снесла “несговорчивое” строение, расчистив путь фуникулеру.

 

Куприн и его “почтовые нумера”

Старая застройка Почтовой площади сохранялась до 1970-х годов. Ею пожертвовали ради строительства метро и открытия одноименной станции. Единственным старым зданием на площади был дом №1, а накануне 2011-го его снесли – инвестор предпочел увидеть на этом месте офисный центр.

Кстати, застройку и нравы площади описывал писатель-классик Александр Куприн, который начинал свою писательскую деятельность именно в нашем городе над Днепром. Он публиковался в конце XIX века в местных газетах под псевдонимами Заратустра, Теплов, Поспелов, Алеко, А. К., но получал гроши, а однажды вместо гонорара ему даже всучили… женский корсет. Куприн расплатился им с горничной. 

“Я оказался в положении институтки, которую ни с того ни с сего завели бы в дебри лесов и оставили бы без одежды, пищи и компаса. Вдобавок самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских”, – писал он о начале своей киевской жизни. Писатель таскался по трущобам, пил и знался с весьма легкомысленными дамами. А потом учил начинающих литераторов: “Идите в народ и слушайте, смотрите, запоминайте!”.

 

Речной вокзал: пароход с позолотой

Здание это относительно молодое – родилось оно в 1957-1961 годах. Архитекторы – Вадим Гопкало (создатель Украинского дома, Центрального ЗАГСа и ресторана “Дубки”), Ладный, Слуцкий и Кантор.

Со стороны Днепра, на фоне зеленого моря легендарных киевских склонов, оно выглядит пришвартовавшимся прекрасным четырехпалубным лайнером, а с площади – этот стройный красавец корабль двухпалубный. Верхние этажи оформлены сплошной колоннадой. В центре возвышается “капитанская рубка”, где разместилась аппаратура релейной и телевизионной связи, сигнализации и просмотра фарватера. Венчает башню шпиль с каравеллой-флюгером длиной 1,5 м из оргстекла.

Ее мачты и паруса – из позолоченного дюралюминия. При всей легкости здания, интерьеры с высокими потолками и окнами, декоративными панно, майоликовые контуры с цветной штукатуркой и граффити создают впечатление солидности, монументальности. На первых двух этажах вокзала – кассовый зал, камеры хранения, служебные помещения, на верхних – почта, телеграф, залы ожидания, гостиница, ресторан. Багажное отделение с причалами соединяет тоннель. Одновременно тут могут обслуживаться 550 пассажиров. Вернее, могли. Сейчас Речвокзал одели в леса и принялись реконструировать.