Явление стиляг народу
Шок вызывало даже их появление осенью без головного убора с прической, где главенствовал специфически выполненный кок. Глядя на них, трудящиеся в фуражках-восьмиклинках”, с матерчатой пуговицей посередине и картонной вставкой для поддержки формы, рычали от возмущения: “Идиоты!”, “Западные извращенцы”!
Но такое представление о стилягах, что они, мол, стали выделяться из общей массы советских граждан только одеждой, было бы однобоким.
У стиляг появился особый, “свободолюбивый” стиль жизни, правильнее сказать — они стали открыто радоваться жизни: слушать джаз, целоваться на улице, танцевать буги-вуги… Это, пожалуй, был первый открытый вызов советской ментальности, серости и похожести. Власти всерьез стали опасаться стиляг, ибо “вызов стилем” начал “пробуждать” общество.
Карикатуры на стиляг в советской прессе по частоте и объему стали конкурировать с карикатурами на империалистов.
На Подоле, на Красной площади (ныне Контрактовой), напротив районной доски почета появился стенд сатиры комсомольского прожектора.
Видное место рядом с алкоголиками, тунеядцами и семейно-бытовыми хулиганами заняли карикатуры и “фотообличья” стиляг.
Удивительным, однако, было то, что в подавляющем своем большинстве стилягами “стали” интеллигентные ребята-студенты, молодые специалисты. Они успешно выполняли план, работая за станками и кульманами… Осознавая изъяны и недостатки слишком казарменного существующего строя, они увлеклись джазом (“чуждой и тлетворной” музыкой), читали Ремарка и Хемингуэя, балдели от ранних стихов Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулиной, которые, кстати, и сами были стилягами. Стилягам стали вредить: писать на работу, забирать в милицию, исключать из ВЛКСМ… Комсомольские патрули резали им брюки, галстуки, портили прически… Грустно и смешно, ведь это были нормальные ребята. Просто они не хотели, чтобы их записывали в патриоты силой! А другой, неофициальный путь в патриоты обществом не одобрялся!
В большинстве своем стиляги не стали антисоветчиками, диссидентами, тунеядцами и пьяницами. Повзрослев и “нагрузившись” семейно-бытовыми проблемами, они сами в 60-е годы “похоронили” свое “стиляжничество”, однако нанесли при этом первое тяжелое “ранение” существующему строю.
Поколение “Солнцедара”
Каждому поколению у нас привыкли навешивать ярлыки. Поколение “Пепси”, поколение Next…
Для поколения 1960-х “Солнцедар” — вино-образ, знак эпохи застоя.
Главное — выгодное, по карману, что-то около рубля. Впрочем, ностальгическую слезу можно пустить и при упоминании вина киевских студентов “Биомицина” (“Біле міцне” — 1,22 руб.), а если неожиданно появились “лишние” деньги — портвейн “Таврический” — 3,27 руб.; “Московская” водка — 2,87 руб.; “Столичная” — 3,07 руб. плюс сырок плавленый за 11 коп. Классика!
Впрочем, и других “чернил”, “огнетушителей” и “средств от тараканов” типа “плодово-ягодных”, “яблочных крепких”, “золотых осеней” и прочего в то время хватало с избытком. Под стать качеству напитков были и места для их употребления: всевозможные буфеты, столовые общепита, магазинчики “Кулинария” и т. д. Но особый уют создавали летние, заросшие диким виноградом, кафе: “Владимирская горка”, “Кукушка”, “Слоник”, буфеты со стойками при входе в парки культуры и отдыха трудящихся.
Не секрет, что и студенты, и молодые специалисты, да и вообще молодежь предпочитала перед посещением танцплощадки слегка “заправиться” упомянутым выше “Солнцедаром” или чем-либо другим. В Пионерском парке, около смотровой площадки с видом на Подол, находилось замечательное летнее кафе с народным названием “Слоник”. Такое название кафе получило от фигурки слоника на работающем вблизи заведения фонтане. Это, можно сказать, культовое кафе играло колоссальную роль в жизни молодежи. Оно позволяло оперативно и “культурно” распить принесенную бутылку за столиком, а не в подъезде или на скамейке (кстати, и то, и другое было под усиленным контролем милиции).
Работники кафе обеспечивали стаканами, а в ответ им оставляли пустую посуду. Кстати, для проформы в кафе (через окошко) отпускались какие-то непонятные шницели, но их мало кто брал.
Закусывали принесенными с собой плавлеными сырками и вареной колбасой. Ритм работы кафе был сумасшедшим, здесь не принято было долго засиживаться, так как надо было освобождать места для следующей компании с таким же “набором”. Поэтому застольные беседы здесь не велись. За 15—20 минут приняли “дозу” и встали…
После такой вот трапезы путь пролегал к открытой танцплощадке со специфическим народным названием “Жаба”, которая имела круглую форму и была огорожена зеленым деревянным частоколом с просветами.
Эта зеленая “Жаба” как бы притаилась в овраге около одной из многочисленных аллей. Во время движения танцующих людей она будто бы “дышала”, “двигалась”. Предполагаю, что именно поэтому она и получила свое оригинальное название. Аншлаг здесь был постоянно. На крытой сцене “вживую” выступал оркестр. Когда музыканты отдыхали, здесь крутили пластинки с популярными шлягерами тех лет. Интересно, что и в зимнее время танцы в Пионерском парке не прекращались. Они перемещались в крытый и отапливаемый павильон “Червона троянда”, который находился недалеко от несуществующего ныне стереокинотеатра “Дніпро”. А вот кафе “Слоник” зимой не работало. Поэтому бутылки зачастую распивали в туалетных кабинках “Червоної троянди”.
В мире животных
Официально все киевские летние танцплощадки так и назывались, как и везде, очень просто — “танцплощадка”. Однако не обделенные чувством юмора киевляне сами придумывали для каждой танцплощадки специфические названия: “Жаба”, “Кукушка”, “Крокодильчик”, а вспомним еще и упомянутое выше кафе “Слоник”. И увидим, что это какой-то специфический зоологический юмор. А ведь происхождение каждого названия имело определенные предпосылки. Летняя танцплощадка “Кукушка” была расположена в Первомайском парке на Петровской аллее вблизи так называемых “Кукушкиных дач”. В начале прошлого века здесь в густых кустарниках и шалашах, врытых в землю и укрытых дерном, ночевали “босяки” — бездомные люди, прозванные в народе “кукушками”. На зиму они переселялись в грязные ночлежки Подола.
А танцплощадку “Кукушка”, как и танцплощадку “Жаба”, закрыли в начале 1970-х годов. Что касается еще одной киевской летней танцплощадки с зоологическим названием “Крокодильчик”, то она успешно функционировала в парке имени Фрунзе на Куреневке до конца 70-х годов прошлого столетия. Затем на ее месте был построен крытый танцевальный павильон “Сучасник”, который впоследствии переоборудовали в клуб “Голливуд”. А сегодня здесь уже богемное казино Frееdom.
А теперь — дискотека
С появлением первых дискотек рухнула эра танцплощадок с чисто символической ценой входных билетов — 30 копеек. Остались только одни ностальгические воспоминания. Но нынешние пожилые киевляне, чья молодость прошла в те годы, все равно не унывают и продолжают собираться в Гидропарке, где танцуют, танцуют, танцуют…
Спасибо. Омолодили Вы меня лет на 50 с плюсом 🙂 Прошлое, обычно, окрашено розовым цветом приятных воспоминаний, но террор периода борьбы со стилягами приятных чувств не вызывает.Вспомнилось, кстати, ещё одно "злачное" место, которое Вы не отметили, т.к. очень уж незначительное. Но его неофициальное название стОит того, чтобы о нем вспомнили. На углу Жилянской и Красноармейской, напротив театра Музкомедии (все названия 50-летней давности, конечно) стояла Троицкая церковь, перенесенная сюда в середине 19 в из Троицкого переулка. Там, кстати, хранилась древняя икона с надписью "Образ Пр. Богородицы от Златых Врат перенесен. Лето от Адама 7207, от Р.Х. 1699 октября 20 дня" [КИЕВ, справочник, 1986г]. (Интересно, где сейчас эта икона?) В 50-х гг церковь разрушили, чтобы построить жилой дом. Дом долго не строили и на месте разрушенной церкви открыли "забегаловку", которая никогда не пустовала. Её неофициальное название было - "Уголок атеиста". По-моему, здорово! Народная мудрость!
Спасибо, очень хорошая статья!
Странно, я помню, что Жаба работала еще в конце 80-х. А сейчас иногда проезжаю мимо на велосипеде по дороге на Труханов остров, так судя по надписям и боевой раскраске площадка работала еще в 90-х???
sovershenno verno, ya eshe uspel potancevat' v zhabe, buduchi shkol'nikom, godu v 94-95m. Rabotala. A nadpisi i risunki, sudya po vsemu, poyavilis' uzhe posle togo kak ploshadka byla razrushena.