Ранее его земли составляли единое целое с левобережной частью Днепра. Состоятельные горожане пренебрегали живописными красотами слободки, предпочитая ей более окультуренные местности. Предмостная слободка, увы, сгорела в 1943 году, при отступлении фашистов. Длительное время там сохранялись лишь небольшие рыбацкие лачужки, да построенные по принципу “самозахвата” дачки, – хилые домишки, стоявшие на высоких деревянных столбах. Киевляне, по привычке, из-за многочисленных заливов, которыми была богата местность, именовали ее “Венецией”.

В начале 60-х годов ушедшего века на приличной территории (188 гектаров), усилиями города были оборудованы пляжи, спортивные площадки, и даже появилось два ресторана: “Мисливець” и “Млин”. Сообщение с Долобецким островом наладили благодаря возведению специального железобетонного моста, длиной 144 метра. С этого моста и доныне любят прыгать в воду любители острых ощущений. Словом, место облагородили, как могли, согласно вкусам и финансовым возможностям ушедшей эпохи.

Сто лет назад зажиточная киевская буржуазия предпочитала отдыхать в Никольской слободке, которая располагалась чуть дальше Предмостной (здесь теперь расположен Левобережный массив). Некогда Никольский Пустынный монастырь выкупил эту землю у мещан под сеножати, а позже сдал в долгосрочную аренду приличную часть территории. Здесь то и находилась “настоящая Венеция”, а точнее – Петровский парк, куда добирались в собственных или нанятых экипажах, на трамвае и пароходом, а возвращались в Киев, прокутив все денежки, порою пешком, любуясь пейзажами, меряя шагами тишину по красивейшему и, одновременно, длиннейшему Цепному мосту.

Сегодня у праздной киевской публики появились огромные возможности для приятного времяпрепровождения. К услугам отдыхающих тот самый Гидропарк, общенародный Труханов остров, сонм рестораций: и “просто неба” и под надежной крышей. Местные “диснейленды” конечно же, уступают своим заморским коллегам, но, как известно, “за неимением гербовой, пишут на обычной”. В разгар летнего сезона, когда не все киевляне выехали куда-нибудь в Баден-Баден, на острова Карибского бассейна или на худой конец, в Турцию, оставшейся публике я и хочу поведать о райских уголках Киева, которые любили, и ценили наши предки. В самом центре города, стоило подняться по внушительным лестницам, ведущим от Царской (Европейской) площади в Купеческий сад, чтобы всего за пятьдесят копеек окунуться в чарующую прелесть удаления от мирской суеты. Вот как описывали преимущества и недостатки Купеческого сада летописцы столетней давности: “По ходатайству Купеческого собрания, город сдал ему в долгосрочную аренду, лучший по местоположению, но крайне запущенный еще сравнительно очень недавно, уголок Царского сада. Собрание приложило массу стараний к благоустройству сада и может смело гордиться достигнутыми результатами; в настоящее время это – один из красивейших и живописнейших уголков Киева. Удивительно красивое положение его на выступе высокого холма, круто обрывающегося к Днепру и к Подолу; безукоризненная опрятность; множество красивых клумб, кустов и цветников; грациозное здание летнего вокзала, выстроенное в строгом русском стиле; наконец, очень хорошие оркестры, играющие здесь в течение летнего сезона, – все это представляет для киевлян, избалованных красотами, но неизбалованных благоустройством, столько привлекательного, что каждый правоверный киевлянин считает своим священным долгом бывать здесь если не ежедневно, то, во всяком случае, по несколько раз в неделю. Вид от площадки сада, возвышающегося над крутым обрывом, одинаково прекрасен и днем, и ночью. Но еще более красивое зрелище представляет сам Купеческий сад, если смотреть на него ночью с Днепра. Залитое электрическим светом, здание вокзала кажется каким-то сказочным воздушным замком. Из недостатков Купеческого сада следует, прежде всего, отметить незначительность его размеров. По вечерам, особенно в праздничные и воскресные дни, здесь бывает такая давка, что не только слушать музыку, или любоваться видами, но и гулять можно только с большим трудом и большими предосторожностями. Другим недостатком, на борьбу с которым, Купеческое собрание затрачивает немало средств, является зыбкость почвы, на которой расположен сад. Почва эта неуклонно из года в год сползает к Днепру и никакими мерами нельзя остановить этого движения. От этого страдает, впрочем, не только Купеческий сад, но и все другие сады, расположенные на Приднепровских холмах”. Купеческий сад в пору своего расцвета привлекал публику с начала мая и до начала осени. Здесь играл большой струнный оркестр, по понедельникам устраивались симфонические концерты. В летнем театре сада многие годы выступали украинские театральные труппы. Вот как описывал свои собственные впечатления от посещения Купеческого сада Александр Николаевич Вертинский: “Летом в Купеческом саду, в маленьком деревянном театрике, играла украинская труппа. Саксаганский, Садовский, Карпенко-Карый, Заньковецкая (украинская Комиссаржевская, как ее называли), Манько, Сагайдачный и многие другие чудесные, самобытные актеры составляли ядро этой труппы. Как играла “Наймичку” Заньковецкая! Четыре акта театр заливался слезами! Как смешил Саксаганский в роли парикмахера, авантюриста и жулика Голохвастого в пьесе “Крути, да не перекручивай”! Из-за одной его фразы: “Папаша! Это свинство”, – произносимой с совершенно непередаваемым юмором, стоило смотреть эту комедию… В Купеческом саду летом играл оркестр оперного театра, которым дирижировали известные в то время дирижеры Сафонов, Шнеефогт, Палицын, Эмиль Купер, Коутс и другие, приезжавшие из-за границы. Гастролировали и знаменитые скрипачи – Ян Крейза, Антон Берглер, Ян Кубелик…

Вход в сад стоил всего двадцать копеек (для гимназистов и студентов в обычные дни. – Авт.). Но и этих денег у нас не было. И мы, для того, чтобы попасть на концерт, пробирались со стороны Царского сада через забор или со стороны Александровской улицы, где нужно было взобраться на глазах у полицейских на огромный вал, обсаженный зеленым дерном, и потом пролезть через ряды колючей проволоки, разрывая одежду, и только тогда мы попадали в нижнюю часть сада, где стоял деревянный театрик Саксаганского. И мы лезли. И пролезали. И попадали в сад. И наслаждались музыкой. Да-с! Искусство требовало жертв. И мы их приносили, эти жертвы. Одних штанов сколько порвали…”.

Разрушили бывший Купеческий сад (в ту пору – Пионерский парк) в ходе подготовки к пресловутому празднованию 1500-летия Киева, ровно через сто лет после его основания, в 1982 году. Исчезла памятная многим киевлянам летняя эстрада, появилась громоздкая скульптурная композиция, символизирующая дружбу Украины и России, над которой разместили огромных размеров “радугу”, в просторечье именуемую то “ярмом Украины”, то памятником “погибшему велосипедисту”.

Почти рядом с Купеческим садом размещался некогда сад “Шато-де-Флер”, в котором находились два летних театра и вокзал, то есть эстрада с расположенными неподалеку столиками для зрителей. Киевская пресса, не без иронии отмечала в 1912 году, что “в последнем свела себе прочное гнездо интернациональная шансонетка. В театрах чередуются чаще всего оперетка и фарс. Сравнительно редко появляются и оперные труппы. В антрактах между представлениями в театрах играет оркестр, чаще всего военный. Иногда подвизаются на открытой сцене гимнасты, акробаты, куплетисты, капеллы и пр. Среди садов и театров этого, несколько фривольного типа, “Шато-де-Флер” пользуется все-таки репутацией приличного”.

“Почти рядом со зданием Публичной библиотеки помещаются более чем скромного вида ворота, ведущие в сад Царский, – констатировалось в практическом путеводителе по Киеву, изданном в 1913 году. Царский сад расположен на месте образцового плодового сада, заложенного Петром Великим, желавшим, как известно, насадить в Киеве садоводство, виноградарство и шелководство. Еще и теперь в Царском саду можно встретить довольно много плодовых и шелковых деревьев”. Доктор Лерхе оставил нам интересные воспоминания о том, как выглядел сад в конце XVIII столетия. “Поднявшись наверх, вы видите дворец на каменном фундаменте, воздвигнутый Императрицей Елизаветой Петровной. Позади дворца разведен великолепный сад в верхней аллее, откуда по ступенькам можно спуститься к двум оранжереям и винограднику, где великое множество плодовых деревьев и винограда. Поднимаясь на гору, вы видите весь Подол. Уступы верхнего сада ведут посетителя в долину роз, где красуется большое озеро с обильной ключевой водой”. Вы наверняка догадались, что речь идет о местности, где нынче располагается стадион “Динамо”. Когда-то весь южный, обращенный к городу склон Царского сада был занят виноградником, а долина роз украшалась большим количеством статуй. В теплицах и оранжереях произрастали редчайшие растения. В свое время Царский, или Государев сад снискал славу одного из самых красивых во всем Отечестве. После того, как Царский дворец сгорел, а случилось это в 1819 году, местность пришла в запустение. Однако после 1834 года, когда здание начало арендовать Заведение искусственных минеральных вод, наскоро переоборудовав домину для собственных нужд (устройство курзала, ванн, комнат для приезжих), дела бывшего дворца и окрестного парка улучшились. Весь сад и находящиеся при нем оранжереи сдали в аренду садовнику Христиани, который и устроил в 1862 году в знаменитой “долине роз” увеселительное заведение “Шато-де-Флер”. Теплицы и оранжереи перешли в арендное содержание знаменитой фирме Вессера. В 1900 году в парке, на месте сгоревшего устроили приличных размеров “вокзал”. В начале аллеи, ведущей в сад, построили каменное здание театра, который, хотя и назывался “летним”, функционировал круглый год. В этом театре, между прочим, было 1100 зрительских мест. Его постройка обошлась в 90 тысяч рублей, но затраченные средства уже через год вернулись с лихвой, так как публика очень любила заведение. “В новейшее время (1912 год. – Авт.), Царский сад обезображен “благами цивилизации” – водонапорной башней и вытяжной канализационной трубой. Только в последние годы Царский сад снова начинает привлекать внимание городского управления, которое несколько привело в порядок аллеи и древесные насаждения, устроило фонтан с гротом и пр., а в близком будущем намерено спланировать, крайне запущенную нижнюю террасу сада, выходящую на Днепр”. Поскольку “Шато-де-Флер” был лишь частью Царского сада, стоит сказать несколько слов об этом парке в целом. В начале прошлого века рядом с главным входом в “Шато” была устроена “шоссированная ездовая аллея”, получившая в 1909 году имя Петровской в честь победителя Полтавской баталии. Части Царского сада соединили легким железным мостом (автор – инженер-конструктор Евгений Патон). В части сада, примыкающей к дворцу была устроена великолепная по тем временам детская площадка. Место перед дворцом, где ранее на огромном плацу проводились смотры войскам, также засадили деревьями и устроили фонтаны. Даже сегодня кое-что от былой роскоши уцелело. В этом нетрудно убедиться, посетив Царский сад (по нынешним временам, кажется, – Мариинский).

Помимо перечисленных выше любимых мест народных гуляний, в старом Киеве существовала сеть увеселительных заведений мелкого пошиба. Увеселительные сады возникали ежегодно в больших количествах, но зачастую не доживали до окончания сезона. Придирчивая публика не прощала навязчивый сервис и заведомую скуку. Впрочем, несколько “загородных гуляний”, а именно “Нивка” и “Эльдорадо” по Киево-Брест-Литовскому шоссе и “Босфор” на левом берегу Днепра, хотя и не могли похвастаться наплывом гуляющей публики, но существовали много лет.

Труханов остров, где располагался Киевский Яхт-клуб, манил к себе городскую аристократию. Едва на флагштоке клуба поднимался адмиральский флаг, как, при первой же возможности киевляне устремлялись туда. Здесь был отменный и недорогой буфет с чаем, кофе, какао, мороженым и прохладительными напитками. Спиртным не торговали принципиально, и просили публику воздерживаться от курения.

Киевские сады прожили очень непростую жизнь. После Октября, когда все они прошли своеобразную инсинуацию и стали общественными, большинство превратились в безжизненные островки одичавшей природы. Правда, живучесть не до конца истребленной городской интеллигенции доказала свое право на существование, когда, вплоть до начала семидесятых годов прошлого века в Пионерском (бывшем Купеческом) саду, продолжали устраивать концерты. Далеким отголоском ушедшей эпохи может служить прекрасное стихотворение Бориса Пастернака, созданное им в 1930 году, вобравшее в себя яркие переживания автора, посетившего знаменитый киевский концерт замечательного пианиста Генриха Нейгауза, который состоялся на осколках именно Купеческого сада. Отрывком из этого маленького шедевра я и хочу закончить наше сегодняшнее путешествие.


Дрожат гаражи автобазы,
Нет-нет, как кость взблеснет костел.
Над парком падают топазы,
Слепых зарниц бурлит котел.

В саду – табак, на тротуаре –
Толпа, в толпе – гуденье пчел,
Разрывы туч, обрывки арий,
Недвижный Днепр, ночной Подол…


Запомню и не разбазарю:
Метель полночных маттиол.
Концерт и парк на крутояре.
Недвижный Днепр, ночной Подол.