Едва на Киев опускается ночь, они выгибают спины, расправляют каменные крылья и взмывают в темное небо. Долго кружат над городом, пугают запоздалых прохожих. С приближением рассвета чудища возвращаются: впиваются когтями в крышу, стены и застывают…
«Дом, конечно, странноватый, но поверьте, не найдется в Киеве человека, который не удостоит его взглядом», – сказал хозяин своим гостям в 1903 году. Вот уже больше ста лет спешащие по делам люди снова и снова поднимают головы, рассматривая каменных химер
Когда в 1891 г. амбициозный, но пока еще никому не известный выпускник Петербургской академии искусств приехал в Киев, никто даже не догадывался, как в скором времени он изменит город. Потомок польских дворян, Владислав Городецкий унаследовал революционные настроения своего отца – командира отряда польских повстанцев, только воплотил их в архитектуре.
Денег было мало, знакомых – тоже, и молодой специалист брал любые заказы. Деревянный стрелецкий тир и охотничий павильон вблизи Лукьяновского кладбища, а тем более уличные ретирады (так в старину называли сортиры) – эти первые работы уж никак не могли удовлетворить амбиций юного гения. И тут ему действительно повезло – грандиозный и одновременно творческий заказ – создание Городского музея древностей и искусств (ул. Грушевского, 6). Вскоре площадь украсило сооружение, напоминающее античный храм, – дорическая колоннада, портик и два огромных льва по бокам каменной лестницы. Тогда мало кто знал, что великолепным фасадом архитектору пришлось «закрыть» нехватку строительного бюджета: Общество любителей древностей собрало лишь половину требуемой суммы. Музей оставался незаконченным до 1970-х гг., однако этого почти никто не замечал. К тому же здание удачно завершило архитектурный ансамбль площади.
Одновременно Городецкий реализовывал другой проект – караимской кенасой по ул. Ярославов Вал, 7 можно любоваться и сегодня. Караимы – небольшая народность со своеобразными верованиями, в которых присутствуют элементы иудаизма, ислама и других религий. Кенаса на Ярославом Валу представляет собой нечто среднее между Альгамброй и восточным дворцом. Первоначально ее венчал купол, к сожалению, до наших дней он не сохранился. Сейчас здесь располагается Дом актера.
Римо-католики, жившие в Киеве, тоже нуждались в новом храме – старый уже не мог вместить всех прихожан. Созданный Городецким костел Св. Николая по ул. Большой Васильковской поразил общественность – это было первое здание, построенное из бетона, а толщина сводов местами составляла лишь около 8-ми см.
Талант молодого специалиста не все признали сразу, ведь музей и костел начинали создавать другие архитекторы, а он их только заканчивал. Чтобы навсегда прекратить ненужные разговоры и подтвердить свой профессиональный опыт, Владислав Городецкий решает возвести дом для себя, но такой, который потрясет воображение людей и заставит их восхищаться мастерством зодчего. Для этого нужно было перевернуть существующие представления о технологии строительства и законах архитектуры.
Начало впечатляло: Городецкий выбрал, по мнению современников, на редкость неудачное место – крутой и неудобный обрыв одного из холмов на Печерске. «Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея», – недоумевал киевский архитектор Александр Кобелев. Было заключено пари, и через два года Городецкий с гордостью показывал изумленным коллегам свой дом.
Для прочности здание поставили на набивные сваи (по тем временам это была революционная технология), с ул. Банковой оно имело 3 этажа, со стороны театра – 6. Запланированный как доходный (хозяин жил на первом этаже), дом включал ледовую комнату, отделение для экипажей, роскошные залы с каминами, спальни, отдельную лестницу для слуг и даже коровник – архитектор считал нужным поить постояльцев свежим молоком. Чудовищ, облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их отлили из бетона в известной мастерской скульпторов Саля. Внутри дом украсили многочисленные охотничьи трофеи.
Пожалуй, не меньше архитектурных изысков потрясала современников любовь зодчего к охоте. Закончив строительство и насладившись заслуженным триумфом, он отправляется в Африку – на сафари. Охота на львов, крокодилов и газелей – развлечение, не дешевое и в наши дни, а во времена Городецкого несколько месяцев на другом континенте стоили целое состояние. Неудивительно, что, возвратившись в Киев, он закладывает имущество. Вынужденный под давлением кредиторов расстаться с любимым домом, архитектор покидает его, пожелав новым владельцам всяческих неприятностей.
С тех пор хозяева Дома с химерами постоянно менялись. Сначала его выкупил французский консульский агент, потом он перешел к обществу сахарных заводов, затем – к господину С. Немцу. С 1912 г. здесь размещался штаб военно-трудовой дружины, позже – поликлиника №1. Со временем дом раскололся пополам – ширина трещины составляла 40 см. «Просто чудо, что он сохранился, – говорит Вадим Ильченко, архитектор группы реставраторов Дома с химерами. – Здание стояло на сваях, и за сто лет они потеряли свою несущую функцию. Конструкторам пришлось заново создавать под ним свайное поле».
Внутренне убранство странного дома за длительный срок тоже пострадало. В 2002 г. по инициативе Президента началась его реставрация. Здание собирались использовать для приема иностранных послов, а в свободные дни – проводить экскурсии. Но реставрационные работы завершилась как раз в октябре 2004 г., и планы не удалось реализовать. Новоизбранный Президент в нем тоже не поселился, хотя очень хотел. Мистика, да и только.
Городецкий больше нигде не повторил такой интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок, украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей – даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из бетона, который впоследствии покрыт перламутром. «Заслуга Натальи Косенко, руководителя группы реставраторов, в том, что она предложила восстановить цветовое оформление интерьера, – рассказывает Вадим Ильченко. – В результате оно стало таким, каким было при Городецком. А главную лестницу теперь украшают изображения газелей – рисунки зодчего перенесли на стены в виде фресок».
Искусствоведы, архитекторы, специалисты по недвижимости до сих пор не знают, к какому стилю отнести творения Владислава Городецкого. Они эклектичны, в них наиболее заметны элементы модерна и готики.
Улица Городецкого (бывшая Николаевская) названа так не случайно – здесь расположены одни из самых красивых домов в Киеве, которые проектировал архитектор вместе с другими известными зодчими – Г. Шлейфером и Е. Брадтманом. Четырехэтажный отель «Континенталь» (современная консерватория) – совместная работа с Г. Шлейфером. В 1896 г. по проекту Городецкого был возведен дом №11 – киевское отделение Российского сельскохозяйственного объединения «Работник». Верхние этажи этого здания были достроены позже, но в фасадной части и сегодня можно заметить авторский стиль знаменитого архитектора. Он же спроектировал и соседний дом (№13), где сейчас располагается Министерство юстиции Украины. Здание было выкуплено австрийским производителем мебели Й. Й. Кимаером – над фронтоном сохранилась цифра «1884» – год основания мебельной фабрики. И хотя сооружение пострадало вследствие пожаров, его затейливо украшенным фасадом можно любоваться до сих пор.
Еще один интересный дом, построенный по проекту архитектора, находится по ул. Олеся Гончара, 33. Не заметить его нельзя – сверху смотрит каменный лев, а вход во двор закрывают красивые железные ворота. «Это копия ворот одного из особняков в Париже, – рассказывает Вадим Ильченко. – Неудивительно, что они приглянулись Городецкому, ведь Франция – родина модерна».
После начала революции 1917 г. Городецкий уехал в Иран, чтобы продолжать заниматься любимым делом и впоследствии украсить далекую персидскую страну своими архитектурными творениями. Он больше не вернулся в Киев, но благодарные жители назвали в его честь улицу – именно этот талантливый зодчий сделал архитектуру города загадочной и неповторимой.
Двигаясь через Пассаж в сторону Липок, вы обязательно его увидите: человек в шляпе присел за столик, взял в руку чашечку кофе и навеки застыл в бронзе. Городецкий оставил киевлянам не только удивительные здания, но и массу загадок. К какому архитектурному стилю отнести костел Св. Николая со стрельчатыми башнями и ангелами, если издали он напоминает замок из песка? Почему улыбаются бетонные лягушки на фасаде Дома с химерами, а у каменных женщин на головах вместо волос – цветы и цепи? И по какой причине странный, расколотый надвое дом, вот уже второе столетие гордо возвышающийся на Печерском холме, ни одного гостя не впускает к себе надолго? Бронзовый архитектор лишь загадочно улыбается – догадывайтесь сами…
ВРЕЗЫ
В стены этого серого дома, похожего на замок, были вмурованы скульптурные изображения носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и прочих зверей, населявших Африку. Бетонные слоновые хоботы свисали над тротуарами и заменяли водосточные трубы. Из пасти носорогов капала вода. Серые каменные удавы поднимали головы из темных ниш. Владелец этого дома, инженер Городецкий, был страстным охотником. Он ездил охотиться в Африку. В память этих охот он разукрасил свой дом каменными фигурами зверей.
Константин Паустовский «Повесть о жизни»
В советские времена Городецкого называли инженером – тогда его основную заслугу видели в использовании новых технологий в строительстве. Современники по праву считали Владислава Владиславовича художником. Иногда Городецкого сравнивали с Дали – за лихо подкрученные вверх усы и за гениальное воплощение самых безумных идей
Чудаковатый архитектор-богач, позволивший себе иметь один из первых легковых автомобилей, заядлый охотник (вся квартира в Доме с химерами сплошь состояла из трофеев), бесстрашный летчик, поднимавшийся с первыми авиаторами на глазах изумленных зевак в открытое небо, франт, любивший эпатировать всех и вся (имел обезьянку, с которой прогуливался по городу, что в те времена шокировало) и прочая, прочая, прочая, а главное – большая умница и великий талант, вот кто такой Городецкий!
Александр Анисимов «Киев и киевляне. Я вызову любое столетие»
Додати коментар