«В нашу гавань заходили корабли»
«Ленинская кузница» не всегда строила корабли. Бывший Южно-русский машиностроительный завод был основан на Зверинце, потом переехал на Жилянскую. В 1924-м, в год смерти Ленина, предприятие переименовали в «Ленкузницу», а в 1928-м ему и вовсе поменяли профиль: родина приказала развивать речное пароходство и строить верфь. Определились и с местом: конечно, Рыбальский полуостров.
Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Татарстан, потом реконструировали. Буксиры, пассажирские теплоходы, рыболовные траулеры… О корабельном прошлом завода напоминает лишь поржавевший траулер «Фрегат» на берегу, так и не спущенный на воду. Былая мощь завода служит сегодня в том числе и шоу-бизнесу. В этих цехах снимали свои клипы Руслана, Александр Пономарев, Светлана Лобода. Вот такая промышленная эротика.
Еще одно старинное местное предприятие – Станция теплоснабжения (бывшая ТЭЦ-2, «в девичестве» – КРЭС). Ее строительство началось в 20-е годы прошлого века. В памятном старожилам 1931-м году, когда паводок превратил Рыбальский полуостров в остров, окна КРЭС даже пришлось забетонировать.
Двухэтажный остров: трасса над головой
Нынешние символы Рыбальского – мосты. Будущий Подольско-Воскресенский мостовой переход, кажется, пересекает каждую тропку. Куда не пойдешь – уткнешься в мостовую опору, куда не кинешь взглядом – упрешься в такую же. Трасса просто-таки перережет остров: над дорогами, над парком, над головами. Именно эта важная для города стройка перечеркнула здешний уют навсегда.
А старый ГаванЬский мост (с мягким знаком: от «гавани», а не «Гаваны») – музей имени себя под открытым небом. Со стороны Рыбальского уже разобран. Конец моста – как разрыв с прошлым: когда еще такое увидишь? Трудягу заездили. Вантовый мост – некогда гордость Киева и последнее слово в мостостроении – открыли в 1963-м как пешеходный. Построили слишком прочным, благодаря чему рискнули запустить автодвижение. Ну а далее… Сработанный и разжалованный в свои сорок с небольшим Гаваньский мост наблюдает за молодым правопреемником. Впереди – демонтаж.
Есть ли жизнь на Рыбальском?
Улица Электриков – это Рыбальский остров, Рыбальский остров – это улица Электриков. Фирменный адрес для всех здешних учреждений и жилых домов. Улицу назвали, разумеется, в честь работников местной электростанции.
Рыбальский, похоже, единственное в Киеве место, где отсутствует элитное жилье. Миниатюрный частный сектор – иллюстрация сказок Андерсена – когда-то был престижным микрорайоном. А вот на свои симпатичные двухэтажки местные жители жалуются: если квартиры становятся непригодными – не до любования.
Юрий Юзефович Гутовский, коренной житель Рыбальского острова и квартиры в одной из двухэтажек – пенсионер, но поскольку его подработки связаны с ежедневным велообъездом территории, всегда в курсе событий: «Тихо, спокойно у нас. Никогда никаких происшествий. Так… мелкие драки, милиция никогда не приезжает. Это такое большое село, где все друг друга знают, почти в центре Киева. Кто-то женился, кто-то родился, кто-то напился – все знают».
Пятиэтажная зона – общежития, коммуналки, детские городки во дворах и мини-крепость – всё так не похоже ни на один из киевских микрорайонов. Бельевые площадки здесь используют не под парковки, а… страшно сказать – по назначению. В одном из таких двориков, ближе к Ленкузнице, стоит «корабельно-тематическое» бетонное изваяние боцмана. Людмила Ивановна Дьяченко, жительница этого пятачка, оказавшаяся к тому же ведущим инженером завода «Ленинская кузница», просветила: «У нас когда-то был начальник жилищно-коммунального отдела – такой хозяйственный мужчина… Так вот с него слепили эту скульптуру. Это и ему тоже памятник».
Центр жизни острова – площадь у завода. Автобусы приходят на конечную всегда переполненными. Когда-то через весь город, между Рыбальским и Чоколовкой, ходил 71-й маршрут: долгие годы это был неизменный старый ЛАЗ, весело пыхтящий, с занавесочками. Рядом – бывший заводской Дворец культуры. Культуру отсюда выселили офисы, парикмахерские, церкви. А вот в бывшем ПТУ, где «Ленкузница» ковала себе кадры, теперь филиал Академии муниципального управления. Двое студентов интеллигентного вида с удовольствием делятся наблюдениями о здешней жизни. Денис Брагин: «Очень приятное место, нет суеты, крика. Приезжаешь на учебу, а попадаешь в другое измерение». Ярослав Сидоренко: «Тут и люди другие. Работяги ходят серьезные, на Крещатике такой экзотики не увидишь».
В планах перестройки Рыбальского интереса простых его жителей не наблюдается. Достроить мост метро – вот, пожалуй, программа-минимум, в осуществлении которой островитяне просто не мешают. А большие проекты – «Киевский Манхеттен» или «Киев-сити» – пока что остаются угрожающими макетами. Страшно, но теперь это называется переосмыслением территории.
А пока большую часть острова, как и раньше, занимают склады, мойки, автосалоны и прочие техсервисы. Хотя тут вполне комфортно и «Пятому каналу» под крышей главного корпуса «Ленкузницы». Оттуда открываются восхитительные, неизбитые виды на город… Офису «Рошен» здесь тоже удобно (по вполне понятным причинам).
И наконец, как не упомянуть еще об одном учреждении под кодовым названием «Остров»! Штаб-квартира военной разведки тоже находится (шепотом) на Рыбальском.
У монитора есть защита
Как Севастополь живет жизнью флота, так и наш Рыбальский жил когда-то праздниками корабелов, ветеранскими мероприятиями в парке Моряков.
Сегодня легендарный корабль-памятник, установленный на берегу Рыбальского острова, чтят, увы, только ветераны-моряки. И это трагедия страны – беспамятство, отречение. Около памятника шумно отдыхает с пивом стайка подростков, а на спортплощадке легально стоят автомобили.
Монитор «Железняков»
Монитор «Железняков» построили на Ленкузнице в 1936-м году и назвали в честь балтийского матроса-революционера Анатолия Железнякова. Монитор – это низкобортный бронированный артиллерийский корабль. Во время Второй мировой войны «Железняков» прошел с боями 40 тыс.км по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Черному и Азовскому морям. Защищал Николаев, Керчь, Херсон. Из каждого похода возвращался победителем, за что получил прозвище «Неуловимый». В 1965-м судно восстановили на родном заводе и водрузили на пъедестал. С тех пор корабль стал визиткой Рыбальского острова, частью его души. И душой учебной базы морской радиоразведки, размещавшейся рядом. Курсанты и открывали памятник, и всегда принимали тут присягу. А сколько героев было среди выпускников морского спецназа! Кстати, «учебку» на Рыбальском острове проходил известный писатель и режиссер Василий Шукшин. До чего же памятными были годы этой службы – сложными, значимыми в жизни страны. Ветеран 316-го отряда спецназначения (ОСНАЗ ВМФ), капитан III-го ранга запаса Николай Витальевич Шихерин с горечью вспоминает: «Ранее монитор опекала «Ленинская кузница», а сейчас – неизвестно… Наша ветеранская организация – одна из тех, кому небезразлична судьба этого судна. Мы не хотим, чтоб здесь построили бизнес- или торговый центр. Парк должен остаться местом отдыха и местом проведения мероприятий моряков-ветеранов. Ведь ежегодно в День Победы и День военно-морского флота мы обязательно здесь собираемся».
Самое страшное в судьбе монитора – юридическое бесправие, ничейность. ОСНАЗовцы считают делом чести сохранить свой корабль для потомков. А это люди слова: дружные, решительные. Сайт свой создали, не теряют связей.
Сюда, на остров, непременно следует наведаться. Хотя бы для того, чтобы увидеть нашу, киевскую «Аврору», рассмотреть с Рыбальского днепровские склоны. И наконец, чтобы понять: Рыбальский остров – это не только короткий путь на Оболонь, но и колоритнейший уголок Киева. Окруженный со всех сторон водой. Ну… почти со всех.
Додати коментар