В годы оккупации службы в соборе были возобновлены, но сразу после войны прекратились. А во времена правления Хрущева ситуация приняла даже комический вид: по утрам и вечерам в храме проходили богослужения, а днем собор вновь превращался в музей, по которому экскурсоводы водили посетителей. И все равно это было лучше, чем церкви, превращенные в склады. В одной из таких церквей – Николы на Притыке на Подоле – школьники получали учебники и тетради.
Простому люду было легче
Быть замеченным в то время на Пасху в церкви означало сорвать свое продвижение по службе, по комсомольской и партийной линии. Простому люду было легче – терять нечего! Народ выпекал пасхи, красил яйца… А дети очень любили играть в “цоканье” – битье пасхальных яиц. Кому удавалось разбить яйцо противника, тот забирал его себе. В первое воскресенье после Пасхи все киевляне, верующие и неверующие, посещали могилы родственников, на которых проводились как гражданские, так и церковные панихиды. Наконец, после многолетнего господства воинствующей безбожности в 1990 году решением Верховной Рады Украины Пасха, наряду с Рождеством и Троицей, была провозглашена в Украине официальным праздником.
Текст грешит излишней категоричностью. То, что Пасха в советское время не являлась официальным праздником, - заблуждение. Конечно, государство не участвовало в пасхальных церемониях, но вплоть до конца нэпа (примерно до 1929-1930 года) предоставляло трудящимся выходные в понедельник и вторник после Светлого Воскресения. Кстати, и в некоторые другие религиозные дни. Вот внутренняя страничка обложки записной книжки, выпущенной в Киеве в канун 1928 года, с календариком и перечнем праздничных дней.
http://www.ljplus.ru/img/m/i/mik_kiev/zapis.jpg" width="800" height="615" alt="53,67 КБ">
Уже после нэпа на церковь начали наезжать со всей дури "воинствующего безбожия", и на Пасху газеты призывали работяг устраивать воскресники, а храмы закрывали и взрывали.
А после войны, в особенности после Хрущева, участвовать в пасхальных службах было вполне доступным делом. Кто не хотел "светиться" - ходил не во Владимирский собор, а в маленькие окраинные храмы. Скажем, в Макарьевскую церковь на Татарке - любимый храм протестной интелигенции. Для комсомольцев была еще одна совершенно легальная возможность: записаться в отряд дружинников и пойти на пасхальную ночь в наряд. Я сам не раз ходил дежурить у ворот Покровского монастыря. Задача была - не пускать пьяных, а все остальные шли свободно. Где-то к началу крестного хода нам давали отбой, и можно было сунуть повязку в карман и пойти в храм. Почти все участники наряда так и делали.