Известно, что мед представляет собой целый набор витаминов, гроза вредных бактерий и токсинов, естественный анаболик. А для далеких предков это был, можно сказать, основной сладкий продукт – ведь сахар делать еще не умели. В древнем Киеве мед попадал на стол как в натуральном виде, так и в выпечке. Уже тогда популярнейшим кондитерским изделием стали медовые пряники, которыми торговали в лавках и с лотков.
Однако не всегда слово «мед» означало густую пахучую сладость. Когда рассказчики говорили «и я там был, мед-пиво пил», речь шла не о привычном нам продукте, а о так называемом «питном» меде – крепком алкогольном напитке. Его приготовляли путем длительного, многолетнего брожения смеси натурального меда и ягодных соков.
Как видно из летописей, киевляне в ту пору добывали достаточно меда и для стола, и для напитков, и даже для экспорта. Откуда же его брали? Разумеется, у пчел, но еще не одомашненных, а диких. Киев был окружен лесами, где пчелы устраивали гнезда и откладывали мед в дуплах. А люди в удобных местах сами оборудовали в живых деревьях искусственные дупла. После того, как там заводились рои пчел, борти (так назывались эти деревья) превращались в своеобразные фабрики меда для человека. Отдельные борти и целые «бортные угодья» высоко ценились, а за их повреждение или ограбление закон «Русской правды» предусматривал внушительный штраф. До сих пор память о древнем промысле сохраняется в названии киевской окраины Бортничи.
Украина – родина улья
Со временем все труднее было находить в лесах нужное количество деревьев для бортей. Тогда люди научились разводить пчел в старейших ульях – колодах. Из выдолбленных деревянных обрубков составляли целые пасеки (кстати, слово это – одного корня со словом «просека», потому что первые пасеки возникали на вырубленных участках леса).
Однако ульи-колоды были, так сказать, одноразовыми. Чтобы извлечь оттуда мед, пчел попросту уничтожали. Такая практика была не только варварской, но, в конечном счете, невыгодной, – ведь одна и та же пчелиная семья могла много раз снабжать людей медом. Выходом из тупика, в котором могло оказаться пчеловодство, стало введение привычных теперь разборных ульев. И приятно отметить, что важнейший шаг в этом направлении сделал наш земляк.
Петр Иванович Прокопович, уроженец Черниговщины, получил образование в Киево-Могилянской академии. Послужив в армии и приняв участие в суворовских походах, молодой офицер вышел в отставку и поселился в родительском имении. Там Прокопович всерьез увлекся пасечничеством. Неуемный, изобретательный ум и многолетняя практика помогли ему совершить подлинную революцию в пчеловодстве. В 1814 году Петр Иванович сконструировал рамочный «втулочный» улей. Этот пчелиный домик потом подвергся множеству усовершенствований, но основные идеи сохранились до сих пор. Люди извлекают рамки с медом, не причиняя вреда труженицам-пчелам.
Прокопович стремился распространить приобретенный опыт как можно шире. В 1828 году он открыл в своем селе Митченки школу пчеловодства (позже перенес ее в соседнее село Пальчики). Подобное учебное заведение в ту пору было единственным в Европе. Даже неграмотный мог освоить здесь азы полезного занятия при помощи особой азбуки пасечника – «Грамоты Прокоповича».
Пчеловода надо учить
Энтузиасты-пчеловоды и в дальнейшем появлялись в наших краях. Одним из них стал видный педагог, многолетний директор Киевской 1-й гимназии Алексей Фомич Андрияшев. Он разводил пчел прямо в городе (где сто лет назад были не только «каменные мешки» и «дворы-колодцы», но и зеленые уютные усадьбы), в 1897 году возглавил вновь учрежденное Южно-Русское общество пчеловодства. Этим делом заинтересовались и царские власти. Из казенных земель выделили около 8 десятин для практических занятий школы пчеловодства, которая по инициативе того же Андрияшева открылась около станции Боярка. При школе действовал склад пчеловодских принадлежностей. Можно было пройти бесплатный годичный курс обучения или летний краткосрочный «интенсив», после чего давали свидетельство специалиста. Опытные педагоги обучали правилам разведения пчел, выращивания медоносных культур, давали практические уроки изготовления ульев и других принадлежностей.
Сведения о грамотном пчеловодстве публиковались в многочисленных брошюрах, периодике (одно время в Киеве выходил «Ежегодник пчеловодства»). Когда в Киевской губернии ввели земское самоуправление, земцы активно способствовали финансированию пасек. На Всероссийской выставке 1913 года в специальном павильоне были в изобилии выставлены модели ульев, пчелиные кормушки и дымари, графики и диаграммы, отражающие распространение новейшего оборудования. Уже тогда появились специальные лаборатории, которые могли опознать фальсифицированный мед.
Пчеловоды в коротких штанишках
В советское время вроде бы мед был, но немалую его часть составлял фабричный суррогат – «искусственный мед». Впрочем, при большом желании граждане могли устраивать собственные пасеки хоть на балконах домов в озелененных городских районах. Это убедительно показал уроженец нашего города – знаменитый детский писатель, автор рассказов о Незнайке, Николай Носов.
Ранние годы жизни Носова прошли в Ирпене под Киевом. В тех местах он мог видеть много пасечных хозяйств. А впоследствии, уже войдя в литературу, Николай Николаевич написал повесть «Дневник Коли Синицына» о том, как обыкновенные мальчишки и девчонки в школьном саду сами оборудовали пасеку. Вот герой повести открывает для себя пользу меда: «Оказывается, мед – лечебное вещество. У кого больной желудок, или сердце, или легкие, или нервы, или еще что-нибудь, всем надо есть мед, и они быстро поправятся. А если у кого-нибудь нарыв или чирей, то надо намазать его медом и завязать тряпочкой, и чирей быстро пройдет». А вот он постигает устройство улья: «Оказалось, что улей – очень простая вещь. Это как будто большая деревянная коробка или ящик с дырой. Если в такой ящик посадить пчел, то пчелы будут в нем жить, строить из воска соты и приносить мед. Для того чтобы мед было легко доставать, пчеловоды придумали ставить в улей деревянные рамки с вощиной, то есть с тонкими листами воска. Пчелы строят соты на этой вощине, и, когда нужно достать мед, пчеловод достает рамки с готовыми сотами».
После выхода в свет «Дневника Коли Синицына» среди школьников всего Союза разгулялся пчеловодческий бум. Жаль, что теперь Носова издают не так много, как раньше. Может быть, и нынешние пацаны занялись бы прямо у себя в лоджиях увлекательным процессом получения в восковых сотах вкусного и полезного продукта. Не отдавать же такое серьезное дело в руки политиков, честное слово…
Додати коментар