Гонки по льду

Историческая летопись столичного ипподрома начинается с августа 1867 года, когда было дано добро на деятельность Киевского общества испытания лошадей. Кстати, с того же времени был “легализирован” и сам рысистый спорт в Киеве как таковой. На плане Киева 1880 года мы видим старый (возможно, первый) городской ипподром, который находился на Лукьяновке, приблизительно в том месте, где позже появилось танковое училище. Правда, объединение это просуществовало совсем недолго, и распалось, а ипподром оказался “ничейным” (таких случаев было несколько в его истории), но это не значит, что в городе пропал интерес к конным соревнованиям.После распада этого “общества испытания лошадей”, бега в Киеве продолжались: то на льду Днепра, зимой, то на пришедшем в упадок ипподроме летом. Но это были не правильно организованные состязания, а любительские споры о том, чья лошадь резвее. В 1885 году возникает новое общество – Киевское общество охотников конского бега, организатором которого был Аркадий Иванович Паншин, а его помощником – Евгений Иванович Кобец. Эта организация была построена уже на более серьезных принципах, в нее вошли уважаемые в городе люди. Президентом общества стал князь Николай Васильевич Репин – киевский губернский предводитель дворянства. По его инициативе был создан устав общества, избрано руководство, в которое вошли известнейшие меценаты и конезаводчики того времени: Бродский, Терещенко, Толли, Корчак-Новицкий, Паншин. Именно при их правлении были проведены первые в истории зимние и весенние бега, а также основано первое в России рысистое дерби стоимостью десять тысяч рублей. С 1889 года на Киевском ипподроме начал функционировать такой неизменный, доживший до нас атрибут, как тотализатор. Забегая наперед, отметим, что тотализатор оказался и очень консервативным: даже в начале ХХІ века его работа регулировалась правилами, утвержденными при Сталине.

 

С перерывом на Великую Отечественную

Общество охотников конского бега просуществовало до 1895 года и распалось, но появились новые. Некоторое время в Киеве параллельно существовали даже два ипподрома, принадлежащие двум разным обществам: Обществу поощрения рысистого коннозаводства (ему принадлежал ипподром на Печерске, по улице Суворова, 9) и Юго-Западному поощрительному скаковому обществу (ему принадлежало Скаковое поле в районе нынешнего метро “Шулявская”). На Печерском ипподроме вместо небольшой деревянной трибуны в 1915 году была построена основательная кирпичная (архитектор Рыков), которая в перестроенном виде сохранилась и до наших дней. Скачки здесь проходили непрерывно до 1958 года, кроме суровых лет Великой Отечественной войны. Но уже в сентябре-ноябре 1945 года, несмотря на непогоду, на нем было установлено пять местных рекордов. В 1960 году начато строительство нового Центрального ипподрома Украины – того самого, который мы знаем сегодня, расположенного на проспекте 40-летия Октября, 140.

Известно, что новый Киевский ипподром построен в 1962-69 годах (архитекторы Шерман, Маркитян, Пискуненко, и Телюк, инженеры Кобкин и Абросимов), по последнему на то время слову техники. Он занимает площадь 45 гектаров и представляет собой комплекс, который можно было бы назвать “королевством конного спорта”. Здесь предусмотрено практически все. По данным сайта www.horses.kiev.ua, пропускная способность Киевского ипподрома – более 400 лошадей в год. На главном поле – три дорожки: первая (внутренняя) дорожка служит для тренинга, имеет граншлаковое покрытие, ее размеры 1477м х 20м. Вторая дорожка называется призовая и предназначена для забега лошадей рысью, т.е. для тренинга и испытаний. Длина – 1600 м, ширина – 30 м, покрыта грунтом, близким по структуре к чернозему. Имеет виражи и дренажную систему с ливнеприемниками, уходящими в закрытую в бетон реку Нивку. Третья дорожка называется скаковая и служит для сбережения и наработки мускулатуры лошадей. Ее длина – 1800 м, ширина – 25 м. Эта дорожка песчаная по внешнему периметру и травяная по внутреннему. В центре бегового круга оборудовано конкурное поле и две площадки для выездки спортивных лошадей.

 

Великолепие, приходящее в запустение

На ипподроме имеется девять капитальных конюшен, построенных по индивидуальному проекту, на 40 денников каждая. В центре каждой конюшни имеется упряжной манеж, в конюшнях размещены служебные комнаты: сбруйники, кладовые для хранения фуража, бытовые комнаты. Конюшни оборудованы центральным отоплением, канализацией, водопроводом. Возле конюшен для каждого тренотделения устроены паддоки для выгула лошадей, а также хозяйственные пристройки. Кроме упомянутых конюшен, ипподром имеет переоборудованную деревянную конюшню на 50 денников.

При сооружении двухэтажного главного корпуса ипподрома применены сборные железобетонные конструкции, стекло, пластик, алюминий. Вдоль всего корпуса размещены открытые трибуны на 3500 мест, ресторан “Жокей” на 150 мест, два зала для посетителей на первом и втором этажах главного корпуса, где размещены службы тотализатора и судейской коллегии.

При ипподроме – общежитие на 100 мест для спортсменов. На территории – ветеринарный изолятор, ветеринарная лечебница, кузница, помещения для ремонта инвентаря, зернохранилище, автогараж, здание конторы с домом для приезжих.

Увы, в последние годы, многое из описанного пришло в запустение. Ипподром не раз уже пытались выселить, долгое время его сотрудникам не выплачивали зарплату. “Ограждения территории разваливаются, а по захламленной прилегающей территории бегают бездомные собаки. Это написано не в упрек администрации ипподрома, т.к. ипподром финансируется мэрией Киева. Ведь сегодня кормов не хватает, конюшни ветшают, снаряжение и шорные изделия стареют и не обновляются. О поставляемых для испытаний лошадях и говорить нечего – с конезаводов поступают лошади, которые после подножного корма еле-еле держатся на ногах”, – писалось о состоянии этого сооружения в буклете “125 лет Киевскому ипподрому”. К сожалению, за 15 лет особых перемен к лучшему здесь не произошло.