«Лишних»
выталкивали взашей


Киевский электрический трамвай, пущенный в 1892 году, был первым в Российской империи и вторым в Европе. От желающих испробовать новинку отбоя не было. Трамваи (которых явно не хватало) отходили от остановок, набитые народом до отказа; пассажиры, по выражению тогдашнего фельетониста, чувствовали себя «в положении творога, положенного под камень». Однако со временем число вагонов и маршрутов существенно увеличилось, так что публика ездила хоть и в некоторой тесноте, да не в обиде.
Но вот в феврале 1907 года Городская Дума приняла постановление: «О числе мест в вагонах». Его первый пункт гласил: «Число мест для пассажиров в каждом обращающемся на городском трамвае вагоне определяется отдельно для летнего и зимнего времени». Речь шла о местах на скамьях (которые, по тогдашнему устройству трамваев, тянулись вдоль салона) и на небольших площадках спереди и сзади вагона. Очевидно, разница в числе мест зимой и летом определялась тем, что в «зимнее время», т.е. с 1 октября по 1 апреля, пассажиры тепло одевались и соответственно занимали больше места. А пункт 4-й предостерегал: «Сверх определенного числа мест внутри вагона и на его площадках никакие пассажиры не должны приниматься в вагон. Стоять в проходах между местами в вагоне пассажирам воспрещается». На каждом вагоне снаружи и отдельно на каждой скамье внутри должны были устанавливаться таблички с указанием количества мест. Когда пассажиры занимали их, кондуктор выставлял специальный сигнал «Мест нет» и то же самое выкрикивал на каждой остановке.
Весной 1907-го постановление вошло в силу. И для киевлян, ездивших в трамвае, наступили веселенькие дни. Они пытались игнорировать новое правило, да не тут-то было. По приказу «отцов города», контроль над перевозками взяла на себя полиция. Полицейские чины могли на любой остановке зайти в вагон, пересчитать тех, кто в нем находился, и при выявлении «перебора» составляли на кондукторов протоколы. Чтобы избежать этого, кондукторы вместе с полицейскими просто выталкивали из трамвая в шею лишних пассажиров.


Сначала власти
боролись
за свою выгоду


Население возмутилось. Городской деятель и литератор-любитель Филипп Ясногурский в негодовании писал о том, что до постановления народ «теснился по мере возможности в вагонах, сидя или стоя, как на скамьях, так равно и в проходах, и на площадках, не причиняя друг другу ни малейшего вреда… Все было по-хорошему, но городские правители сотворили кавардак в обиду населения, дорожащего каждой секундой времени».
Ясногурский живописал неприглядную картину: «Учащаяся молодежь, малолетние детишки, плохо одетые, торопящиеся в классы и ожидающие во время стужи в известных местах вагонов, да масса взрослой публики теряют золотое время. Мимо них несутся трамваи при обычном выкрикивании кондукторов «нет местов». И плетутся несчастные малыши пешком в свои училища, захватывая при этом простуду, опаздывая и теряя уроки. А взрослая публика… ограничивается только тем, что оглашает воздух ругательством на чем свет стоит по адресу варваров, устроивших населению такую пакость».
А ведь все в городе понимали, что «отцы города» руководствовались отнюдь не заботой об удобстве простых граждан. Дело в том, что киевский трамвай эксплуатировало акционерное общество, которое получало довольно высокие доходы. Общество изначально заключило договор с городскими властями, в котором предусматривалось, что начиная с 1914 года город имел право выкупить трамвай в муниципальную собственность. Обусловленная выкупная сумма равнялась десятикратному среднегодовому доходу трамвайного общества за пять последних перед выкупом лет. Потому-то городская дума и решила заблаговременно урезать прибыли акционеров, чтобы потом поменьше заплатить.


… А потом –
за электорат


Правда, в 1910-м, когда Ясногурский писал свои обличительные строки, положение несколько выправилось. Во-первых, городские власти, не отменяя своего постановления, все же утихомирили полицейское рвение. Подходил срок очередных выборов в городскую думу, так что «отцам города» волей-неволей пришлось позаботиться о благосклонности электората. Стражи порядка уже не кидались на стоящих пассажиров. А во-вторых, трамвайное общество тоже не дремало. Как раз за эти годы при Лукьяновском депо была построена новая электростанция, и на многолюдных маршрутах стали активно использоваться более мощные и вместительные четырехосные вагоны.
Кто-то может сделать из этого вывод, что ограничение на стоячие места все же привело к положительным сдвигам. Так-то оно так. Но нужно помнить самое главное: за все это время хозяева трамвая, оставаясь с немалой прибылью, ни разу ни на копейку не увеличивали тарифы за проезд