Набережная правого берега Днепра, запроектированная в 30-х годах ХХ века и построенная в 30-50-х годах, предназначалась для выполнения 4 основных функций
-
Защита от паводков, регулярно провоцировавших катастрофические подтопления селитебных, промышленных и прочих территорий г.Киева (Подол, Русановка ), расположенных на 90-100-х планировочных отметках:
-
Причальная набережная — система лестниц-спусков с верхних отметок и надводный горизонт;
-
Пешеходный променад — широкий тротуар, занимавший 40-50% ширины горизонтальной полосы от парапета до подножия склонов;
-
Набережное шоссе.
Пристань у общественно- |
При этом позиции 2-3 были рассматривались в контексте комплексной реконструкции склонов с выполнением 4 спусков в виде лестниц и эскалаторов.
– в районе Колонны Магдебургского права (архитурно-проектная группа Гидродортреста, арх.Р.Крамер);
– от стадиона «Динамо», через Петровскую аллею;
– от площади перед Мариинским дворцом через Козловский переулок, со строительством на Козловской улице экскурсионно-туристской базы (архитурно-проектная группа Гидродортреста, арх.В.Геккер);
– начиная с выхода на склоны магистрали, соединяющей Бессарабку с Печерском, опоясывая укрепления времен Николая 1.
До начала войны был реализован только парадный лестничный каскад с ул.Кирова (Владимирский спуск) к Колонне Магдебургского права. Рассматривались варианты реализации 3-х пешеходных «горизонтов», связанных как упомянутыми выше парадными лестницами с эскалаторами, так и трассированными по склонам серпантинными дорожками.
– Верхний — начиная с Владимирской горки через каскад парков с беседками, бельведерами и видовыми площадками.
– Средний — вдоль Петровской аллеи с ресторанами, беседками, бельведерами и видовыми площадками.
– Нижний — по набережной вдоль подножия склонов.
Панорама Днепра при |
Современное состояние территории набережной и прилегающих склонов сложилось в течении послевоенного периода 1945-2002 гг. В связи с значительным увеличением количества автомобильного транспорта, увеличением количества мостов через Днепр, ширина шоссе увеличена до 22 метров за счет сужения променадного тротуара вдоль парапета набережной . Реконструированные трамвайные пути укреплены подпорными стенами. Они, в свою очередь, отделены следующей полосой подпорных стен от нижней терассы склонов. Организованный подход к нижней терассе склонов и прогулочные дорожки на ней отсутствуют. В настоящее время нижняя терасса и склоны в целом покрыты неорганизованными зелеными насаждениями, переуплотненными вследствии их самосеяного происхождения. Это провоцирует их активный рост в высоту без развития объема кроны, сопровождающийся отмиранием нижних ветвей, лишенных солнечного света. Наблюдается картина, характерная для необслуживаемого леса — практически лишенные травяного покрытия, из-за недостатка солнечногосвета, выветренные склоны покрыты значительным количеством сухостоя, обломками сухих ветвей, поверхностно развивающейся, взаимно переплетенной корневой системой.
Застройка части территории, прилегающей к набережной в границах Почтовая площадь-Колонна Магдебургсого права — Пешеходный мост сложился еще в начале ХХ века. Собственно правобережные склоны на этом отрезке являются объектом охраняемого ландшафта, согласно Решений Киевгорисполкома № 920 от 16.07.1979г. и Распоряжением КМДА № 979 от 17.05.02г.)
Вариант застройки набережной. |
Ряд объектов застройки этой территории находятся под охраной как памятники архитектуры разной степени охраны, от нововыявленых до памятников национального значения, включены в Свод памятников Украины.
Застройка набережной состоит из зданий и сооружений общественного назначения, жилых зданий с встроенно-пристроенными помещениями торговли, обслуживания, инженерных сооружений укрепления склонов и сопутствующей им инженерно-транспортной инфрастуктуры. Существующие здания — памятники, при условии обязательного получения разрешения Кабинета министров Украины на изменение облика памятников — подлежат реабилитации согласно утвержденных памятникоохранными органами плановых и реставрационных заданий. Исключение составляют подходы к памятнику оборонной архитектуры национального значения Никольскому форту (Ки§ вська фортеця, Стіна нижня напівкругла 1856 р.Постанова Ради Міністрів УРСР від 06.09.79 № 442 Кат.охор.: загальнодержавна Охорон.№ 867/2) и прилегающая к нему территория. Проектом предлагается его реабилитация в мемориальный комплекс Стены памяти и будет детально разрабатываться на следующей стадии «предпроектных проработок».
Номенклатура зданий и сооружений общественного назначения
– Гостинично-ресторанные комплексы
– Зрелищно- развлекательные комплексы
– Комплексы казино
– Комплексы семейного отдыха
– Художественные галереи-салоны
– Бутик — галереи
– Торговые пассажи
– Жилые дома ( апартаментного типа)
Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г. |
Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г. |
Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г. |
Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г. |
Предпроектные предложения по застройки набережной правого берега реки Днепр. Киев 2004 г. |
Их технико-экономические характеристики определены плановыми заданиями заказчика
Номенклатура зданий и сооружений инженерно-транспортной
инфраструктуры
– пешеходный променад, благоустройство пешеходного променада.
– Пешеходные мосты и лестницы спуска на уровень пешеходного променада
– Инженерный коллектор
– Трансформаторные подстанции
– Транспортный транзитный колектор 8-ми рядный
– Парковки для автомобилей под пешеходным променадом
Внутренний двор. |
Потребность в источниках энергии и мощности инженерных сооружений будет определена расчетом с учетом объемов, полученных при проектировании элементов застройки. Целью выполняемого проекта является создание классического урбанизированного набережного променада, адаптированного к специфическим условиям культурного ландшафта г.Киева, с органичной интеграцией реабилитированных для использования в современных условиях памятников исторического наследия и магистрали городского значения набережного шоссе — исторически сложившейся, неотъемлемой составля-ющей транспортной сети Киева.
Для решения этой задачи был принят набор постулированных граничных условий :
– реабилитация правобережных склонов имеющих естественный перепад планировочных отметок 95.0-100.0 метров (объекта охраняемого ландшафта согласно Решениям Киевгорисполкома № 920 от 16.07.1979г. и Распоряжением КМДА № 979 от 17.05.02г.),
– в форме превращения их современного лесо-парка в благоустройстроенные и упорядоченные ландшафтные парки,
– обеспечение постоянного паркового режима эксплуатации — создание традиционного событийного ряда : места отдыха (скамьи, беседки, бельведеры) — парковые кафе-клубы — павильоны развлечений — видовые площадки — места фотографирования;
– обеспечение организованной и технически обслуживаемой, современной вертикальной и горизонтальной пешеходно-транспортной инфраструктуры (дорожки-теренкуры, лестни-цы, эскалаторы, фуникулеры).
– проектирование застройки капитальными зданиями малой этажности, которые не могли бы девальвировать главное достоинство Киева, наиболее выразительную часть культурного ландшафта — правобе-режные склоны. Такая этажность, по убеждению авторов, составляет 3-4,5 этажа
– парцелляция застройки –
– предлагаемая градостроительная модель не должна блокировать визуальные и пешеходные контакты со склонами
– быть увязанной с ритмом каньонов и останцев существующего склона.
– согласно разработанной схемы застройки большая парцелла составляет 190-200 метров, малая — 95-100 метров
– малые ( 25-30 м) и большие ( 50-55 м) разрывы между зданиями чередуются, создавая усложненный ритм застройки
– малые разрывы обустраиваются подпорными стенами и каскадными лестницами
– большие разрыв дают выход непосредственно на склоны
– комплекс застройки набережной, реабилитации прилегающих склонов и территории Наводницкого парка является неотъемлемой частью общей концепции реабилитации правобережной части Днепровского каньона, его верхнего, среднего и нижнего горизонтов, его пешеходно-транспортной схемы, схемы инженерного обеспече-ния в рамках нижнего прибрежного горизонта, интегрироваться в общий комплекс инженерно-противооползневых мероприятий.
– современная оптимизированная транспортная схема
– организация транзитных транспортных потоков ,
– парковки автомобилей посетителей и работников объектов застройки,
– движения пассажирского транспорта,
– обустройства его остановок
– обеспечение оптимальной лестнично-эскалаторно-лифтовой связи остановок транспорта и стоянок автомобилей с уровнем пешеходного променада.
Там далеко не все проекты АС... Тем паче, что в арх, союзе несколько бюро и мастерских....
Так получилось, что я с Архитектурным Союхом работаю и видел план застройки. Вся набережная, почти от моста Патона до Подола. Плюс 2 небоскрёба на искусственных островах. Вот так вот. Правдо это пока на уровне Бабушкинского бюро.
уроды ...
Ну вот кто бы донёс до этих гениев архитектуры и их "воинствующего предводителя" мысль, что металл и зеркальное стекло - это дешевые и удобные, но не киевские строительные материалы?
Мы