Мои первые скульптуры были из природных материалов, я вырезал их на месте. Никаких эскизов, всё делали быстро: приехали и, пока хорошая погода, вырезали. Это были «сигнальные скульптуры», они презентовали саму идею необычных памятников. А вот с «Ёжиком в тумане» пришлось повозиться — подобрать материал, крепление, продумать саму идею. В результате такая декоративная ландшафтная скульптурка сегодня притягивает к себе всё внимание, хотя рядом — бронзовый монумент (Памятник «Защитникам границ Отечества всех поколений». — Прим. ред.)
Я никогда не занимался разрешениями на установку скульптур. Всегда находились люди, которые помогали с этим. Да и первые скульптуры не являются скульптурами как таковыми — это ландшафтные объекты, которые можно в любой момент куда-нибудь перенести. Но поскольку эти объекты понравились горожанам, их не убирают.
Я встречаюсь с полярными мнениями по поводу своих объектов: одни говорят, что это китч, что в Киеве — храмы, золотые купола, князья жили, а Скритуцкий тут понаставил всякого. Другие, наоборот, считают, что это спасение от напряжённости, от ситуации, когда человек летит на работу и ни на что не обращает внимания. А тут зацепка — он остановился, посмотрел, задумался. Вреда это никому не принесёт. Тем не менее защищать грудью свои скульптуры я не буду. Лучше буду делать новые. К советам и замечаниям со стороны оппонентов готов прислушиваться.
Есть один городской сумасшедший — бизнесмен, готовый вкладывать деньги в развитие города и установку скульптур. Он меня финансировал, давал возможность что-то делать. Уже потом на меня стали обращать внимание, предлагать крупные проекты. Сейчас мы сдружились с городской администрацией, обращаемся со своими проектами в мэрию — Попов поддерживает, объекты обсуждаем и утверждаем с главным архитектором Сергеем Целовальником. Через общественную организацию «Киев-2025. Стратегия развития» находятся люди, которые нас поддерживают.
Вообще-то, в моих скульптурах продумана антивандальность: там нет выпуклых деталей, которые можно отбить, отломать. Но в сравнении с каменными памятниками мои работы всё-таки хрупки. Например, одну мозаичную работу на Пейзажной аллее из пневматики расстреляли. Поэтому есть целая бригада ребят, которая каждый месяц ремонтирует эти скульптуры. Мой номер телефона знают местные жители, они сообщают, если с памятниками какие-то неполадки.
Меня раздражают сегодняшние бронзовые идолы «на злобу дня». Если раньше та же скульптура Ленина была высококвалифицированной работой высокого уровня, то сейчас появляются «Шевченки» и «Украинки», которые иногда очень смешны, гротескны, но сделаны из бронзы или гранита — их уже не исправишь. Нужно ответственно относиться к установке такой скульптуры, несколько лет её собирать, чтобы автор потом не оправдывался сжатыми сроками. И ещё: объекты искусства, особенно те, что установлены в городе, должны цеплять зрителя, что-то сообщать ему. Люди тогда придут домой и посмотрят в интернете, что это. В противном случае просто пройдут мимо.
Пейзажная аллея была замусоренными задворками. Мне предложили поучаствовать в облагораживании этого места. Нужно было агрессивно разбавить серую обстановку, поэтому выбраны такие непривычные для Киева формы, цвета и эмоции. Так и появилась первая площадка, которая притягивает людей. На Пейзажную аллею никто не претендовал десятки лет, но как только появился Скритуцкий, появилась масса критики. Есть немало других неосвоенных территорий, где можно реализовать себя. Хочется создавать подобные проекты в спальных районах, где глазу не за что зацепиться. Там можно расписывать стены, и если в центре города сложно подобрать нужные краски, то в спальниках даже самая смелая палитра подойдёт. Очень хотелось бы получить поддержку районных властей и установить там яркие интересные объекты.
В рамках проекта «Киев Фэшн Парк» я превращал эскизы наших модельеров в объёмные произведения. Но больше в этом не участвую. Это недостаточно продуманная идея — не было единой концепции, все объекты концентрировали в одном месте. Осталось много неосвоенных территорий, где скульптуры не мешали бы друг другу и людям вокруг них не приходилось бы толпиться.
А где находится скульптура на самой первой фотографии?
Например, где-то в Берлине есть памятник женщинам, разбиравшим послевоенные развалины
> Если раньше та же скульптура Ленина была высококвалифицированной работой высокого уровня, то сейчас появляются «Шевченки» и «Украинки», которые иногда очень смешны, гротескны, но сделаны из бронзы или гранита — их уже не исправишь.
Де це в Києві з'являються бронзові і гранітні "Шевченки" і "Українки"? А якщо він не лише про Київ - то чому скульптура Леніна в однині?