Современные исследователи самой страшной катастрофы украинского народа продолжают свой кропотливый труд, но опять-таки в условиях бешеного идеологического и политического давления, корни которого уходят в московские кабинеты. Дефиниции типа «так называемый голодомор» звучат из уст не только высших российских политиков, но и украинских. Неудивительно, что доморощенные манкурты (среди них идеологические потомки Постышевых и Кагановичей Василий Волга и Александр Голуб) консультируют украинофобский по сути «документальный» фильм «Голодомор-33. Невыученные уроки истории», вышедший на российском телеканале РТР как раз накануне скорбного Дня памяти жертв голодоморов и политических репрессий. Печально это признавать, но не вызывает уже удивления и неадекватная реакция-отказ президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на приглашение президента Украины Виктора Ющенко принять участие в мероприятиях, посвященных 75-й годовщине Голодомора 1932—1933 годов. Между тем — нам «своє робить». Память о погибших, замученных голодом не должна быть формализированной. «Жертвы ждут мести и справедливого суда истории. Кроме молитвы, все, что мы можем сделать для бесчисленных этих мучеников, — это помнить. Что значит: знать, исследовать, зафиксировать и анализировать события», — писал еще в 1983 году профессор Сорбонны Ален Безансон.



Образное представление коллективизированного села в экспозиции, посвященной Голодомору в Белоцерковском краеведческом музее. Комната из двух частей (крестьяне и откомандированные из городов партийные руководители), опутанная оковами неволи. На стене в «кабинете руководителя» — двойной портрет Ленина как символ двуличия советской власти


Музей Голодомора как преступления коммунистического режима тревожит и сознание, и самые тонкие струны человеческих чувств — это новый, сложный и, видимо, в чем-то страшный шаг для Украинского государства. О таком музее впервые официально заговорили в 2003-м. С тех пор его возможное место расположения «на бумаге» отдалялось и отдалялось от центра столицы: улица Трехсвятительская, Михайловская площадь, Арсенальная площадь, Старонаводницкая улица. В августе 2007 года Киевский градостроительный совет утверждал проект Мемориала жертв Голодомора, «одним из элементов» которого является музей. В настоящий момент свечу-мемориал строят в низине за парком Славы. Впрочем, музей остается на втором, а то и третьем плане — как несущественное приложение к художественному монументу. Не создана даже рабочая группа по подготовке концепции Музея Голодомора, не проведены широкие общественные слушания. А между тем сделан заказ зарубежной фирме готовить проект…


Зачем музей?
Создание Музея Голодомора — это тест для нынешнего украинского общества. Тест на открытость и зрелость сознания, на состояние морали, восприятие человеческих ценностей. А также на состояние развития в государстве науки и технологий.


Мировой опыт современных музеев, связанных с национальной и исторической памятью, показывает, что они создаются не только для информирования, но и для обучения. Память о Голодоморе может воспитывать в будущих поколениях черты, которые станут прививкой от ненависти. Это должен быть музей общественных процессов, где украинцы и иностранцы смогут осмыслить механизм действия тоталитаризма.


Для этого необходимо не просто здание с выставочными залами, стендами и вит­ринами, а образная, целостная и при этом информативная экспозиция с использованием новейших технологий музейного дела. В частности, современного дизайна, пространственного решения, освещения и звукового оформления, благодаря чему люди смогут «погрузиться» в мир фак­тов и в смоделированной атмосфере «земного ада» осознать, насколько тяжкое преступление совершено над народом и сколь ужасными являются его последствия. Экспозиция такого музея дала бы возможность посредством визуализации образа трагедии понять, как ее отголос­ки до сих пор сказываются и блокируют наше развитие. Наглядность проблемы будет стимулировать стремление ее преодолеть.


Целью указанного музея может быть:


— сохранение памяти о погибших во время Великого голода, приобщение родовой и локальной памяти к общенациональной;


— визуализация механизма осознанного уничтожения людей в контексте природы тоталитаризма;


— вынесение памяти о Великом голоде в Украине в общечеловеческое измерение, чтобы предостеречь человечество от повторения аналогичных массовых преступлений.


По мнению канадского историка Ро­мана Сербина, Музей Голодомора должен стать центром изучения всех геноцидов посредством голода. Исследование должно дать ответ на вопрос: что объединяет и отличает методы уничтожения голодом, применяемые различными тоталитар­ными режимами. Ведь голод использовали в качестве средства подавления движений за государственность в национальных республиках СССР: Беларуси, Ка­захстане, некоторых регионах Российской Федерации. Мир знает примеры применения «голодного оружия» — против американских индейцев, ирландцев, ленинградцев, жителей Биафры, тибетцев.


Мировой музейный опыт
Самый значительный опыт сохранения исторической памяти разных народов, очевидно, накопили Соединенные Штаты Америки. Здесь имеется порядка 200 музеев и научно-образовательных центров Холокоста, мемориалы и музеи индейцев, афроамериканцев, японцев, ирландцев. В украинских музеях США есть и экспозиции, посвященные Голодомору 1932—1933 годов. С лучшими такими заведениями в пяти штатах при поддержке Госдепартамента США в апреле 2006 года ознакомились ряд украинских историков и автор этих строк.


Самый известный из американских музеев памяти — Национальный музей Холокоста в Вашингтоне. Вестибюль его оформлен как железнодорожный вокзал. Каждый посетитель может пройти через товарный вагон, в которых вывозили в лагеря смерти. Один из залов — в виде деревянного барака Аушвица. Целый зал отведен под два огромных ящика, куда сбрасывали обувь погибших. На стеклянной стене — названия тысяч еврейских местечек (штетлов), уничтоженных во время Второй мировой войны. На экранах в экспозиционных залах постоянно меняются фото тех времен, кадры кинохроники. Каждый желающий может свободно войти в кинозал (дверь не закрыва­ется) и посмотреть фильмы (их показывают непрерывно). В отдельном зале — удобные кабинки с экранами, здесь можно посмотреть кинохронику. На экранах в залах — видеовоспоминания очевидцев. Много пространства, свободного места, ком­нат со скамьями, где посетители могут побыть наедине, осмыслить, обсудить увиденное с другими, почитать литературу.


Мемориальный фонд Холокоста в мес­течке Скоки (штат Иллинойс) предоставляет услуги для педагогов и их учени­ков. Одно из главных достижений фонда — реализация в 1990 году пожеланий относительно изучения вопросов Холокоста в Иллинойсе. Здесь имеются библиотека, видеотека, методический центр для учителей, где можно в соответствии со школьной программой штата Иллинойс подобрать материалы о геноциде других народов. Стражи порядка, дипломаты, политики приходят в музей, чтобы собст­венными глазами увидеть, к чему может привести злоупотребление властью.


Бирмингемский институт гражданских прав (Бирмингем, штат Алабама) в рам­ках просветительской деятельности распространяет знания о борьбе афроаме­риканского населения города за возможность принимать полноправное участие в городском самоуправлении и деловой жиз­ни. Безразличные люди никогда ничего не делают для страдающих, а музей про­буждает человеческие души, побужда­ет заново учиться заботиться друг о друге.


В Украинском национальном музее в Чикаго (Иллинойс) действует постоян­ная экспозиция о Голодоморе. Здесь есть предметы сакрального искусства, церковное золото и книги, которые в 30-е годы вывозили из Украины и продавали на черном рынке в Бруклине. Украинский музей-архив в Кливленде (штат Огайо) хранит документы о генеалогии людей, погибших в Украине во время Голодомора. Говорит директор архива Андрей Фединс­кий: «Мы работаем, чтобы эти коллекции можно было отправить в Украину, чтобы мы эти собрания смогли объединить. Нужна сеть украинских архивов — университетов, отделений истории, украинского языка и литературы, музеев. Мы пытаемся создать в Кливленде модель такого архива».


Команда профессионалов
В обществе имеются различные взгляды на визуальное, информационное наполнение и эмоциональную нагрузку будущего Музея Голодомора. Диапазон — от нескольких комнат со стендами до образной целостной экспозиции в многоэтажном здании с использованием совре­менных технологий музейного дела. Кто-то предлагает ограничиться 1932—1933 годами, кто-то — показать причины Голо­домора, продемонстрировав «доколхозную» украинскую цивилизацию и «построение социализма» в 1918—1930 годах. Другие, для донесения правды о 1932—1933 годах, призывают не обойти вниманием также последствия Голодомора, труд исследователей и общественных деятелей в Украине и за рубежом. Если же взять за основу мысль, что геноцид — это не только Голодомор, но и комплекс мер против свободолюбия украинцев, то нужно представить в целостном виде и политический строй, при котором стало возможным сознательное уничтожение людей голодом.


Экспонатами музея может стать все, что воспроизводит тогдашнюю атмосферу: кожанки чекистов, «шпирхачів» и комбедовцев, плакаты и открытки с призывами уничтожить классовых врагов, газетные публикации, архивные документы, удостоверения НКВД, награды, интерьеры застенков, крестьянскую одежду и предметы быта, «воронки» и колючую проволоку, пластинки с записями речей вождей, фото, сибирские бараки для депортированных, модель крематория для сжигания умерших от голода… С больших экранов о страшных годах будут рассказывать очевидцы. Впрочем, не следует забывать и о таком понятии, как «травматическое отстранение»: можно так повлиять на эмоции посетителей, что они захотят мгновенно забыть об ужасе, увиденном в музее. Следовательно, разрабатывать экспозицию должна команда из профессионалов различных отраслей гуманитарных знаний.


Работа над серьезным научно-просветительским заведением начинается задолго до возведения его здания. Сначала создается научная база, разрабатывается концепция, тематико-экспозиционный план. Например, работа над известным Национальным музеем Холокоста в Вашингтоне началась с создания архива. И только восемь лет спустя было возведено здание и размещена музейная экспозиция. Первое, что нужно сделать, — это создать рабочую группу для разработки проекта Музея Голодомора, которая объединит ведущих историков, музейных работников, психологов, художников, дизайнеров, богословов, философов, программистов из Украины и диаспоры. Это даст возможность выбрать самые лучшие идеи, объединить украинское общество для большого дела и хотя бы в какой-то степени оградить от манипуляций с государственными и общественными средствами. Важно создать музей собственными силами украинской нации. Это станет свидетельством того, что народ вышел из постгеноцидного кризиса и вернулся к жизни.


Исследовательский центр
В современном мире заметна тенденция к активному созданию центров исследования геноцидов. Киевский Центр исследования Голо­домора 1932—1933 годов должен стать научным фундаментом музея. Его можно «запускать» в действие еще до сооружения самого здания. Архив, библиотека, фонды экспонатов станут базовыми фундаментами, на которых появится разветвленный музейный механизм.


Основой исследовательского «мозгового» центра должен стать централизованный объединенный архив. В нем будут собраны (из государственных и частных архивов) документы, письма, дневники, образцы тогдашней прессы и свидетельства очевидцев — на бумажных, аудио- и видеоносителях. Часть документов передадут учреждения-владельцы в виде электронных копий. В течение почти 20 последних лет писатели, этнографы, краеведы во всех областях Украины собирают воспоминания очевидцев о Го­лодоморе (в диаспоре этот процесс начал­ся намного раньше), ученые систематизируют их и исследуют. Собраны сотни тысяч свидетельств, десятки тысяч опубликованы, но и до сих пор они практически не проанализированы. Центральные государственные архивы и областные филиалы за несколько последних лет также разыскали и обработали множество документов. Впрочем, в Украине так и не создан единый электронный (с возможностями быстрого поиска) архив документов и свидетельств очевидцев о Голодоморе. Следовательно, работа с данными остается на уровне середины ХХ века: чтобы найти соответствующий документ (по дате, региону, теме), нужно пролистать сотни страниц книг, переслушать множество аудиокассет или съездить в другой город, в архиве которого хранится тот или иной приказ, письмо. Электронный архив сократил бы время поиска до нескольких минут и, соответст­венно, сэкономил бы время на анализ документов. Он бы объединил свидетельст­ва очевидцев (хранящиеся при университетах, учреждениях НАН Украины, общественных объединениях, у частных лиц), документы из различных государст­венных архивов и диаспоры. Огромный мас­сив материалов был бы таким образом систематизирован и сопоставлен с архивными документами, а это дало бы возможность воспроизвести настоящую картину Голодомора и облегчило бы поиск необходимых данных для ученых и родственников погибших. Кроме того, архив должен содержать наиболее полную коллекцию документальных и художественных фильмов о Великом голоде.


В библиотеке центра можно разместить издание о Голодоморе 1932—1933 годов и книги о голоде 1921—1922 и 1946—1947 годов; все украинские издания о советском тоталитарном режиме и его преступлениях в Украине; книги на разных языках о тоталитаризме, национальных трагедиях и геноциде, которые пережили многие народы, о борьбе наций за освобождение. Ведь исследуя геноцид украинцев, следует владеть картиной аналогичных трагедий, тем более что мы уже не являемся изолированными от остального мира «железным занавесом».


В здании музея-архива стоит разместить зал заседаний, офис исследовательского центра и рабочие кабинеты ученых, а также офис образовательного центра «Голодомор-33. Уроки истории». Он будет разрабатывать учебные программы для школьников, учителей и преподавателей вузов, сценарии фильмов, рекомендации для уроков памяти и свободы, передвижные выставки, будет составлять популярные издания, координировать упорядочивание мест памяти в Украине. Будет проводить семинары для учителей. Ведь до сих пор ни в одном высшем учебном заведении государства не введен учебный курс, даже факультативный, о Голодоморе.


Общественный памятник
Следствием всестороннего исследова­ния Голодомора должны были бы стать, прежде всего, позитивные общественные сдвиги. Искаженное видение мира до сих пор довлеет над Украиной. Чтобы войти в «коммунистическое сообщество», украинские селяне должны были отказаться от частной собственности, религиозности и национальной идентичности. Такой массой в планах коммунистов со временем должен был стать весь мир. Селяне сопротивлялись. Ответом большевистской власти на «строптивость» украинцев стал террор. Для нагнетания атмосфе­ры ненависти и взаимной подозрительности в стране использовались достижения психиатрии и психологии. В 1920-е годы власть «дала волю» лояльным к себе лицам, побуждая «активистов» грабить и убивать «недочеловеков».


Мы живем в обществе, где несколько десятилетий назад сосед мог донести на соседа. Одних судили за пять подобранных на поле колосков, а другие, при поддержке властей. обворовывали церкви, музейные помещения в городах и селах. Следует распутать узел, вернуться к точке, когда мы свернули на неправедный путь. Однако знания о Голодоморе будут заблокированы до тех пор, пока будут перекрыты каналы поступления средств на поддержание памяти. А именно — пока не будут осуждены преступления коммунистического режима и не названы последователи этого режима, присвоившие под видом «партийных» награбленные у граждан средства во времена развала СССР и в настоящее время использующие их для искажения исторической правды. То есть, когда состоится правовая, психологическая и экономическая реабилитация народа и пересмотрены права собственности на отнятые поля, имущество и национально-культурное наследие.


Преодоление длительного мировоззренческого «извращения» станет реальным долгожданным памятником миллионам уничтоженных людей. Тем доколхозным украинцам, которые готовы были умереть, но не переступить черту, за которой «эволюция пошла в обратном направлении». Музей Голодомора, конечно, не восстановит нашу доколхозную цивилизацию. Но в нем мы сможем понять и заново полюбить тех, чьими наследниками остаемся.