Современные исследователи самой страшной катастрофы украинского народа продолжают свой кропотливый труд, но опять-таки в условиях бешеного идеологического и политического давления, корни которого уходят в московские кабинеты. Дефиниции типа «так называемый голодомор» звучат из уст не только высших российских политиков, но и украинских. Неудивительно, что доморощенные манкурты (среди них идеологические потомки Постышевых и Кагановичей Василий Волга и Александр Голуб) консультируют украинофобский по сути «документальный» фильм «Голодомор-33. Невыученные уроки истории», вышедший на российском телеканале РТР как раз накануне скорбного Дня памяти жертв голодоморов и политических репрессий. Печально это признавать, но не вызывает уже удивления и неадекватная реакция-отказ президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на приглашение президента Украины Виктора Ющенко принять участие в мероприятиях, посвященных 75-й годовщине Голодомора 1932—1933 годов. Между тем — нам «своє робить». Память о погибших, замученных голодом не должна быть формализированной. «Жертвы ждут мести и справедливого суда истории. Кроме молитвы, все, что мы можем сделать для бесчисленных этих мучеников, — это помнить. Что значит: знать, исследовать, зафиксировать и анализировать события», — писал еще в 1983 году профессор Сорбонны Ален Безансон.
Образное представление коллективизированного села в экспозиции, посвященной Голодомору в Белоцерковском краеведческом музее. Комната из двух частей (крестьяне и откомандированные из городов партийные руководители), опутанная оковами неволи. На стене в «кабинете руководителя» — двойной портрет Ленина как символ двуличия советской власти
Музей Голодомора как преступления коммунистического режима тревожит и сознание, и самые тонкие струны человеческих чувств — это новый, сложный и, видимо, в чем-то страшный шаг для Украинского государства. О таком музее впервые официально заговорили в 2003-м. С тех пор его возможное место расположения «на бумаге» отдалялось и отдалялось от центра столицы: улица Трехсвятительская, Михайловская площадь, Арсенальная площадь, Старонаводницкая улица. В августе 2007 года Киевский градостроительный совет утверждал проект Мемориала жертв Голодомора, «одним из элементов» которого является музей. В настоящий момент свечу-мемориал строят в низине за парком Славы. Впрочем, музей остается на втором, а то и третьем плане — как несущественное приложение к художественному монументу. Не создана даже рабочая группа по подготовке концепции Музея Голодомора, не проведены широкие общественные слушания. А между тем сделан заказ зарубежной фирме готовить проект…
Зачем музей?
Создание Музея Голодомора — это тест для нынешнего украинского общества. Тест на открытость и зрелость сознания, на состояние морали, восприятие человеческих ценностей. А также на состояние развития в государстве науки и технологий.
Мировой опыт современных музеев, связанных с национальной и исторической памятью, показывает, что они создаются не только для информирования, но и для обучения. Память о Голодоморе может воспитывать в будущих поколениях черты, которые станут прививкой от ненависти. Это должен быть музей общественных процессов, где украинцы и иностранцы смогут осмыслить механизм действия тоталитаризма.
Для этого необходимо не просто здание с выставочными залами, стендами и витринами, а образная, целостная и при этом информативная экспозиция с использованием новейших технологий музейного дела. В частности, современного дизайна, пространственного решения, освещения и звукового оформления, благодаря чему люди смогут «погрузиться» в мир фактов и в смоделированной атмосфере «земного ада» осознать, насколько тяжкое преступление совершено над народом и сколь ужасными являются его последствия. Экспозиция такого музея дала бы возможность посредством визуализации образа трагедии понять, как ее отголоски до сих пор сказываются и блокируют наше развитие. Наглядность проблемы будет стимулировать стремление ее преодолеть.
Целью указанного музея может быть:
— сохранение памяти о погибших во время Великого голода, приобщение родовой и локальной памяти к общенациональной;
— визуализация механизма осознанного уничтожения людей в контексте природы тоталитаризма;
— вынесение памяти о Великом голоде в Украине в общечеловеческое измерение, чтобы предостеречь человечество от повторения аналогичных массовых преступлений.
По мнению канадского историка Романа Сербина, Музей Голодомора должен стать центром изучения всех геноцидов посредством голода. Исследование должно дать ответ на вопрос: что объединяет и отличает методы уничтожения голодом, применяемые различными тоталитарными режимами. Ведь голод использовали в качестве средства подавления движений за государственность в национальных республиках СССР: Беларуси, Казахстане, некоторых регионах Российской Федерации. Мир знает примеры применения «голодного оружия» — против американских индейцев, ирландцев, ленинградцев, жителей Биафры, тибетцев.
Мировой музейный опыт
Самый значительный опыт сохранения исторической памяти разных народов, очевидно, накопили Соединенные Штаты Америки. Здесь имеется порядка 200 музеев и научно-образовательных центров Холокоста, мемориалы и музеи индейцев, афроамериканцев, японцев, ирландцев. В украинских музеях США есть и экспозиции, посвященные Голодомору 1932—1933 годов. С лучшими такими заведениями в пяти штатах при поддержке Госдепартамента США в апреле 2006 года ознакомились ряд украинских историков и автор этих строк.
Самый известный из американских музеев памяти — Национальный музей Холокоста в Вашингтоне. Вестибюль его оформлен как железнодорожный вокзал. Каждый посетитель может пройти через товарный вагон, в которых вывозили в лагеря смерти. Один из залов — в виде деревянного барака Аушвица. Целый зал отведен под два огромных ящика, куда сбрасывали обувь погибших. На стеклянной стене — названия тысяч еврейских местечек (штетлов), уничтоженных во время Второй мировой войны. На экранах в экспозиционных залах постоянно меняются фото тех времен, кадры кинохроники. Каждый желающий может свободно войти в кинозал (дверь не закрывается) и посмотреть фильмы (их показывают непрерывно). В отдельном зале — удобные кабинки с экранами, здесь можно посмотреть кинохронику. На экранах в залах — видеовоспоминания очевидцев. Много пространства, свободного места, комнат со скамьями, где посетители могут побыть наедине, осмыслить, обсудить увиденное с другими, почитать литературу.
Мемориальный фонд Холокоста в местечке Скоки (штат Иллинойс) предоставляет услуги для педагогов и их учеников. Одно из главных достижений фонда — реализация в 1990 году пожеланий относительно изучения вопросов Холокоста в Иллинойсе. Здесь имеются библиотека, видеотека, методический центр для учителей, где можно в соответствии со школьной программой штата Иллинойс подобрать материалы о геноциде других народов. Стражи порядка, дипломаты, политики приходят в музей, чтобы собственными глазами увидеть, к чему может привести злоупотребление властью.
Бирмингемский институт гражданских прав (Бирмингем, штат Алабама) в рамках просветительской деятельности распространяет знания о борьбе афроамериканского населения города за возможность принимать полноправное участие в городском самоуправлении и деловой жизни. Безразличные люди никогда ничего не делают для страдающих, а музей пробуждает человеческие души, побуждает заново учиться заботиться друг о друге.
В Украинском национальном музее в Чикаго (Иллинойс) действует постоянная экспозиция о Голодоморе. Здесь есть предметы сакрального искусства, церковное золото и книги, которые в 30-е годы вывозили из Украины и продавали на черном рынке в Бруклине. Украинский музей-архив в Кливленде (штат Огайо) хранит документы о генеалогии людей, погибших в Украине во время Голодомора. Говорит директор архива Андрей Фединский: «Мы работаем, чтобы эти коллекции можно было отправить в Украину, чтобы мы эти собрания смогли объединить. Нужна сеть украинских архивов — университетов, отделений истории, украинского языка и литературы, музеев. Мы пытаемся создать в Кливленде модель такого архива».
Команда профессионалов
В обществе имеются различные взгляды на визуальное, информационное наполнение и эмоциональную нагрузку будущего Музея Голодомора. Диапазон — от нескольких комнат со стендами до образной целостной экспозиции в многоэтажном здании с использованием современных технологий музейного дела. Кто-то предлагает ограничиться 1932—1933 годами, кто-то — показать причины Голодомора, продемонстрировав «доколхозную» украинскую цивилизацию и «построение социализма» в 1918—1930 годах. Другие, для донесения правды о 1932—1933 годах, призывают не обойти вниманием также последствия Голодомора, труд исследователей и общественных деятелей в Украине и за рубежом. Если же взять за основу мысль, что геноцид — это не только Голодомор, но и комплекс мер против свободолюбия украинцев, то нужно представить в целостном виде и политический строй, при котором стало возможным сознательное уничтожение людей голодом.
Экспонатами музея может стать все, что воспроизводит тогдашнюю атмосферу: кожанки чекистов, «шпирхачів» и комбедовцев, плакаты и открытки с призывами уничтожить классовых врагов, газетные публикации, архивные документы, удостоверения НКВД, награды, интерьеры застенков, крестьянскую одежду и предметы быта, «воронки» и колючую проволоку, пластинки с записями речей вождей, фото, сибирские бараки для депортированных, модель крематория для сжигания умерших от голода… С больших экранов о страшных годах будут рассказывать очевидцы. Впрочем, не следует забывать и о таком понятии, как «травматическое отстранение»: можно так повлиять на эмоции посетителей, что они захотят мгновенно забыть об ужасе, увиденном в музее. Следовательно, разрабатывать экспозицию должна команда из профессионалов различных отраслей гуманитарных знаний.
Работа над серьезным научно-просветительским заведением начинается задолго до возведения его здания. Сначала создается научная база, разрабатывается концепция, тематико-экспозиционный план. Например, работа над известным Национальным музеем Холокоста в Вашингтоне началась с создания архива. И только восемь лет спустя было возведено здание и размещена музейная экспозиция. Первое, что нужно сделать, — это создать рабочую группу для разработки проекта Музея Голодомора, которая объединит ведущих историков, музейных работников, психологов, художников, дизайнеров, богословов, философов, программистов из Украины и диаспоры. Это даст возможность выбрать самые лучшие идеи, объединить украинское общество для большого дела и хотя бы в какой-то степени оградить от манипуляций с государственными и общественными средствами. Важно создать музей собственными силами украинской нации. Это станет свидетельством того, что народ вышел из постгеноцидного кризиса и вернулся к жизни.
Исследовательский центр
В современном мире заметна тенденция к активному созданию центров исследования геноцидов. Киевский Центр исследования Голодомора 1932—1933 годов должен стать научным фундаментом музея. Его можно «запускать» в действие еще до сооружения самого здания. Архив, библиотека, фонды экспонатов станут базовыми фундаментами, на которых появится разветвленный музейный механизм.
Основой исследовательского «мозгового» центра должен стать централизованный объединенный архив. В нем будут собраны (из государственных и частных архивов) документы, письма, дневники, образцы тогдашней прессы и свидетельства очевидцев — на бумажных, аудио- и видеоносителях. Часть документов передадут учреждения-владельцы в виде электронных копий. В течение почти 20 последних лет писатели, этнографы, краеведы во всех областях Украины собирают воспоминания очевидцев о Голодоморе (в диаспоре этот процесс начался намного раньше), ученые систематизируют их и исследуют. Собраны сотни тысяч свидетельств, десятки тысяч опубликованы, но и до сих пор они практически не проанализированы. Центральные государственные архивы и областные филиалы за несколько последних лет также разыскали и обработали множество документов. Впрочем, в Украине так и не создан единый электронный (с возможностями быстрого поиска) архив документов и свидетельств очевидцев о Голодоморе. Следовательно, работа с данными остается на уровне середины ХХ века: чтобы найти соответствующий документ (по дате, региону, теме), нужно пролистать сотни страниц книг, переслушать множество аудиокассет или съездить в другой город, в архиве которого хранится тот или иной приказ, письмо. Электронный архив сократил бы время поиска до нескольких минут и, соответственно, сэкономил бы время на анализ документов. Он бы объединил свидетельства очевидцев (хранящиеся при университетах, учреждениях НАН Украины, общественных объединениях, у частных лиц), документы из различных государственных архивов и диаспоры. Огромный массив материалов был бы таким образом систематизирован и сопоставлен с архивными документами, а это дало бы возможность воспроизвести настоящую картину Голодомора и облегчило бы поиск необходимых данных для ученых и родственников погибших. Кроме того, архив должен содержать наиболее полную коллекцию документальных и художественных фильмов о Великом голоде.
В библиотеке центра можно разместить издание о Голодоморе 1932—1933 годов и книги о голоде 1921—1922 и 1946—1947 годов; все украинские издания о советском тоталитарном режиме и его преступлениях в Украине; книги на разных языках о тоталитаризме, национальных трагедиях и геноциде, которые пережили многие народы, о борьбе наций за освобождение. Ведь исследуя геноцид украинцев, следует владеть картиной аналогичных трагедий, тем более что мы уже не являемся изолированными от остального мира «железным занавесом».
В здании музея-архива стоит разместить зал заседаний, офис исследовательского центра и рабочие кабинеты ученых, а также офис образовательного центра «Голодомор-33. Уроки истории». Он будет разрабатывать учебные программы для школьников, учителей и преподавателей вузов, сценарии фильмов, рекомендации для уроков памяти и свободы, передвижные выставки, будет составлять популярные издания, координировать упорядочивание мест памяти в Украине. Будет проводить семинары для учителей. Ведь до сих пор ни в одном высшем учебном заведении государства не введен учебный курс, даже факультативный, о Голодоморе.
Общественный памятник
Следствием всестороннего исследования Голодомора должны были бы стать, прежде всего, позитивные общественные сдвиги. Искаженное видение мира до сих пор довлеет над Украиной. Чтобы войти в «коммунистическое сообщество», украинские селяне должны были отказаться от частной собственности, религиозности и национальной идентичности. Такой массой в планах коммунистов со временем должен был стать весь мир. Селяне сопротивлялись. Ответом большевистской власти на «строптивость» украинцев стал террор. Для нагнетания атмосферы ненависти и взаимной подозрительности в стране использовались достижения психиатрии и психологии. В 1920-е годы власть «дала волю» лояльным к себе лицам, побуждая «активистов» грабить и убивать «недочеловеков».
Мы живем в обществе, где несколько десятилетий назад сосед мог донести на соседа. Одних судили за пять подобранных на поле колосков, а другие, при поддержке властей. обворовывали церкви, музейные помещения в городах и селах. Следует распутать узел, вернуться к точке, когда мы свернули на неправедный путь. Однако знания о Голодоморе будут заблокированы до тех пор, пока будут перекрыты каналы поступления средств на поддержание памяти. А именно — пока не будут осуждены преступления коммунистического режима и не названы последователи этого режима, присвоившие под видом «партийных» награбленные у граждан средства во времена развала СССР и в настоящее время использующие их для искажения исторической правды. То есть, когда состоится правовая, психологическая и экономическая реабилитация народа и пересмотрены права собственности на отнятые поля, имущество и национально-культурное наследие.
Преодоление длительного мировоззренческого «извращения» станет реальным долгожданным памятником миллионам уничтоженных людей. Тем доколхозным украинцам, которые готовы были умереть, но не переступить черту, за которой «эволюция пошла в обратном направлении». Музей Голодомора, конечно, не восстановит нашу доколхозную цивилизацию. Но в нем мы сможем понять и заново полюбить тех, чьими наследниками остаемся.
Если честно, то уже надоело.
Во-первых, голодомор был не только в Украине,
во-вторых, не нужно выбирать день в который чтить память умершим, об этом просто нужно помнить,
в-третьих, голодомор это не повод для споров, он был и все.
в-третьих, голодомор это не повод для споров, он был и все
Пока есть люди, готовые оправдать действия советского руководства - вполне повод. К сожалению.
покажите хоть одного. таких не знаю
Вы что, сталинистов в интернетах не встречали? Возьмите хотя бы любого потребителя книг Мухина или завсегдатая сайта Гоблина.
да пошли они нахуй)))
Очень глубокая и полезная статья. Глубоко автор копает, правильно говорит о самой системе организации музея,об обобщении документов, каталогизации архивов по всей стране и заграницей. Хорошая статья вообще для всех, кто собирает материалы про что-либо.
А теперь вопросы по статье:
"Память о погибших, замученных голодом не должна быть формализированной. «Жертвы ждут мести и справедливого суда истории. Кроме молитвы, все, что мы можем сделать для бесчисленных этих мучеников, — это помнить. Что значит: знать, исследовать, зафиксировать и анализировать события», — писал еще в 1983 году профессор Сорбонны Ален Безансон."
... и далее:
"Память о Голодоморе может воспитывать в будущих поколениях черты, которые станут прививкой от ненависти."
Если мстить, то кому? Или таки прививка от ненависти?
"Если же взять за основу мысль, что геноцид — это не только Голодомор, но и комплекс мер против свободолюбия украинцев,"
НУ, такая мысль вызовет еще больше споров... И тогда получится музей не голодомора,а музей тоталитаризма и строя.
Мне больше нравится идея о том,чтобы объединить документы про голод среди и других народов, к примеру, Ленинградскую блокаду,тем более,что в Киеве еще есть свидетели той трагедии.
Если мстить, то кому? Или таки прививка от ненависти?
ребенок пришел со школы, там рассказывали о "голодоморе". Я спрашиваю:
- что же вам рассказывали?
- что украинцы умирали от голода
- почему?
- потому, что забирали хлеб
- кто забирал хлеб?
- россияне.
Понятно, кому мстить? Их с первого класса учат!
Другой пример.
На стенах школы вывесили фотографии опухших от голода детей и фотографии трупов. Я обращаюсь к директору:
- С точки зрения психологии, детям нельзя показывать фотографии трупов, можно рассказывать, описывать, но показывать нельзя. Если ребенок погибает в автокатастрофе, вы же вывешиваете фотографию ребенка до аварии, а не фотографию окровавленного ребенка с места аварии.
Ответ директора:
- Я разрешаю Вашему ребенку не смотреть на эти фотографии, если Вы считаете, что это лишнее.
- Но эти фотографии висят при входе, мимо них нельзя пройти!
- Потерпите, это не надолго.
Вот так.
О том, что эти фотографии - из архива Нансена, который был в Самаре-Орле-Марксе в ноябре-декабре 1921 года и к Украине или голоду тридцатых годов отношения не имеющие, я с директором говорить не стала - бесполезно.
Во-первых тема за рамками интересного Киева. Но Ваш пост Дана, пост искренний и не ответить нельзя. Вы сами того не замечая, желая смягчить,
привели пример голода в блокированном неприятелем Ленинграде... и провели
самую яркую параллель! Не Кубань или другие регионы Союза, по которым называется только "формализованная" общая цыфра, но ни в одном населенном пункте кроме Украины никто не персонифицировал эти жертвы, не исследовал,
не открыл их.
У преступления всегда есть виновник. Даже если это природа
(цунами, землетрясение). А где преступление там и наказание
или оправдание... Третий вариант - забвение. Ужас преступления не всякий может выдержать, даже если это "преступление" природы. Например картины
эпидемий. Сегодня в Африке, вчера у нас. Тем более если это преступление людей. Но согласитесь, мы можем эту тему свободно обсуждать. Кто-то даже
позволяет себе откровенные издевки. Разгул демократии - вседозволенность.
При этом дома в своей семье, каждый из нас свободно и абсолютно независимо
строит свой собственный музей истории и трактует ее и сохраняет сам.
Очень правильные вопросы задаете, Дана. Жаль, только, что таких вопросов на фоне того, что происходит сейчас со взглядом на историю - все меньше и меньше.
Музей тоталитаризма и строя у нас, вроде, уже есть. Тема Ленинградской блокады уж очень далека от устремлений современных "политиков-историков". Так что будет то, что будет.
Ви спочатку "правило подвоєння" вивчить аби писати більш-менш грамотно. Вундеркінд бляць!)))
не 2-го, а 22-го!
Эту ошибку часто вижу, когда в начале поста цифры, первую зажовывает...
музей будет таким же тоскливым и занудным как этот бесконечный набор букв в ЗН
Как можно отмечать "День памяти жертв..." не понимаю =| Нормальные люди "отмечают" праздники обычно...
+1
можно еще "карнавал голодомора" устроить...
во-во...