Третье в мире собрание шедевров русской живописи – после Третьяковской галереи в Москве и Русского музея Санкт-Петербурга – в отличие от Эрмитажа, Лувра и прочих подобных, помещается не во дворце, подавляющем имперским величием, а в уютном особняке, бывшем обиталище купцов и меценатов Терещенко. Это и впечатляет, когда ходишь залами: на стенах – Кипренский, Репин, Шишкин, Айвазовский, одновременно душой ощущаешь ауру обжитости помещения, его доброго к тебе расположения.
Может быть, именно в этом секрет массовой посещаемости музея. До ста тысяч человек в год – цифра количества просмотров живописных коллекций для неспокойного нашего времени просто сенсационна.
История
— Нашему музею – скоро 90 лет, — говорит директор музея Юрий Вакуленко, — не каждое культурное заведение на постсоветском пространстве может похвастать почти вековой стабильностью в эпоху войн, катаклизмов и революций. Недавно он получил звание Национального, а изначально назывался Киевской картинной галереей. Открылась она 12 ноября 1922 года – к пятилетию октябрьской революции приурочили. Разместилась в особняке Терещенко — крупнейших промышленников, меценатов, благотворителей. Дом был построен с 1878 по 1884 год по проекту и под руководством известного киевского архитектора Владимира Николаева с участием скульпторов Шварца, Боты, художника Сидикова. Заказчиком строительства был коллежский асессор Федор Терещенко
Семья Терещенко покинула Киев в 1918 году. В смутные годы революции и гражданской – чего тут только не было: Министерство иностранных дел Центральной Рады, правительства Скоропадского и Директории, штабы Красной Армии, Деникинской армии, штаб Драгомирова, польской пулеметной роты, Ревтрибунал 14-го корпуса Красной Армии…
Однако, уже в 1919 году Комиссариат народного просвещения Рабоче-крестьянского правительства выдал охранный лист «на помещение, занимаемое картинной галереей на ул. Терещенковской», и подтвердил, что «все художественные и исторические ценности находятся» в ведении Наркомпроса, «реквизиции и занятии другими ведомствами не подлежат».
Те же Терещенко, вернее их коллекция живописи, графики, скульптуры русских художников второй половины ХIХ века, национализированная советской властью, составила основу экспозиции галереи. Коллекция эта собиралась более четверти века, с большинством авторов работ члены семьи Терещенко были лично знакомы. Следует сказать, что материал в Киеве к тому времени накопился богатейший — вследствие подъема культурной жизни города в конце ХIХ – начале ХХ века, собирательской деятельности киевлян, организации местных и экспонирования передвижных выставок, создания первого городского музея. Со временем галерею пополнили и произведения из других значительных киевских коллекций — Оскара Гансена, Богдана и Варвары Ханенко, коллекции Рисовальной школы художника и педагога Николая Мурашко.
Самая первая экспозиция была в значительной степени бессистемной и насчитывала около 200 экспонатов. Потом галерее начали передавать произведения из других учреждений Киева – бывшего Городского музея, кабинета искусств Киевского университета, из ленинградского и московского хранилищ. Дополненная работами мастеров конца ХIХ – начала ХХ века, экспозиция стала богаче и более цельной — каталог-путеводитель галереи, составленный в 1928 году, включал около 300 произведений. Затем, несколько лет подряд произведения кочевали из музея в музей, иногда целыми коллекциями. В итоге, в 1935 году галерея стала Киевским государственным музеем русского искусства. Фонды нового музея состояли из работ ХIII – начала ХХ веков, а с 1939 года стал формироваться отдел современного искусства, возникший как «Выставка работ советских художников из закупок последних лет».
Уже к началу 1940-х годов музей стал одним из самых значительных художественных собраний страны — с полноценной экспозицией, сформированной по историко-хронологическому принципу. При нем организуются выставки, ведется научно-исследовательская работа.
Война нанесла коллекции существенный урон. Большую часть собрания эвакуировали в Уфу, но оставшиеся картины, постигла печальная участь – около 1500 произведений нацисты вывезли за пределы Украины. Айвазовский, Шишкин, Левитан, Врубель, Саврасов, Крамской, уникальные образцы древнерусского искусства – иконы ХV-ХVI веков…
Однако, после войны государственная политика приобретения работ для музея через специальные закупочные комиссии, способствовала быстрому восстановлению экспозиции. Много ценных произведений нам передали в дар из крупнейших музеев Москвы и Ленинграда, часто обменивались экспонатами с Эрмитажем, Государственным художественным музеем Белоруссии. Целенаправленно закупали работы с выставок у семей художников, отдельных коллекционеров и владельцев картин. Обогащали музей и дарственные поступления.
— В результате сегодня, — говорит Юрий Вакуленко, — мы имеем около 13 тысяч экспонатов. Свыше 300 из них выставлено в 30 музейных залах.
Экспозиция
В музее выставлены лучшие образцы русского искусства разных периодов от XIII века до наших дней. Экспозиция выстроена хронологически и включает следующие разделы: «Искусство XIII-XVII вв.», «Искусство XVIII в.»,«Искусство первой половины XIX века», «Искусство второй половины XIX века»,« Искусство конца XIX-начала XX века», «Искусство XX века». Здесь представлены работы самых выдающихся мастеров русской живописи: Ивана Айвазовского, Владимира Боровиковского, Ивана Крамского, Василия Верещагина, Михаила Врубеля, Ивана Шишкина, Николая Ге, Александра Дейнеки.
Среди всемирно известных шедевров, представленных в музее– икона «Борис и Глеб» (первая половина XIII века), «Девочка на фоне персидского ковра» Врубеля, «Три царевны подземного царства» Васнецова, «На севере диком» Шишкина.
Особо гордится музей жемчужиной терещенковской коллекции – одной из лучших картин Ивана Крамского «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» (1883).
— Федор Терещенко был страстным и опытным коллекционером, — рассказывает г-н Вакуленко, — посещал мастерские питерских и московских гениев, выстраивал с ними личные отношения, торговался.
По поводу «Мины Моисеева», Крамской ему написал: «Имеется у меня один этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела. Мой мужичок веселый». Сын Крамского вспоминает, что Петр Третьяков, создатель русской национальной художественной галереи, купец, меценат, коллекционер был «очень недоволен, что эта вещь ускользнула от него».
Существенно пополнили экспозицию дарители – так вдова Горького Елена Пешкова подарила нам работу Абрама Архипова «Молодая крестьянка в желтом платке», киевлянин Тульчинский – «Розы на террасе» Константина Коровина.
А в 1986 году по завещанию киевского врача Давида Сигалова мы получили в наследство около 300 живописных и графических работ русских художников конца ХIХ – начала ХХ века. Это было наиболее значительным пополнением коллекции музея, из поступивших от частных лиц. Так к нам попали работы Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Мартироса Сарьяна, Павла Кузнецова, Сергея Судейкина и многих других… Некоторые из названных мастеров до этого вообще не были представлены в музее…
Особняк не дуже добре підходить для цього музею, особняк Терещенків гідний лише як філіал. Колекція чудова, але не вистачає простору ні для експозицій ні для комфортного огляду.
Туда нас и не пустили 😉