Беготня на Владимирском неустанная: чебуреки, платки, башмаки… И тут, посреди городской метушни, вдруг купол сверкает!
– Бывало, прохожие возмущались: дикость, это ж святое, нашли куда поставить! – рассказывает служительница часовни Лариса. – Но говорят так от незнания.
Часовню преподобной Ефросинии Полоцкой построили 6 лет назад на пожертвования и помощь меценатов. А старое руководство рынка, в свою очередь, откликнулось и помогло с землей. Почему именно здесь, на рынке?
– Не просто так, – рассказывает настоятель храма, игумен Феодосий (Снигирев). – В 1833 году туда, где сейчас находится Дворец «Украина», с Печерска был перенесен древний, чтимый народом храм в честь святого князя Владимира, построенный на средства Киево-Печерской Лавры. С тех пор киевляне стали именовать эту церковь Владимиро-Лыбедской. А когда вокруг церкви появился рынок, именовать его стали Владимирским. Трижды в году здесь проводились многолюдные ярмарки. При советской власти в храме предлагалось устроить крематорий. Тем не менее, церковь просто уничтожили в 1936 году.
– Позже рынок перенесли дальше, а традицию решено было возродить, построив церквушку на базаре, – продолжает Лариса. – И округа нам очень благодарна. Приходят сюда обычно люди с рынка – кто перед работой на утреннюю воскресную молитву, кто в обеденный перерыв свечечку поставить. А сколько в праздники народу!
Торговцы Владимирского освещать товар в часовню не несут, но порой зовут батюшку – освятить торговое место.
– Сейчас где бы храм ни поставили – все правильно. Да и что такого, если на рынке часовня – никто ее не оскверняет, а у прохожих рука так и тянется перекреститься, – рассказывает одна из продавцов рынка.
Здорово, как-то очень по-славянски. В голове крутятся какие-то петшки-золотые-гребешки....какие-то запыленные детские ассоциации.
Логика только исковеркалась. Раньше в городах Руси строили церковь перво-наперво. Т.е. на самой что ни на есть центральной площади, выше всех, дальше всех. И поскольку народ как минимум каждое воскресенье ходил к "небесному диспетчеру", то логично было где-то рядышком на площади втулить стихийную торговлю. Помолясь- как же не купить чего-нибудь, хоть петушка на палочке.
А тут - наоборот: о, пойду на рынок...о....купил...о, храм "тыщу лет не был,дай, зайду..." имхо:)
Там ещё с другой стороны "приход" есть 🙂
когда ее строили, лет 7-8 назад, у меня был офис окнами на эту церковь. зашел ко мне по делу один батюшка. посмотрел на неё из окна и почесал бороду: какая светлая голова решила поставить сию коммерческую точку?
//И как ей в таком соседстве живется?//
Хорошо живется. Вообще церквам хорошо живется там, где кипят людские страсти и где люди рассчитывают на удачу, везение, поддержку свыше - что угодно, только не собственные силы.
Поэтому церкви процветают рядом с рынками. И еще больше, увы, рядом с больницами.
Это к чему? Храм на рыночной площади - нормальное явление для города. А на Евбазе?
Или вот, в Константинополе (из Продолжателя Феофана), речь о второй пол. 9 века:
Царь видел, что городской и мастеровой люд, толкущийся на площади, именуемой Форосом, поглощен житейскими заботами и за отсутствием поблизости дома молитвы вовсе забыл о душе, и потому соорудил па площади прекрасный святой дом Богоматери, дабы служил он народу от дождя и снега защитой и для спасения души усладой и помощью
А... "прочитал дальше", понял. 🙂