«Комсомолка» решила вспомнить самые яркие события из истории этого сооружения, а также разузнать, чем сегодня «живет» здание, расположенное на улице Большой Васильковской.
КАТОЛИКИ УШЛИ МОЛИТЬСЯ В ПОДПОЛЬЕ
Сегодня костел Святого Николая делят между собой католики и Национальный дом органной и камерной музыки Украины. Первые там молятся, вторые — устраивают концерты. И разобраться, кто тут хозяин, а кто гость, достаточно сложно.
— В зале, где находится орган, днем проходят репетиции, а вечером концерты, — рассказывает инженер Владимир, при этом показывая нам все «внутренности» костела. — В выходные там же служба у католиков, а в будни они молятся в подземном помещении.
Контраст между главным залом, где дают концерты, и подземными помещениями, куда приходят прихожане католической церкви, разительный. Если в приемных покоях костела светло от солнечного света в витражах и торжественно от яркой бархатной обивки сидений, то в подвале мрачно и сыро.
— Вот тут католики и молятся, — продолжает экскурсию Владимир, показывая помещения, похожие на погреб. — Здесь у них и библиотека.
Под землей находятся также гардеробная и комнаты, где размещают артистов перед концертами. Оснащены они мягкой мебелью 50-60-х годов и необходимой техникой: электрическим чайником и обогревателями (иначе там можно замерзнуть. — Авт.).
На башни нас не пустили. Директор Национального дома органной музыки объяснила это тем, что в настоящий момент идет ремонт — дескать, ходить под ветхими перекрытиями небезопасно.
ОРГАН В ТРИ ЭТАЖА И ТАЙНАЯ КОМНАТА
Орган появился в костеле Святого Николая лет 20 назад. Хотя, говорят, у него был предшественник. И располагался он, как и принято по католической традиции, на хорах (балконе). Но в 30-е годы, когда мародеры разорили храм, инструмент сильно пострадал. Позже его уже не использовали по назначению и разобрали. Правда, некоторые сомневаются, а был ли тут орган вообще?
— Не было органа, — уверяет отец Ромуальд, который уже три года проводит службы в Николаевском костеле. — Местные говорили, что парафияне сначала хотели что-то сделать, но не получилось.
|
— Есть такая версия: когда писательница Ванда Василевская (полька по происхождению) умерла, то она завещала некоторую сумму, чтобы этот костел преобразовали в органный зал, — рассказывает историк Михаил Кальницкий. — И к 1981 году закончили его реконструкцию. Как раз тогда готовились к юбилею Киева, и все это считалось актуальным. Сделали костел общедоступным и неплохо отреставрировали.
Орган разместили в алтаре костела, где он находится и по сей день.
— Орган располагается на трех этажах, — рассказывает мастер по настройке инструмента Дмитрий Павлович, — и состоит из 3960 трубочек. Они выполнены из красного, черного и хвойного дерева, а также из оловянно-свинцового сплава.
Есть у органа и своя тайная комната — это такое помещение размером чуть больше кухни в хрущевке. Попасть в нее можно через небольшую дверь. Правда, развернуться там невозможно, поскольку все заставлено вертикальными трубочками.
|
— Орган сделан в стиле романтизма, — говорит Дмитрий Павлович. — Может создавать эффект удаления и приближения звука, также он может звучать тише или громче. Создается этот эффект с помощью специальных жалюзи, которые то открываются, то закрываются.
Учитывая, что орган молодой, ему только 20 лет, он не может славиться тем, что на нем некогда играли выдающиеся композиторы. Но два-три раза в неделю он «задействован» в концертах.
В ТЕМУ
Три ярких факта из жизни здания
ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ РОЛЬ В КИНО
Шпили Николаевского костела появляются в самом начале фильма «Зигмунд Колосовский», снятого в послевоенное время о событиях 1945-го. Правда, в этой советской картине киевскому строению довелось «сыграть» не себя, а некий католический храм, расположенный в Варшаве. По сюжету он становится укрытием для поляка Зигмунда, преследуемого немцами. А потому для съемок режиссеры ленты Сигизмунд Навроцкий и Борис Дмоховский использовали не только фасадную часть костела, но и его интерьер.
СТРАУСОВЫЕ СВАИ — НОВОЕ СЛОВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Место для строительства Николаевского костела выбрали неудачное. Грунты постоянно подмывались подземными водами, да и соседство с рекой Лыбидь тоже имело негативный эффект. Поэтому для строения костела впервые в Киеве используются борно-набивные сваи инженера Антона Страуса. Его находка помогла уплотнить почву участка, отведенного для строительства этого культового сооружения. Таким образом, Страусу удалось сделать большое дело. И во многом благодаря этому костел дожил до 110 лет.
АРХИТЕКТОРА КОСТЕЛА ЧУТЬ НЕ УПЕКЛИ В ТЮРЬМУ
На строительстве Николаевского собора случилось ЧП — погиб человек. Один из строителей упал с лесов и разбился. Виновным в случившемся местная прокуратура объявила архитектора Владислава Городецкого, который отвечал за строительство. Ему грозила тюрьма. Но за Городецкого вступились друзья и коллеги, которые доказали, что смерть строителя была нелепой случайностью, а не ошибкой в расчетах их коллеги.
СПРАВКА «КП»
Сооружение костела Святого Николая началось по конкурсному проекту архитектора С.В. Валовского в 1899 году. Разработка и строительство здания производились под руководством известного киевского архитектора В.В. Городецкого. Костел построен в стилизованных готических формах с высокими стрельчатыми башнями и шпилями. В 1909-м его освятили. В 30-х годах собор разграбили. А уже с 1933 по 1945 годы строение использовали для хранения городского архива и как склады. В 1978-м Совет Министров УССР принял решение о создании в Киеве Республиканского дома органной и камерной музыки и переоборудовании под концертный зал помещения бывшего Николаевского костела. С 1981 года костел стал функционировать в качестве концертного зала Национального дома органной и камерной музыки.
В 1938 г. решением киевского горсовета костел святого Николая был закрыт и предназначен под "использование для общественных нужд". Представители власти поснимали кресты, иконы, утварь, колокола, скульптуры, часть витражей и демонтировали также и ОРГАН ❗️фирмы «Rieger» Opus 1802 Часть этого имущества позже была найдена на киностудии им. А.Довженко.
Не "борно-набивные" сваи, и "вздорно-набивная" голова блондинки, которая это писала.