Никольский монастырь выменял у Печерского одно из таких угодий, где появился Никольский собор (Большой Николай), а вокруг него — комплекс сооружений с колокольней, корпусами келий и трапезной. Со средины ХVII века известен каменный столб с иконой святого Николая, указывающий дорогу в Пустынно-Никольский монастырь. На польском языке, распространенном тогда в Киеве, этот столб назывался «слупом». Вместо него губернатор Дмитий Голицын построил Никольскую церковь, которую сразу же начали именовать Малой Никольской. После того, как Большой Николай был передан военным, Малый Николай остался единственным храмом в монастыре. Церковь еще долго называли Слупской или просто Слупом.
Первые сведения о церкви Николая Доброго (на Подоле) относятся к ХVI веку, но связанная с ней легенда имеет еще домонгольское происхождение. Так вот, киевлянин по прозвищу Добрик взял в плен половца, за которого хотел получить выкуп — коня. Отпуская пленного за выкупом, Добрик привел его к этой церкви и попросил святого Николая поручиться за половца. Язычник уехал, мысленно насмехаясь над альтруистом, и возвращаться, естественно, не собирался. Вскоре напала на него неизвестная хворь, а как-то ночью явился святой Николай, напоминая о долге перед киевлянином. Утром половец пригнал Добрику целый табун лошадей, и его недуг сразу же прошел.
На самом же деле название Доброникольской церкви, которую соорудил гетман Самийло Кишка в конце ХVI века, происходит, скорее всего, от богадельни, существующей при ней в 1608 году. Несколько раз святыня горела и отстраивалась, а в 30-х годах ХХ столетия была уничтожена.
Что касается церкви Николая Притиска, выстроенной в конце ХVII века, то ее название, возможно, связано с волшебным повествованием. Когда злодей, ограбивший храм, хотел улизнуть в окно, его «притиснула» икона святого Николая. По другой версии, наименование происходит от образа Николая притыцкого, стоявшего на пристани («притыке»). Деревянная церковь на этом месте впервые упоминается в 1611 году, ну а каменный храм в стиле барокко выстроили в конце ХVII века.
Справка «Сегодня»
Святитель Николай родился приблизительно в 280 году нашей эры в городе Патары, возле Миры, в Ликии. Мирно отошел к Господу около 345—351 годов. За добрые дела и чудеса христианская церковь возвела его а ранг святых. Нетленные мощи епископа, почивающие в итальянском городе Бари, доныне исцеляют душевные и телесные болезни. В последние годы образ чудотворца в нашем обществе начал сливаться с образом Деда Мороза.
Никольская (десятинная) церковь стояла в ХVI — начале ХIХ веков не руинах древней Десятинной церкви. Интересно, что во время строительства на ее месте нового храма Петр Могила нашел среди развалин два саркофага с мужским и женским скелетами и объявил их мощами Владимира Святославича и его жены Анны. Отделив от мужского скелета голову и кисть правой руки, Могила передал их Успенскому собору.
А первой киевской святыней, благословляющей паломников в путь, была Никольская предмостная часовня, сооруженная в 1867 году на Никольском спуске и отлично вписывающаяся в створ Цепного моста (первая переправа через Днепр). К сожалению, она, как и многие другие храмы, «не дожила» до нашего времени: в 1935 году ее снесли.
Сегодня стольный град оберегают от напастей и несчастий церковь святого Николая на Аскольдовой могиле, церковь Николая Притиска, костел святого Николая и Набережно-Николаевская церковь, освещая дороги местным жителям и гостям Киева.
Добавить комментарий