История монастыря
Вдова капитана Матрона Александровна Егорова исходатайствовала о создании женской общины на Печерске. В пользу общины она пожертвовала свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки перевезли в нижний храм Введенской общины. В 1878 – 1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь и открыта церковно-приходская школа для девочек.
В 1930-е гг. монастырь закрыли. Колокольню разрушили в 1936 г. В 1941 г. монастырь открылся и вторично был закрыт в начале 1960-х. гг. В помещениях монастыря разместилась районная больница, а в некоторых помещениях устроили склады.
2 / 15 июня 1992 г. – третье открытие храма. 23 ноября / 6 декабря 1996 г. приходской храм преобразован во Введенский мужской монастырь.
Святыня
В храме монастыря хранится чудотворная икона «Призри на смирение», которая совершенно чудесным образом воссоздала себя сама.
Икона “Призри на смирение” (XIX в.), прославившаяся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле — была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. Монашеская жизнь в этой обители тогда только начиналась. Изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса.
Образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе.
Летом 1993 года настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.
В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.
Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового “Киевское чудо”.
Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.
От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления. 22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери “Призри на смирение” чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле
Впервые святыня явилась в 1420 году в утешение и ободрение псковичей во время большого голода. Икона хранилась в Пскове, предполагают, что чудотворный образ погиб во время стихийного бедствия. До нас дошли два списка этой иконы. Один находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, второй украшает главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.
Традиция
Уже несколько лет здесь поддерживают добрую традицию: чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение» по просьбе верующих и по благословению священноначалия вывозят в епархии УПЦ для молитвенного поклонения, а в монастырь привозят другие чудотворные иконы (Почаевскую, Касперовскую, Боянскую и др.).
Разве это не интересно для киевлян и гостей столицы? Причем монастырь находится не где-то далеко, а на Печерске.
Для того чтобы приобщиться к чуду, нужно просто подняться с дивана и прогуляться по Московской улице до угла Рыбальской
Адрес: 01011 ул. Московская, 42. Тел. 254-20-10.
Проезд: от ст. м «Арсенальная» – авт. 55, 62, трол. 38 до ост. «Кинотеатр “Зоряный”»;
от ст. м «Печерская» – авт. 62, трол. 38 до ост. «Кинотеатр “Зоряный”»
Киево-Введенская женская община как
памятник любви митрополита Исидора Никольского к Киеву
Принято считать, что служение митрополита Исидора Никольского в Киеве было очень кратким, и, что он не успел почти ничего сделать для своей паствы. Однако это не соответствует действительности. Как показали обретенные в результате многолетней работы в архивах и библиотеках сведения, именно ему обязан Киев существованием Введенской женской общины, а ныне монастыря, прославившегося чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Призри на смирение».
«Памятником его любви к Киеву может быть названа учрежденная им в 1878 г., в память своей матери, в печерской части г. Киева, от имени чиновницы М. Егоровой, на его личные средства и по составленному им уставу, Введенская община для призрения 30 стариц», - так говорилось в некрологе митрополита Исидора в «Киевских епархиальных ведомостях» в 1892 году. (1, 654)
Митрополит Исидор задумал устройство Введенской общины по
своему прибытию на Киевскую кафедру. С самого начала и до кончины Владыки в 1892 году все делалось здесь по его указаниям.
Киево-Введенская женская община была посвящена митрополитом Исидором своей матери Анне Ивановне. В 1799 году, вскоре после рождении Исидора умер его отец, диакон Сергий. Мать Исидора, оставшись без главы и опоры семейства, в крайней бедности, в своем беспомощном состоянии принесла младенца в приходский храм и передала его попечению Божией Матери перед Ее местным Боголюбским образом. (2, 3) В 1833 году при последней встрече на
родине со своей матерью, ею, в виде завещания, было сказано ему: «Помни, что ты сам был сирота, и будь покровителем и помощником сирот». (3, 485-486). Владыка исполнил этот завет матери. Одной из многочисленных, созданных им обителей и учебных заведений, стала Киевская Введенская женская община.
Об особом почитании митрополитом Исидором и его матерью Анной Ивановной Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы напоминает икона, написанная для Введенской женской общины по заказу Владыки живописцем Михаилом Хмелевским. На ней Божия Матерь изображена на месте, избранном Ею для Введенской обители на углу Московской и Рыбальских улиц с видом на Киево-Печерскую Лавру и еще незастроенную в то время площадь, или эспланаду между Введенской обителею и Лаврою. На хартии в руке Пресвятой Богородицы написаны слова икоса 4 из акафиста в честь чудотворной Ее иконы Боголюбской: «Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже мой, да пребудет Божественная благодать на людях Твоих и светозарный луч славы Твоея». Недописаннные слова о луче славы Божией этого икоса «да нисходит на место сие, Мною избранное» говорят о том, что Пресвятая Богородица избрала именно это место на Печерске для Введенской обители.
Киевские друзья митрополита Исидора - Ремезовы
Труды митрополита Исидора по созданию Киево-Введенской женской общины начались вскоре после его прибытия на Киевскую кафедру. Здание для будущей общины на углу Московской и Рыбальской улиц было хорошо ему знакомо, ведь по соседству с этим зданием жила семья близких Исидору по службе в Полоцке Ремезовых. (4, 34-34об., 45-45об.) Митрополит Исидор прибыл на Киевскую кафедру в октябре 1858 года, не застав в живых своего друга протоиерея Евфимия Дмитриевича Ремезова. Об их дружбе
говорят воспоминания самого Исидора. Когда Исидор был переведен из Полоцка на Могилевскую кафедру, то выразителем глубокой скорби при разлуке с Владыкой стал кафедральный протоиерей Ремизов в прощальной речи, произнесенной им в соборе от лица духовенства в день отъезда Исидора. Говоря о скорби разлуки со своим пастырем, он залился слезами, а за ним и все присутствовавшие. Сам Исидор был тронут непритворным выражением сердечной любви и преданности к нему со стороны паствы. (3, 507)
Протоиерей Евфимий Дмитриевич Ремезов умер 21 августа 1857 года. (5, 161) Но его вдова Елена Феодоровна по-прежнему жила в собственном доме на Рыбальской, 6 (ныне, Рыбальская 8). (4, 45-45 об.) В начале Рыбальской улицы, по пути к дому Ремезовых находился угловой каменный дом, с овальным залом в два света и большим погребом. Эти помещения идеально подходили для устройства в них наземного и пещерного храмов. Этот дом, построенный в 1806 году войтом Георгием Рыбальским, принадлежал тогда семье дворян Голубовских, и весь дом, летом 1858 года, кроме погреба был занят складом комиссариатских вещей. (6, 55об.; 7) В 1877 году митрополит Исидор писал об этом жилом доме: «готовое, издавна существующее здание, которое доселе осталось неприкосновенным». (8, 1-3)
Первые шаги в деле создания Введенской общины. - 1860-1861 годы
В январе 1860 года был сделан первый шаг в деле создания Введенской общины. Дом вдовы протоиерея Ремезова, близкого друга митрополита Исидора был приобретен женой капитана Егорова, Димитрой (Матроной) Александровной. Из-за недостатка средств покупка была совершена в рассрочку. 3500 р.с. были уплачены сразу же, а остальные 1500 р.с. в марте 1861 года. Однако
только 16 сентября 1862 года жена капитана Егорова подала прошение на имя Александра II о выдаче ей вводного листа на этот дом, а сам ввод произошел осенью 1865 года. (4, 45-45об, 41-41об., 29-29об, 38-38об.) Именно дом Ремезовых с еще 2-мя домами были пожертвованы впоследствии на устройство Введенской общины в 1878 году (9, 108-109). В этом доме традиционно жил один из священников общины со своей семьей.
6 июля 1860 года митрополит Исидор был переведен на Петербургскую кафедру. Перед отбытием из Киево-Печерской лавры в Петербург он, в частности, сказал замечательные слова о Пресвятой Богородице на прощание киевлянам: «Велики милости Ея! Бойтесь прогневлять Ее». (10, 374)
Приостановка деятельности по устройству Введенской общины и ее возобновление. - 1862-1869 годы
С переездом Исидора в Петербург приостановилась деятельность по устройству Введенской общины в Киеве. В 1862 году Исидор основал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания в Петербурге на пожертвования частных лиц и церквей, чтобы «вдовы, престарелые и бесприютные могли найти в нем кусок хлеба». Здание приюта было заложено в 1863 году, но из-за недостатка средств, строительство затянулось на шесть лет. Только в 1869 году в нем была освящена Исидором церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а сам дом призрения открыт год спустя.
Когда работа по устройству Александро-Невского дома призрения в Петербурге подходила к концу, тогда возобновилась деятельность по устройству Введенской общины в Киеве. В августе 1869 года состоялась вторая, после приобретения дома Ремезовых, покупка собственности для Введенской общины. К этому времени овдовела Димитра (Матрона), жена умершего в чине майора Егорова, от имени которой был куплен сад размером в усадьбе Язева (ныне, Московская, 38). Это приобретение обошлось в 1250 р.с.. (4, 37-37об.)
Посещение митрополитом Исидором Киева и последовавшие затем успешные труды по устройству Введенской общины. - 1871-1876 годы
Последующая деятельность по устройству Введенской общины началась сразу же после посещения митрополитом Исидором Киева летом 1871 года. Об этом посещении известно из газеты «Киевлянин» и письма А.Н. Муравьева преосвященному Савве Тверскому и Кашинскому. Муравьев сообщал, что Исидор посетил Киев «полу-инкогнито», жил у наместника Лавры, служил только в Лавре, мало с кем встречался. (11, 477) «Киевлянин» писал 24 июля 1871 года: «На днях мы узнали, что уже несколько дней назад наш город посетил бывший его архипастырь, ныне митрополит Петербургский и Новгородского, Высокопросвященнейший Исидор, остановившийся в покоях отца наместника Лавры». Надо заметить, пребывание Исидора совпало с эпидемией холеры, подходившей к Киеву при палящем зное. (12)
Исидор посетил Киев в конце июля, а уже 18 августа 1871 года был приобретен за 1048 р.с. для будущей Введенской обители сад в усадьбе по Московской, 36. (4, 43-43об.)
В 1872 году было сделано два приобретения для Введенской общины. В марте был куплен за 660 р.с. участок земли с садом у Станковой на Московской, 36. В ноябре - усадьба с домом на Московской, 40 у Смирнова за 25000 р.с.. Купчие крепости совершались от имени Егоровой, но не ею лично, а ее поверенными Антоловым и Виноградским. (4, 44-44 об., 30-31об.)
И, наконец, 30 января 1876 года был приобретен главный дом для Введенской общины, на углу Московской и Рыбальской улиц, где и
в наше время находится Введенская обитель с ее храмами. Эта покупка обошлась в 25000 р.с.. (4, 32-33)
В 1875-1876 годах работа над устройством Введенской общины продвигалась успешно и по другим направлениям.
Неприкосновенный капитал предназначенный для Введенской общины хранился в Лаврском казначействе еще по словесному благословению Киевского и Галицкого митрополита Арсения. Это были ценные бумаги, в основном, 1860,1861, 1866, 1869 годов - всего на сумму 20100 рублей. (13, 495об. -498)
В 1875 году было отпущено из Лаврского кирпичного завода для нужд будущей Введенской общины 122000 штук кирпича, из которых 62000 митрополит Арсений «отпустил бесплатно, в виде жертвы», которое пожертвование Владыка объяснил словами: «Можно отпустить на богоугодное дело, из уважения к той личности, которая принимает участие в богоугодном деле». Этой личностью был митрополит Исидор. В 1876 году было отпущено для будущей общины еще 125500 штук кирпича. (13, 184-185)
В 1876 году еще не упоминалось название будущей общины. Тогда она именовалась «богоугодным заведением в Киеве, на Печерске для престарелых вдов, преимущественно духовного звания». (13, 495 об.)
Киево-Введенская женская община как памятник победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов
В связи с намерением Александра II начать войну с Турцией, митрополит Исидор вынужден был изменить свои планы, а именно поселить в почти что устроенную им в Киеву общину вдов преимущественно духовного звания, в память своей матери Анны Ивановны. Созданная им община стала памятником победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и самой первой ее насельницей, кроме начальницы и казначеи, была вдова поручика Никитина. (14 ,40) Также и в последующие годы время от времени в Введенскую общину поступали вдовы военных, а большинство насельниц были крестьянского, мещанского и казацкого звания. За всю историю общины в ней были только две насельницы из духовного звания, а именно ее первая начальница игумения Евфалия и вдова служившего в общине до своей кончины протоиерея Павла Загродского. (14, 40)
План войны против Турции был составлен в октябре 1876 года, а к марту 1877 года проект был исправлен императором. В преддверии войны, 9 апреля 1877 года впервые встречается в документе название общины– Введенская, а именно в новом завещании Егоровой - для «беднейших, бесприютных, престарелых вдов православного исповедания, лишенных средств к жизни». (4)
Праздник Введения во храм имел особое значение для потомков Николая I. Хотя вступление на престол Николая I считался от 19 ноября, но в день предпразднства Введения во храм совершалось празднование его вступления на престол. (15) Так название общины было согласовано с Александром II.
Дата учреждения Введенской общины – 4 марта 1878 года также была согласована с Александром II. (16, 108) Он объявил войну Турции 12 апреля в память годовщины смерти своего сына цесаревича Николая Александровича и того, что отец Александра II Николай I начал войну с Турцией в 1828 году также 12 апреля. 19 февраля, в день восшествия Александра II на престол и отмены крепостного права, был подписан предварительный мирный договор с Турцией.
4 марта 1878 года мирный договор был ратифицирован в Петербурге Александром II, и в тот же день им был подписан указ об учреждении в Киеве Введенской общины. Война была объявлена
в день кончины сына императора Николая Александровича, а мирный договор ратифицирован в первую годовщину кончины его внука, младенца Александра Владимировича. (17, 377)
Также и посвящение пещерного храма Введенской общины святому великомученику Димитрию Солунскому имеет отношение к русско-турецкой войне. Главная квартира Александра II находилась под покровительством этого святого. Она размещалась в болгарском селении Горный Студень, где местный храм был в честь Димитрия Солунского. Для него впоследствии был даже возобновлен в Петербурге иконостас и написаны иконы академиком Васильевым.
Отпевание митрополитом Исидором Димитры (Матроны) Егоровой, от имени которой было учреждена Киево-Введенская община
В марте 1878 года скончалась в Петербурге Димитра (Матрона) Александровна Егорова. После отпевания, совершенного соборне митрополитом Исидором она была временно погребена в Александро-Невской лавре. (18, 12)
Дальнейшие указания митрополита Исидора по управлению Киево-Введенской общиной
Согласно «Киевским епархиальным ведомостям», в Киево-Введенской женской общине «все делалось по указаниям Владыки митрополита Исидора, о чем свидетельствует большая сохранившаяся переписка его с матерью Евфалиею». (19, 1073)
Эта переписка насчитывает 116 писем за период 1878-1888 годы и хранится в РГИА, Петербург. В частности, в ней говорится о присылке 300 рублей на провизию зимой для сестер Введенской общины, о передаче через Киевского митрополита 13500 рублей на постройку флигеля и прочем. (20)
Первые начальница и казначея Введенской общины были избраны и назначены митрополитом Исидором при согласовании с Киевским митрополитом Филофеем. Владыке нужна была опытная начальница, и на запрос о монахинях, знающих церковный устав, игумения Новгородского Десятинского монастыря указала на послушницу Евпраксию Лебедеву. Немедленно было приказано постричь ее в монашество. 27 марта Исидор писал Киевскому митрополиту Филофею о необходимости поспешить с назначением начальницы общины для сохранения уже заготовленных для общины хозяйственных принадлежностей и устройства в ней Введенской церкви, для которой были заготовлены все внутренние принадлежности. Исидор просил согласия Киевского митрополита на назначение послушницы Евпраксии как отлично рекомендованной игумениею Десятинской обители. (19, 1073; 4)
Новгородская консистория сообщила в Киев, что 1 апреля 1878 года, по распоряжению Владыки Исидора, Евпраксия была пострижена в Десятинском монастыре с наречением имени Евфалия. В переводе с греческого ее имя означало «благоцветущая», что было пожеланием процветания новой обители. (4)
Первая начальница Введенской община была родом из города Боровичи Новгородской губернии. Ее отец был соборным священником в этом городе. (19, 1073)
Первая казначея и строительница Введенской общины, Мария Ивановна Иванова была родом из мещанской семьи Петербурга. Ей более всех доверял митрополит Исидор, и поэтому она была пострижена как близкое ему лицо с именем Исидора. Слова, сказанные преподобным Питиримом о ее небесной покровительнице, преподобной Исидоре сестрам Тавенской обители: «Исидора выше всех нас перед Богом!» являются еще одним свидетельством духовных качеств казначеи Марии Ивановой, в монашестве Исидоры.
Уже в июне 1878 года Мария Ивановна исполняла обязанности казначеи Введенской общины, но официально была назначена на эту должность в августе того же года. (20, 1-4; 4) В 1873-1878 годах она была казначеей Вышневолоцкой Казанской женской общины, которой покровительствовал митрополит Исидор. Монахиня Исидора была одной из основательниц Вышневолоцкой обители, где к ней относились как к избраннице Божией. Известно о ее общении со святителем Филаретом Московским и преп. Варнавой Гефсиманским, а в Киеве с преподобным Ионой Киевским по вопросам устройства обителей в Вышнем Волочке и Киеве. Она во всем полагалась на помощь Пресвятой Богородицы, считая: «Если Богоматери будет угодно», то предпринимаемое дело будет успешным. (22, 40, 46, 48-49)
Перезахоронение Димитры (Матроны) Егоровой в Киево-Введенской общине
В начале июля 1878 года митрополит Исидор стал ходатайствовать о перезахоронении погребенной в Петербурге Димитры (Матроны) Егоровой в Киево-Введенской общине, чтобы исполнить ее желание, высказанное, в том числе Исидору и перед кончиною, быть погребенной в Киеве. С сентября 1877 года и по июнь 1878 года, в угловом доме Введенской общины на Московской и Рыбальской улицах был помещен военный лазарет по просьбе Санитарного общества. (23, 8-9) В нем было 50 коек для раненных воинов, из которых 10 коек были поставлены в овальном зале в два света, предназначенном для Введенской церкви. (24, 600)
Только после упразднения лазарета митрополит Исидор смог ходатайствовать о перенесении останков Димитры (Матроны) Егоровой в Киев.
В Центральном историческом архиве в Киеве хранится дело о переписке митрополита Исидора и разных официальных лиц об этом. Ходатайство Исидора увенчалось успехом. 21 июля 1878 года Александр II, по докладу Управляющего МВД, дал разрешение на перезахоронение Егоровой в Киеве. (23, 1-9)
Митрополит Исидор дважды пишет Киевскому митрополиту о перенесении останков Егоровой в Киев. Он сообщает, что с гробом отправились эконом его митрополичьего дома архимандрит Исайя с двумя монашествующими и душеприказчица покойной Егоровой, жена полковника Ольга Федоровна Тимофеева, дочь покойного преосвященного Вологодского Христофора. (25, 1-2; 26, 1-2)
По поручению митрополита Исидора Ольга Федоровна Тимофеева передала благочинному Киево-Печерской Лавры игумену Виталию 100 р.с. на вечное поминовение за упокой Матроны Егоровой на поздней литургии и проскомидии в Великой церкви и на проскомидии Ближних пещер. 11 августа 1878 года Духовный собор Лавры определил полученные деньги причислить к банковой кружечной сумме, записав имя рабы Божией Матроны в проскомидийную и литургийную таблицу Ближних пещер, о чем сообщить кому следует, а в получении выдать квитанцию госпоже Тимофеевой.
8 августа последовало утверждение этого определения. (27)
В алфавите лиц, которые вносили деньги на вечное поминовение в Киево-Печерской Лавре в период 1862-1892 года, в записях за 1878 год, в графе «Фамилия и имя вкладчиков» указано «Егорова Матрона Александровна», а в графе «Имена р. Б., вписанных в церковные таблицы для вечного поминовения» сказано «За упокой Матроны». В графе «Внесенный капитал» сказано 100 р. с.. В этом же алфавите за 1878 год записано, что эти 100 р. с. были внесены вкладчицей женой полковника Ольгой Федоровной Тимофеевой, душеприказчицей Матроны Егоровой «за упокой р. Б. Матроны» и имя «Матрона» было записано в церковную таблицу 21 августа 1878 года. (28, 151об.)
В 1878-1887 годах, в храмах Введенской общины богослужения всегда совершались иеромонахами Киево-Печерской Лавры. Они молились здесь, у надгробной доски с надписью «Димитра Александровна Егорова» за ее упокой как «рабы Божией Матроны».
По распоряжению митрополита Исидора, отпевавшего в марте 1878 года соборне Димитру Егорову в Петербурге, ее поминали вечно как рабу Божию Матрону в Киево-Печерской Лавре, и, по его же распоряжению, на ее надгробной доске в Киево-Введенской общине было написано «Димитра Александровна Егорова», а не «Матрона». Женское имя Димитра присуще только гречанкам, и его Егорова получила при крещении в греческой церкви.
Переселившись в Россию в 1837 году и выйдя второй раз замуж, за русского офицера Егорова, Димитре было дано имя Матрона для того, чтобы можно было совершать требы в отношении ее в Русской православной церкви. На ее греческое происхождение указывает и греческий равносторонний крест, изображенный на ее надгробной плите. (29)
Устройстве иконостаса Введенского храма
Митрополит Исидор позаботился и об устройстве иконостаса для нового Введенского храма. По его заказу иконостас был сделан в Петербурге в тогдашней главной иконописной мастерской России - у Василия Макаровича Пешехонова, который лично и установил его в Киеве. Этот иконостас был весь золоченый, отделан с замечательным изяществом и уставлен святыми иконами отличной старо-церковной живописи. Как писали тогда «Киевские епархиальные ведомости»: «Подобного иконостаса доселе не было в Киеве». (18,12)
Василий Макарович Пешехонов имел статус царского иконописца. Им было написано по заказу императрицы Марии Александровны несколько икон святой Марии Магдалины и иконы небесных покровителей новорожденных детей всей царской семьи, так называемые «образа в меру роста», т.е. по росту новорожденных.
В мастерской В.М. Пешехонова были написаны иконы для иконостаса Введенской церкви Мраморного дворца (Петербург, 1850-1852 годы). Для Валаамского монастыря Пешехоновская мастерская создала иконы для семи иконостасов, настенные и киотные иконы. Также Святителем Николаем Японским был заказан у Пешехонова иконостас для Воскресенского собора в Токио. (30, 10-12; 31)
Устройство Димитровской пещерной церкви
Заботами митрополита Исидора была создана Димитровская пещерная церковь в Введенской общине. Для нее был приспособлен бывший винный погреб, устроенном еще войтом Рыбальским при постройке своего жилого дома в 1806 году. (6, 55об.) Перестройка погреба под церковь осуществлялась при участии служившего тогда в Петербурге инженер полковника Ивана Осипович Рубана. (20, 1-4) И.О. Рубан умер в чине инженер
генерал-майора и упокоился на Никольском кладбище Александроневской лавры. (32, 627) Иконы на чеканных досках для иконостаса пещерного храма Введенской общины были написаны также в Петербурге. (4)
Посещение Введенской общины Иерусалимским патриархом Никодимом
В 1883 году, по просьбе митрополита Исидора Введенскую общину посетил Иерусалимский патриарх Никодим. У гроба Димитры (Матроны) Егоровой Его Блаженство совершил с благоговейным
поклонением долгую молитву о ней по-гречески. (33,12)
Молитва по-гречески говорит о том, что Егорова была урожденной гречанкой. Известно, что Патриарх в совершенстве владел русским языком, благодаря многолетней жизни в Бессарабии (1860-1872 годы) и Москве (1877-1883 годы). При прощании с киевлянами в 1883 году он произнес громко, чистым русским языком: «Да почиет на вас благодать от Гроба Господня, и от Животворящего креста Господня!». Учитывая происходившую в то время борьбу болгар за независимость болгарской церкви от Константинопольского патриархата за право совершать на родном, а не греческом языке богослужения и неприязнь болгар к греческим иерархам и клиру, вряд ли было политически корректным молиться по-гречески у могилы Димитры Егоровой, если бы она была болгаркой. Молитва по-гречески была ей приятна и могла быть понятна ей только как гречанке. Из-за болгаро-греческого церковного противостояния было неуместно в 1878 году открыто говорить о греческом происхождении Димитры (Матроны) Егоровой, хотя и родившейся в болгарском городе Силистрия. Общеизвестен факт проживания греков в Силистрии, в т.ч. и в начале 19 века.
Митрополит Исидор был хорошо знаком с Блаженнейшим Никодимом. В 1882 году он возглавлял совершение хиротонии Никодима во архиепископа Фаворского в Исаакиевском соборе. (34)
Никодим был избран заочно на кафедру Иерусалимского патриарха и весть об этом получил в Москве. Его Блаженство посетил Киев и Введенскую общину по пути в Иерусалим.
Заботы митрополита Исидора о Введенской общине в 1891-1892 годах
Митрополит Исидор занимался делами Введенской общины до самой своей кончины.
Последние два приобретения домов с усадьбами для Введенской общины были предприняты им в конце своей жизни. В 1890 году была пожертвована Введенской общине усадьба с домом на Московской, 38, приобретенная от имени Петербургской купчихи Пелагеи Федоровны Максимовой еще в 1883 году. Ее стоимость составила 12000р.с.. (35, 1-5; 36) П. Ф. Максимова принадлежала кругу митрополита Исидора и известна как основательница Леушинской женской общины, из которой происходит чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы». В 1891 году последовало Высочайшее соизволение на укрепление за Введенской общиной дома с усадьбой, купленные у М. Ф. Навроцкой на Резницкой, 3. Стоимость этого приобретения не удалось установить, но известно, что в середине XIX века эта усадьба стоила 900 р.с.. (37, 160; 38)
В 1891-1892 годах митрополитом Исидиром были проведены перестановки в управлении Введенской общины. Еще в 1886 году начальница общины монахиня Евфалия была возведена Киевским и Галицким митрополитом Платоном в сан игуменьи. Однако, Исидор находил ненормальным управление общиной в лице игуменьи. «Игуменья, говорил он, должна быть в монастыре, а не в общине». (19, 1073-1074) И 27 ноября 1891 года игумения Евфалия была назначена настоятельницей Николаевского Лебединского монастыря. Перед этим назначением она и монахиня Клеопатра, в январе 1892 года ставшая новой начальницей Введенской общины, отправились к митрополиту Исидору в Петербург, где провели почти что месяц. Все имущество Введенской общины было принято благочинным монастырей архимандритом Ювеналием и передано казначее монахине Исидоре, пользовавшейся особым доверием митрополита Исидора. Монахиня Исидора представилась к Господу Богу 18 мая 1893 года. (39) Так что изменения в управлении общиной были своевременными в виду приближавшихся ее кончины и кончины самого Владыки Исидора в сентябре 1892 года.
Память о митрополите Исидоре как об основателе Киево-Введенской обители в середине XX века
О митрополите Исидоре как об основателе Киево-Введенской женской общины в память своей матери Анны Ивановны помнили и в советское время. В числе таких людей были патриарх Алексей I и его окружение.
В «Журнале Московской патриархии» (1952 год) священник
Н. Петухов пишет о Владыке Исидоре в следующих словах. Митрополит Исидор был сыном диакона Сергия Никольского и в раннем детстве лишился отца. Это постигшее семью великое горе было особенно тяжело. Вдова диакона Никольского, оставшаяся с малюткой сыном на руках, принесла своего младенца сына в приходский храм, где служил ее покойный муж, и, молясь перед местным образом Боголюбской Божией Матери, передала его непосредственному водительству и попечению Пречистой Девы. С горячей молитвой и со слезами поверглась овдовевшая диаконица перед образом Заступницы рода христианского, она молилась не столько за себя, сколько за лежащего на ее руках младенца. Вдовицу терзал вполне реальный вопрос о будущности ее сына. В условиях суровой борьбы за существование подобный вопрос нужно было предрешать весьма печально. Лишь в хорошем случае можно было предположить, что вдовица, собрав последние крохи, сможет доучить сына до скромной причетнической должности, в худшем же случае можно было ожидать и того, что бедность подобно болоту засосет и сына вдовицы-диаконицы и он окажется в рядах неимущих, обездоленных людей, которыми столь богата была Россия в прошлом. Но мать младенца вручила его заступничеству Матери всех скорбящих и обремененных. И под матерним заступлением Пречистой малютка-сирота вырос в мужа срвершенна и занял положение первенствующего иерарха. (40, 34)
В 1953 году в Введенском храме Киево-Введенского женского монастыря был написан настенный образ святого апостола Иакова Алфеева, в честь которого Владыка был крещен в младенчестве. Этот образ сохранился до нашего времени. Он находится в верхнем ярусе настенной живописи, а внизу, у лестницы ведущей в пещерный храм изображена преп. Матрона, покровительство которой обрела Димитра Егорова по своему переселению в Россию.
Настенные росписи были исполнены в Введенской женской обители в 1953 году, при покровительстве патриарха Московского и всея Руси Алексея I, его сестры монахини Киево-Покровского монастыря Евфросинии и митрополита Киевского и Галицкого Иоанна патриаршего экзарха на Украине.
Их небесные покровители также изображены на стенах Введенского храма, а именно Святитель Алексий митрополит Московский и преп. Евфросиния Полоцкая. О митрополите Иоанне (Соколове), его искренности и доверчивости, неприятии всякой лжи и хитрости, напоминает образ святого апостола Варфоломея (Нафанаила), по словам патриарха Сергия, сказанных о Владыке Иоанне: «Се, воистину израильтянин, в нем же льсти нет». (41, 30)
Патриарх Алексей I посетил Киево-Введенский монастырь 15 мая 1945 года. (42, 17) Здесь, в 1942 году, у святынь этой обители – Боголюбской иконы митрополита Исидора и келейно пребывавшей иконы «Призри на смирение» - служил наместником в сане архимандрита один из ближайших сподвижников Патриарха Митрополит Кишиневский и Молдавский Нектарий (Григорьев). (43, 24) В 1946 году по благословению Алексия I в Киев приехала казначея Патриаршего Богоявленского собора Татьяна Селиванова, чтобы принять постриг в Киево-Введенском монастыре с именем Олимпиада. (44, 40) В конце того же 1946 года в Киево-Покровский монастырь поступила сестра патриарха Алексия I Анна Владимировна, принявшая в 1951 году постриг с именем Евфросиния. (45, 12)
«
Хотя митрополит Исидор был крещен во имя святого апостола Иакова Алфеева, однако в жизни следовал словам другого святого апостола - Иакова, брата Господня: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». (46) Об этом свидетельствует и созданная им в Киеве Введенская обитель.
Примечания
1. «Киевские епархиальные ведомости», № 15, 1892 год.
2. «Церковный вестник», № 36, 1875.
3. «Христианское чтение», VI книга, 1892 год.
4. ЦГИАУ, Киев: фонд 127, опись 768 (1877 год), дело 293.
5. «Столетие Первой киевской гимназии», т. 1, Киев, 1911.
6. ГАК: фонд 1, опись 2а, дело 35.
7. ГАК: фонд 96, опись 1, дело 1
8. ЦГИАУ, Киев: фонд 182, опись 1, дело 193.
9. «Киевские епархиальные ведомости», № 10, 1878 год.
10. «Слова и речи синодального члена Высокопросвященнейшего Исидора Митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского» С.-Петербург, 1876 год.
11. Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, «Хроника моей жизни», том 4, 1902 год.
12. «Киевлянин», № 87.
13. ЦГИАУ, Киев: фонд 128, опись 1 КДС, дело 468.
14. ЦГИАУ, Киев: фонд 183, опись 1, дело 378.
15. «Полный христианский молитвослов». Киев. 1845 год
16. «Киевские епархиальные ведомости», № 10, 1878 год.
17. Пчелов Е., «Романовы. История династии», Москва. 2001 год.
18. «Киевские епархиальные ведомости», № 1, 1879 год.
19. «Киевские епархиальные ведомости», № 45, 1915 год
20. РГИА, Петербург: фонд 834, опись 4, дело 1193.
21. ЦГИАУ, Киев: фонд 127. опись 768. дело 604.
22. «Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии», С-Петербург 1997 год.
23. ЦГИАУ, Киев: фонд 442. опись 57, дело 8.
24. «Отчет Главного управления Российского общества Красного креста. Призрение больных и раненных во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. внутри империи». Часть1-ая. С-Петербург, 1880 год.
25. Институт Рукописей, Киев: фонд III, дело 4973.
26. Институт Рукописей, Киев: фонд 160, дело 2210.
27. ЦГИАУ, Киев: фонд 128, опись 1 КДС, дело 475.
28. ЦГИАУ, Киев: фонд 128, опись 3 (общая), дело 335.
29.РГИА, Санкт- Петербург: фонд 796, опись 205, дело 456
30. «Мир музея», № 6, 2000 год.
31. «Русское искусство», № 3, 2006 год.
32. «Петербургский некрополь», том III, С-Петербург, 1912 год.
33. «Посещение Киева Блаженнейшим Никодимом, патриархом Иерусалимским». Киев. 1883 год. С. 12.
34. «Новое время», 21.02, 1882 год.
35 ЦГИАУ, Киев: фонд 18,. опись 1, дело 378.
36. ГАКО: фонд 84, опись 6, дело 3.
37. ЦГИАУ, Киев: фонд 182. опись 1, дело 227.
38. ЦГИАУ, Киев: фонд 486,. опись 5, дело 416.
39. ЦГИАУ, Киев: фонд 182. опись 1, дело 232.
40. «Журнал Московской патриархии», № 6, 1952 год.
41. «Журнал Московской патриархии», № 6, 1968 год.
42. «Журнал Московской патриархии», № 6, 1945 год
43. Журнал Московской патриархии», № 11, 2002 год.
44. «Журнал Московской патриархии», № 8, 1981 год.
45. «Журнал Московской патриархии», № 4, 1958 год.
46. Соборное послание святого апостола Иакова, глава 1: 27.
Если имеешь какое-то отношение к религиозной жизни города,буду благодарен за ее высветление на сайте.А то я стараюсь не браться за темы в которых не сильно разбираюсь,дабы кого не обидеть.Зато мне обещали подкинуть пару хороших статей по истории киевских синагог.
Есть места в городе, которые мне интересны. К их числу относятся и некоторые связанные с религией. О Введенской общине знаю с 1997 года - тогда узнал и про чудотворную икону. В разделе "Город Религиозный" не нашел информацию - решил дополнить. Есть еще несколько мест, в которых, как я считаю есть какая-то мистика (Китаевская пустынь например). Есть несколько фактов про них, но об этом несколько позже. 🙂 Я сам стараюсь не рассказывать о том, в чем не уверен (опять таки, можно кого-то обидеть).
как и фотографии. МОжно вопрос?
Как вам удалось сфотографировать? Ві получали специальное благославление7 Или в храме разрешают фотографировать просто так. На сколько я знаю на 99 год храм біл вроде как под МП? или я ошибаюсь?
На счет фотографий очень важно. не проигнорируйте меня пожалуйста.
ок,будем искать вместе.
я тут пост один повесил. Про храмы - повесел он пару часов - многих обидел оказывается. Пришлось его чикнуть и расширить 🙂 А ты говоришь высветление на сайте 🙂 нееее, я лучше про дома, строения, холмы, озера, итд итп писать буду. 🙂
Вот так всегда,все пропустил.
Религия тонкая штука,нудно быть максимально толерантным...
там остатки есть исправленные и насколько возможно безликие 🙂 Пост Храмы.
Видел.
Классно!
Спасибо!
Так этот монастырь под Московским Патриархатом?
это монастырь Украинской Православной Церкви (Киевской епархии). Предстоятель УПЦ -Блаженниший Митрополит Владимир.
Спасибо! 🙂
пжлст:)
Спасибо за статью, отличное её построение, наполнение и иллюстрации!
наздоровье!