«Китаево» от тюркского Китай (крепость) – древнейший военный форпост языческих славян, располагавшийся на подступах к будущему Киеву. Нужно отметить, что форпостом Пересечен в духовном смысле снова ее можно назвать на все исторические времена.

После принятия христианства печерские холмы становятся в т.ч. первыми поселениями монашествующих отшельников, а после разграбления и разрушения Киева татаро-монгольскими полчищами, Китаево, одно из мест приютившее их долгие года спасавшихся от захватчиков монахов.

Китаево – загородная резиденция первого как его называют некоронованного царя – благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Сей святой муж благословил своей грамотой передать земельные владения Китаева в дар Киево-Печерскому монастырю (позднее Лавре) из любви к Богу и Пречистой Его Матери. Тот, который со своим отцом князем Юрием Долгоруким основал множество русских городов (в т.ч. Москву), просвещению Белоруссии и положил многие труды на объединение славян во всех сферах жизни.

В XVII веке после объединения России и Украины преподобные отцы Киево-Печерской Лавры благословляют трудами князя Голицына поставить первый престол в честь прп. Сергия Радонежского игумена земли Русской, объединителя славян, возродившего истинный смысл монашества принесенного на Святую Русь еще преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

Преподобный Сергий был реформатором (возродителем) духовного делания отцев Печерских. Никто (?) из учеников преподобных Антония и Феодосия Печерских не принес таких плодов по насаждению и расцвету монашеских обителей в духе их духовных воззрений как сей игумен земли русской.

Не случайно в дальнейшем после постройки на месте первой деревянной церкви прп. Сергия Радонежского Свято-Троицкой каменной церкви обитель именуется так же, как бы символизируя соборность и единство славы веры православной.
Оптина пустынь известна своими старцами, но исторически доказано, что Китаево на 100 лет раньше получило расцвет старчества. Среди них прп. Досифея, прп. Паисий и др.

Прийдя в Киев в поисках воли Божией о себе Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) нигде не мог найти ответа на мучивших поиск ответа как спастись, и только в Китаево в пещере прп. Досифееем Матерь Божия призывает благословением старца на монашеский подвиг в Саров. Сама императрица Елизавета Петровна проделала подвижнический путь, дабы увидеть прп. Досифею и благословиться у нее. И как гласит предание именно после этой беседы прекращаются притеснения в отношении монашествующих в государстве Российском.

Иеросхимонаха Феофила Христа ради юродивый по благодати, дарованной Господом иногда приравнивают к святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Император Николай I посетив Киев лишь здесь в Китаево получил пророчество от преподобного о своей кончине.
Так в исторических документах с конца XVIII – начала XIX вв. эту местность начинают именовать «Киевским Афоном»… Она постоянно была удалена рельефно от Киева (12 верст), что лучший способ добраться пароходом по Днепру. Да и само сочетание реки, озер, пещерных ходов и полей невольно наводило воспоминание о святой Горе Афонской. В путеводителях того времени местность сия именуется также «жемчужиной Киевской околицы».

Как некогда греческая Гора Афон промыслом Божиим превратилась во 2-й удел Богородицы во Вселенной, или ее еще называют «цветник Божией Матери». Так и нечто подобное происходило и с Китай горой. Место, где исторически существовал древний языческий фортем),стион), стал духовным форпостом (монашеской общины) в невидимой брани.

Кладбище – происходит от слова Клад (сокровище), ибо там погребены тела усопших христиан, вместилище душ человеческих освященных покаянными молитвами. Несомненно, в духовном смысле Китаево это клад, ибо исторически место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, которые после окончания своим земных трудов погребены в Китаевской пустыни. И теперь кто бывает в монастыре фактически ходит по местам исторических захоронений.

Последним форпостом (цитаделью) Киево-Печерской Лавры стала Китаевская пустынь (часть «Киевского Афона») в 20-х годах XX столетия в период наступления богоборческого режима. Здесь заканчивалась история Царской Лавры с ее последним наместником архимандритом Ермогеном, ставшим и последним наместником Китаевской пустыни. Пройдет немало времени и в 70-х годах XX века именно здесь он найдет свое вечное упокоение на Преображенском кладбище пустыни уже в сане Архиепископа.

Старей Феофил (Рассоха) схиархимандрит, 1-й наместник возрожденной Китаевской пустыни (1928-1996 гг.) известный как всероссийский исповедник включен в реестр имен великих русских старцев. Продолжил историческую череду старцев «Киевского Афона», погребен на территории монастыря возле Свято-Троицкого храма.

Удивительное и противоречивое это место «Китаево» и в начале тысячелетия продолжающего поражать своей необычностью. Здесь на «Афон-горе» (Китай-горе) поставлен престол в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы на месте благословения прп. Серафима Саровского на монашество и первый престольный праздник приходится 8 января 2000 года. Как благодарность св. града Киева Богоматери за то, что она послужила орудием воплощения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Историческое предание гласит, что подобное название престола когда-то носила известная Десятинная церковь в Киеве.

Форпост на все времена – незримой строкой проходит и в наше время, когда и в начале третьего тысячелетия здесь в Киевском Афоне происходит противостояние монахов и сатанинского ордена масонов тамплиеров решивших обосноваться в одном из зданий обители исторически (ранее) принадлежавшем монастырю. История ставшая достоянием во всем православном мире.

Но милость Божия неизреченна и Пречистая Богородица пока хранит свой омофор над своим Киевским Афоном, так же как до сих пор хранит множество пока еще не раскрытых тайн это удивительное место именуемое «Украинская оптина», «Жемчужина Киевской околицы», «Пересечен», «Древний форпост славян», света славянского единства, кладбище (сокровище) монашествующих и т.д.

Благословенное Богом место являет собою Китаево. Приближаясь к нему, хочется остановиться на достаточном расстоянии, чтобы охватить взглядом вначале весь былинный пейзаж целиком, и лишь затем, вдоволь налюбовавшись, приблизиться ко всему увиденному.

…Череда холмов, густо поросших деревьями, отражается в зеркальных прудах филигранным рисунком. На одном из склонов едва виднеется среди ветвей деревянная часовенка, построенная над входом в древние монашеские пещеры. Созвучно пейзажу, устремляются к небу купола церквей и колокольни Китаевской пустыни. Духовным источником, питавшим многих христианских подвижников, было, и, молитвами их, остается сегодня Китаево.

Древняя твердыня славян.

В то далекое время, когда славянские племена еще не были просвещены верой Христовой, а поклонялись языческим идолам, здесь, в Китаевском урочище, на правом берегу Днепра, существовало поселение полян. Оно оставило немало следов, расшифрованных археологами. Это позволяет уже не слепо, наугад пробираться сквозь таинственные дебри, а вполне реально представлять себе образ жизни наших далеких предков, старавшихся занимать удобные и достаточно безопасные возвышенности вблизи рек и озер.

Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.

Археологическая экспедиция 1911 года, исследовавшая антропологический тип (анатомические особенности), ритуальные обряды древних жителей урочища, констатировала их однородный этнический состав..

На высоком холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские (великокняжеские) времена. Тогда, как известно, стала быстро развиваться торговля, происходил культурный обмен, особенно со странами Востока. В то же время, жизнь наших предков постоянно подвергалась опасности со стороны кочевых тюркских племен, совершавших частые набеги на богатую Киевщину. Они убивали, грабили и уводили в плен людей, которых затем продавали на невольничьих рынках Кафы и Боспора. Для защиты от внезапных нападений в Китаево была создана система фортификационных сооружений (три линии валов и рвов). Таким образом, к естественной сложности рельефа, испещренного ярами и балками, которые разделяли территорию городища на пять отдельных площадок, прибавились искусственные укрепления. Подобным образом были созданы форпосты в древнем Вышгороде, Киеве, в соседней Церковщине, Триполье и т.д. Эти высоты служили друг для друга своеобразными маяками на случай вторжения врага. Южнее Китаевского городища возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник — свыше 400 насыпей. Он состоит из трех групп курганов, разделенных между собою валами. По мнению археологов, датирующих самые ранние здешние находки Х веком, одна группа захоронений – это могилы воинов-защитников поселения, две другие – это, скорее всего, погребения мирных жителей. Ныне курганы поросли вековым лесом.

Археологические изыскания в урочище, начатые еще во второй половине ХIХ века, привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. К этому подводит и географическое положение пункта – на пересечении торговых путей, рядом с рекой, на южной окраине Киева, первой встречавшей нападавших печенегов, половцев. Многие историки (начиная с первого ректора Киевского университета М.А. Максимовича) считают, что здесь был древнерусский город-крепость Пересечин (Пересечна). Этот город, расположенный южнее Киева, дважды упомянут в летописи: под 1154 годом, когда князья Ростислав и Святослав собирали в Пересечине свои дружины для совместного похода против половцев, угрожавших Переяславу, и под 1161 годом, когда за пленение сына князя Ростислава в “Пересеченский погреб” были посажены пойманные новгородцы. А увлеченный красотой и тайнами урочища, член Киевского общества охраны памятников А.Д.Эртель, отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. Китаево же, утратившее свое значение, передало его Киеву вместе со своим именем. Это могло быть связано, в частности, с тем, что древнее поселение Китаевского урочища находилось южнее Киева и раньше сталкивалось с нападавшими степняками. Постоянное буферное положение, естественно, истощало ресурсы и могло привести к упадку Китаево. Учитывая то, что последнее несравнимо меньше изучалось, чем центр Древнего Киева, здесь рано делать окончательные выводы. Археологами исследована лишь четвертая часть курганов; Китаевские пещеры, при неослабевающем интересе к ним, становились только объектами “разведок” – в основном, визуальных наблюдений. Таким образом, относимые к ранней истории Китаево даты достаточно приблизительны. И утверждать можно лишь то, что события здесь разворачивались не позднее указанных столетий, но насколько раньше, пока неизвестно.

У подножия городища, на противоположном берегу ручья, бегущего со стороны Феофании и впадающего в Днепр, по результатам археологических исследований, в VIII-IХ веках возникло поселение-посад. К ХI-ХIII векам оно растянулось вдоль берега ручья на 1,5 км. и заняло площадь около 40 га. Таким образом, размеры поселения для того времени вполне сопоставимы с масштабами города. Здесь были найдены остатки жилищ, печей, хозяйственных построек, многочисленные фрагменты керамической посуды, женских украшений, изготовленных местными ремесленниками и многое другое, что позволило отнести его к городскому ремесленному типу поселений, а не к сельскому.

Если Китаевское городище после монголо-татарского нашествия ХIII века было разорено и заброшено, то посад у подножия холма не прекращал своего существования.

Часть Киева, определяемая как Верхний город, где располагались княжеский дворец, дома знати и т.п., после нашествия Батыя в 1240 году, была опустошена и долгое время оставалась в запустении. Административный центр фактически переместился с “княжьей горы” к ее подножию – на Подол, где до этого жили лишь купцы и ремесленники. Аналогичная ситуация наблюдается в Китаево: городище на холме, где, по преданию, находился княжеский дворец Андрея Боголюбского, прекращает свое существование после разорения монголо-татарами; вместе с тем, посад продолжает развиваться.

В начале ХVII века часть его занял монашеский скит.