История Свято-Троицкой Китаевской пустыни описана выше . Приходской Свято-Троицкий храм открылся в 1990 г.
Святыни. Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого.
Мощи прп. Досифеи – под спудом, у северной стены храма.
Личные вещи прп. Серафима Саровского – в особом ковчежце.
Настоятель – благочинный Южного округа прот. Мирослав Бариляк.
Богослужение.
Вечернее: пятница, суббота – 16.00. Литургия: суббота, воскресенье – 8.45.
Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.
Археологическая экспедиция 1911 года, исследовавшая антропологический тип (анатомические особенности), ритуальные обряды древних жителей урочища, констатировала их однородный этнический состав..
На высоком холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские (великокняжеские) времена.
Для защиты от внезапных нападений в Китаево была создана система фортификационных сооружений (три линии валов и рвов). Таким образом, к естественной сложности рельефа, испещренного ярами и балками, которые разделяли территорию городища на пять отдельных площадок, прибавились искусственные укрепления. Подобным образом были созданы форпосты в древнем Вышгороде, Киеве, в соседней Церковщине, Триполье и т.д. Эти высоты служили друг для друга своеобразными маяками на случай вторжения врага. Южнее Китаевского городища возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник — свыше 400 насыпей. Он состоит из трех групп курганов, разделенных между собою валами. По мнению археологов, датирующих самые ранние здешние находки Х веком, одна группа захоронений – это могилы воинов-защитников поселения, две другие – это, скорее всего, погребения мирных жителей. Ныне курганы поросли вековым лесом.
Археологами исследована лишь четвертая часть курганов; Китаевские пещеры, при неослабевающем интересе к ним, становились только объектами “разведок” – в основном, визуальных наблюдений. Таким образом, относимые к ранней истории Китаево даты достаточно приблизительны. И утверждать можно лишь то, что события здесь разворачивались не позднее указанных столетий, но насколько раньше, пока неизвестно.
О происхождении названия пустыни «Китаевская».
Из глубины веков до наших дней дошли названия отдельных местностей (топонимы) Киева. Древними преданиями веет от Андревской и Бусовой гор, Наводницкой долины и Выдубичей. Подобно им сохранилось наименование Китаевского урочища, а холм, в недрах которого некогда был пещерный монастырь, стали величать Китай-горой.
Тюркское по происхождению слово “китай” буквально переводится как “крепость”, “укрепление”. В этом значении оно довольно часто употреблялось в старину.
Китаевские пещеры.
Рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду. Современные археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Там появились деревянные кельи, церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация, общий вид лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.
Современная жизнь монастыря пребывает в постоянной духовной связи с прославленными старцами пустыни – преподобной Досифеей (†1776 г., память 25 сентября/8 октября); Христа ради юродивыми: преподобным Феофилом, иеросхимонахом (†1853 г., память 28 октября/10 ноября), преподобным Паисием, лаврским рясофорным монахом (†1893 г., память 17/30 апреля), Вассианом (слепым), иеросхимонахом (†1827 г.), подвижником благочестия юродивым Иоанном Босым (†1855 г.); схиархимандритом Феофилом (†1996 г., память 22 марта). В них – духовная основа Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь”.
Административное устройство и хозяйство пустыни
В свое время Китаевская пустынь представляла собой процветавшее монастырское хозяйство с огородами, рыбными угодьями, фруктовыми садами, виноградниками, пасекой. В Китаевской пасеке, или поселке “Новопасецкий”, жили всего четыре человека, которые занимались пчеловодством и поставляли мед также и в другие монастыри. Хозяйственно-экономическая деятельность Китаевской пустыни полностью обеспечивала всем необходимым проживавших в ней иноков, старцев богадельни, богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Часть продуктов отправлялась в Лавру. Излишки вывозились на продажу, а вырученные деньги позволяли проводить ремонт монастырских строений и решать все текущие вопросы. Ежегодно в день Святой Троицы в Китаево устраивались ярмарки, которые привлекали сюда множество народа.
Главное монастырское подворье.
1 Свято-Троицкая церковь, главный храм Китаевской пустыни. XVIII-XIX вв. Ныне – приходской храм.
2 Кельи старшей братии пустыни. XIX в. В советский период здание занимала школа пчеловодства. Ныне – монастырский корпус, в котором размещается воскресная школа.
3 Жилой братский корпус. ХІХ в. В советский период – административный корпус комбината пчеловодства. Ныне – настоятельский корпус и братские кельи.
4 Церковь Свв. Двенадцати Апостолов. ХІХ в. Первоначально служила теплой трапезной церковью. Под общей железной крышей с ней, при наружной ограде находились:
— с южной стороны, между колокольней и церковью – помещение для сторожей;
— с северной – одноэтажное здание хлебной и двухэтажное здание кухни.
В советский период – производственный комплекс комбината пчеловодства. Ныне – церковь Свв. Двенадцати Апостолов Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь” с примыкающими жилыми братскими корпусами.
5 Церковь Свв. Двенадцати Апостолов. ХІХ в. Первоначально служила теплой трапезной церковью. Под общей железной крышей с ней, при наружной ограде находились:
— с южной стороны, между колокольней и церковью – помещение для сторожей;
— с северной – одноэтажное здание хлебной и двухэтажное здание кухни.
В советский период – производственный комплекс комбината пчеловодства. Ныне – церковь Свв. Двенадцати Апостолов Свято-Троицкого монастыря “Китаевская пустынь” с примыкающими жилыми братскими корпусами.
6 Дом настоятеля и канцелярия. ХІХ в. Ныне – жилой братский корпус.
7 Жилой дом. ХІХ в.
8 Братский корпус. ХІХ в.
9 Монастырский корпус. ХІХ в. В советский период – магазин. Ныне – иконная лавка.
10 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
11 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
12 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
13 Монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
14 Бывшие монастырские постройки-службы (ледник, квасоварня, дровник и т.п.). ХІХ – нач. ХХ в. В советский период – хозяйственные помещения комбината пчеловодства.
15 Монастырская баня. ХІХ в. Здание было практически разрушено. Ныне приспособлено под туалет и гараж.
16 Монастырская баня. ХІХ в. Здание было практически разрушено. Ныне приспособлено под туалет и гараж.
17 Инвентарная.
18 Автостоянка.
19 Надвратная колокольня. ХІХ в. Разобрана в 1932 году.
20 Новая колокольня. Конец 1990-х годов. Деревянная, трехъярусная.
21 Могила прп.Досифеи (†1776 г.).
22 Могила св.Феофила (†1853 г.).
23 Могила схиархимандрита Феофила (Россохи) (†1996 г.).
24 Изначально – кладбище в ограде монастыря.
Китаевский хозяйственный двор.
25 Старый госпиталь. 1867 г. Ныне – корпус НИИ защиты растений.
26 Церковь во имя прп.Серафима Саровского. 1904 г. В советский период – клуб. Ныне – главный храм монастыря.
27 Новый госпиталь. 1871. Накануне передачи корпуса монастырю принадлежал НИИ защиты растений. Ныне – жилой братский корпус.
28 Первоначально – жилой братский корпус. 1898. Ныне здание занимает НИИ защиты растений. Монастырские гостиницы. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
29 Монастырский корпус. ХІХ – нач. ХХ в. В советский период использовался в качестве столовой. Ныне – трапезная и кухня монастыря.
30 Хозяйственные помещения. ХІХ – нач. ХХ в.
31 31.Бывшие монастырские корпуса. ХІХ – нач. ХХ в. Ныне – жилые дома.
Китай-гора с древними пещерами.
32 Деревянная часовня над входом в пещеры с пристроенной к ней кирпичной сторожкой. 1995 г.
33 Пещерная церковь Собора Пресвятой Богородицы. ХІХ — кон. ХХ в.
Как попасть в Китаево
Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15.
Проезд: от ст. м «Лыбедская» – авт. 52 до ост. «Школа»;
авт. 20 до ост. «Ул. Китаевская»;
от ст. м «Выдубичи» – авт. 43, 65 до ост. «Проспект Науки».
О , мой отчетикс очередной, на всеобщее обозрение в журнале. Спасибо за внимание. Приятно, что заинетерсовала, да и поделились с ребятами. А то я лентяй тут что либо размещать .....
Гора таки изрыта очень интересно, говорят что там чуть ли не 5 этажей ходов было...Матерьял глина прочный одним словом интересное местечко.
Спасибо Вам за приятные отчеты!
там наверное вся гора изрыта. Дальше на юг за могильниками на склоне за березовой рощей есть полузасыпанный вход в пещерный лабиринт, схожий с действующими пещерами. Группа археологов там была лет 10 назад, но информацию про этот ход найти нигде не могу. В популярных периодических изданиях и в инете ничего нет. Хорошо бы организовать как-нибудь экспедицию, только нужно поговорить (а еще лучче пригласить) профессионалов из http://acis.com.ua/" rel="dofollow" target="_blank">http://acis.com.ua/
Thanks,Corrected