«Слушай гида и… делай все наоборот!»


9 мая погода не просто плакала — рыдала. Я даже засомневалась, привезет ли приятельница своих пермяков. Тем более что экскурсия была назначена на 9.30 и должна была длиться час. В 9.25 автобус с отважными россиянами подъехал к Лавре. Светлана быстро сунула мне в руку клочок бумаги, на котором что-то было написано по-английски — в качестве пропуска. «Господа, это Неля, ваш экскурсовод. Встречаемся через час у главного входа», — сказала она и быстрыми шагами засеменила к автобусу, оставив меня, мокрую и беззащитную, один на один с группой иностранных туристов, пришедших на встречу с прекрасным, невзирая на погодные условия. За день до экскурсии Света провела со мной инструктаж: -Значит так: текст я тебе дам, он не слишком отличается от текста лаврских экскурсоводов. О пещерах и внутреннем убранстве церквей ты не читаешь — экскурсия по верхней Лавре. В магазин с иконами и сувенирами тоже заходить не советую — всю сюжетную линию испортишь. Лучше на обратном пути. Стоит прослушать одну местную экскурсию — примкни к кому-то как туристка. Ну а сама делай все наоборот: они нудят, а ты делай упор на интересные факты; они уклоняются от вопросов, ты же, наоборот, старайся всех удовлетворить — как сможешь, конечно. Поняла? Не хотелось бы никого обижать, но экскурсия, проведенная дамой средних лет, меня не очень впечатлила. Нудятина редкая — хоть засыпай.

Она говорила все время на одной ноте, монотонно, без каких-либо признаков интереса к объекту своего повествования. «Киево-Печерская лавра была основана как православный монастырь в 1051 году монахами Антонием и Феодосием в пещерах возле летней княжеской резиденции Берестово…». Ну и все в таком же духе. «Это та самая колокольня, которую облюбовали самоубийцы?» — В XІ веке монастырь Антония и Феодосия стал центром распространения христианства в Киевской Руси, — начала я свой рассказ у входа в Лавру. — В ХІІ веке он получил статус Лавры — главного монастыря. Киево-Печерская лавра сыграла важную роль в развитии древнерусской культуры, была центром летописания. Именно здесь известный летописец Нестор написал свою «Повесть временных лет». Неожиданно уже на территории заповедника группа стала увеличиваться. Это меня воодушевило: — Испокон веков в Киево-Печерскую лавру стекалось огромное количество паломников. Здесь происходили настоящие чудеса.

Так, во время церковного празднования дня Страстей Христовых у некоторых фанатично верующих людей в местах, куда, по Библии, при распятии Иисуса Христа были вбиты гвозди, проявляются кровоточащие раны и страшные язвы. Так называемые раны Христа по прошествии небольшого промежутка времени исчезают сами собой. Подобных случаев описано более 300. После такого трудно не поверить в святость божьей обители. Эти факты мне полгода назад рассказал психиатр, у которого я брала интервью, и вот память в нужный момент услужливо выложила мне их из дальнего «кармана». Пермяки слушали, разинув рот. А группа все разрасталась — непонятно, откуда брались люди.

Подходим к реконструированному, нарядному и помпезному Успенскому собору, который, увы, пока закрыт для туристов — там еще не закончены внутренние работы. Начинаю рассказывать его историю, взятую не из трафаретного экскурсионного текста, а из книги о Лавре: «Строителями собора были зодчие, приехавшие из Константинополя, которым будто бы сама Богородица дала «божественную меру». Это вымысел, конечно, но сама «мера» — «30 мер в длину и 20 в ширину» точно совпадает с соотношением сторон Успенского собора. Любопытно также и то, что строители после завершения работ остались жить в монастыре… Только хотела поведать о печальной биографии храма, как началось самое страшное для всех экскурсоводов — вопросы. — А правда, что Успенский собор был взорван не немцами, а нашими? — спросил черноволосый худющий юноша в очках. — Версия, будто собор взорвали энкаведисты, действительно существует.

Юрий Кузнецов в своей знаменитой книге «Бабий Яр» пишет, как 3 ноября 1941 года, будучи ребенком, видел лаврскую «иллюминацию», когда все горело, а на месте Успенского собора лежала груда камней, из которой торчали остатки стен с фресками. В нем было сложено много старинных книг и рукописей. Пишет, как немцы старались потушить пожар, но нигде не нашли воду. Идем по центральной лаврской площади, дождь усиливался. Подходим к самой высокой постройке — Большой Лаврской колокольне. «В 1903 году в четвертом ярусе колокольни были установлены часы, изготовленные московским мастером Енодиным по образцу Кремлевских курантов. Они вызванивают каждую четверть часа и отбивают количество часов…». Лица экскурсантов озаряются. На часах было 10.00, куранты делали свою работу. С последним ударом ливень припустил. А еще полчаса рассказывать! Но оказалось — всего полчаса: потому что моя экскурсия затянулась на лишние 20 минут. — Это та колокольня, которую облюбовали киевские самоубийцы? — интересовался неутомимый брюнет. — За всю ее историю в Киеве зарегистрировано лишь два случая суицида, связанных с Лаврской колокольней. Последний — месяц тому назад.




Эта девушка — ваша дочь?


Движемся к Трапезной церкви с куполом по типу восточной мечети. Света сказала, что нельзя нарушать священный ритуал — желающие могут поставить в Трапезной свечи за здравие и за упокой. Заходим — некоторые дамы, как положено, покрывают голову платком, я тоже завязываю подаренный мамой сиреневый шелковый платочек. Вдруг вижу — пожилая женщина ставит свечку и что-то тихо приговаривает, держа в руке фотографию девушки. Уже при выходе, возле могилы Столыпина, я поинтересовалась у нее: «Если не секрет, кто эта девушка — ваша дочь?». Дама вытягивает из сумки черно-белое фото, оказалось, что оно вырезано из глянцевого журнала. Симпатичная барышня так и буравила своими черными глазами. Внизу мелкими буквами подпись — «Инесса Арманд». Видя мой недоуменный взгляд, женщина сказала: «Мой сын вырезал эту фотографию два года назад и хочет найти себе жену, похожую на нее. Попросил меня помолиться в Лавре». Что можно сказать о современном мужчине, который молится не на Клаудиу Шиффер или Бритни Спирс, а на любовницу Ленина? Либо у него очень специфический вкус, либо у мужчин сегодня уже другие кумиры. А его идеалу вряд ли приходилось бывать в Киево-Печерской лавре.


ЭТО ПОЛЕЗНО






Что нужно знать начинающему экскурсоводу




Не нужно бояться, что он чего-то не доучил, не знает, не помнит и т. п.: основных знаний об объекте вполне достаточно — ведь туристы, за редким исключением, не знают и этого. Не нужно засорять свою экскурсию цифрами: высота куполов, ширина стен и т. п. действуют на людей, как снотворное, это неинтересно. Если вам задали вопрос, на который вы не знаете ответа, никогда не говорите: «Сложно сказать, нужно почитать литературу». Воспользуйтесь советом героини Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит»: «Ляпай, но ляпай уверенно!».




ВМЕСТО ЭПИЛОГА


Найдите невесту моему сыну! Выделенный мне час истек, когда я только-только начала рассказывать о Лаврской типографии, которая была единственным издателем книг в Киеве. Ее работники долгое время получали жалованье натурой, то есть книгами, которые сами же и продавали в книжных лавках. На смотровой площадке, конечном пункте экскурсии, моя группа была в 10.45. Потом мы спешно пошли к выходу, где нас уже ждала взволнованная Света. Когда группа садилась в автобус, любопытный «очкарик» спросил: — А правда, что у вас запретили заходить в Лавру с партийной символикой и на входе ее отбирают? — Никто ничего не отбирает. При входе в Лавру прихожан деликатно просят, чтобы они снимали символику принадлежности к той или иной партии. Такое решение было принято накануне президентских выборов наместником Лавры архиепископом Павлом. Церковь должна быть вне политики. Автобус уже тронулся с места, как вдруг из него выскочила та самая дама, будущая свекровь «Инессы Арманд», и дала мне фото из журнала. «Вот, возьмите, вы каждый день здесь бываете, помолитесь, чтобы моему сыну повезло».