Оно и понятно — от Крещатика до Бастилии довольно далеко, как и до месторождений полезных ископаемых, с чего бы? Их называли в основном по внешним признакам, например, Кривая или Тупик. И здесь уж ошибок не допускали. Так складывалась своеобразная ландшафтная летопись местности.
Теперь старые названия постепенно возвращаются.
Улицы Липская, Шелковичная, Садовая, Парковая дорога — и все это в одном районе, издавна именующемся Печерск. Неужели эти названия были оправданны? Безусловно, были.
Наша память сохранила еще название поселка Берестово. Оно произошло от густого, почти непроходимого берестового леса, спускавшегося с печерских холмов к Днепру. Основали его киевские князья. Сам Владимир Святой проводил здесь время, отдыхал от трудов праведных, охотился на дикого зверя. Это место стало местом и отдыха, и молитв, а позже и упокоения отдельных представителей княжьего рода. Ушел в прошлое берестовый лес, остались только названия — Берестово, Зверинец.
Целую историю можно было бы рассказать о Липской улице и названии местности — Липки, хранившемся весьма долго. Сегодня уже никто не скажет, когда точно возникла здесь обширная липовая роща. А вот история ее гибели известна. Известна она с XVIII столетия. Н.Закревский отмечает, что липовые насаждения тянулись на большом пространстве, начиная от Кловского дворца, они близко подходили к Царскому саду, а в северном направлении оканчивались у Крещатика.
Недобрую честь уничтожения липовой рощи приписывают генерал-губернатору Левашову, осуществлявшему в Киеве в те годы высшую власть, и указывают дату события — 1832 год. Но этот поступок — отнюдь не прихоть генерал-губернатора. Киев развивался, требовал и новых площадей, и перепланировки. Проводилось «великое переселение» Подола, часто страдавшего от разрушительных наводнений и пожаров. Тогда образовался новый район застройки — так называемое Новое строение, располагавшийся в направлении к речке Лыбедь, тогда же интенсивно стали осваиваться и свободные от жилья участки Печерска. Поскольку земля здесь была дорогая, то селилась на Печерске преимущественно знать. Так и появились аристократические Липки, где вырастали преимущественно особняки городской администрации, купцов, отставных военных. Но память о липовых насаждениях сохранилась — и в названии микрорайона, и в имени Липской улицы. Равно как о прошлом говорила и улица Шелковичная.
Насаждений шелковицы на Печерске и вообще в Киеве было много. Еще знаменитый путешественник Павел Алепский, посетивший город в 1653 году, отмечал обилие в садах и прочих насаждениях большого количества фруктовых и ягодных деревьев и кустарников. К ним относилась и вкусная шелковица.
А улицы Липок приобретали известность благодаря высокопоставленным жильцам. Достаточно вспомнить помещиков Ганских, в чьем доме бывал О.Бальзак, добрую знакомую Ф.Листа княгиню Сайн-Витгенштейн и менее титулованных, но оставивших значительный след композитора А.Виноградского, у которого гостили Чайковский и Рубинштейн, и многие другие. На углу улиц Шелковичной и Институтской, например, стоял дом коменданта Киевского арсенала А.Иванова, усадьбу которого город приобрел для героя Отечественной войны генерала Николая Раевского. Позже этот особняк занимали генерал-губернаторы, включая и Павла Скоропадского.
Многие дома этого микрорайона отличаются нестандартным обликом. Для примера можно сослаться лишь на один так называемый «шоколадный домик», принадлежавший известному меценату С.Могилевцеву — в нем много лет помещалось ведомство бракосочетаний…
По сути, каждый дом «зеленых» улиц имеет свою интересную историю. А их названия возвращают нас к далекому уже прошлому, к замечательным людям, населявшим этот зеленый оазис.
Добавить комментарий