Лариса Задорожная, корреспондент:


— В начале 20 века Игорь Сикорский учился в киевской Политехнике. Вот здесь находились мастерские, где работал будущий конструктор. Он пытался делать свои первые летательные аппараты.


Теперь возле места, где начиналась авиационная слава Сикорского, — памятник конструктору. Сегодня открывать его приехал бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.


Рудольф Джулиани, мэр Нью-Йорка (1994-2001):


— Это памятник, чтобы каждый из студентов помнил, где он учится. Игорь Сикорский жил, думая о будущем, и молодежь также должна жить, думая о будущем.


В руках — шляпа. Это неслучайно. Настоящая находится в музее корпорации «Сикорский», в Соединенных Штатах, говорит родственник конструктора.


Георгий Лашкарев, внучатый племянник Игоря Сикорского:


— Она дает удачу испытателям новых вертолетов «Сикорский». Это ритуал — прикоснуться к шляпе и постоять минутку.


Уникальные кадры. Игорь Сикорский рассказывает о всех своих «небесных детях». И о самом главном. О том, с чего все начиналось. «Илья Муромец» — первый транспортный самолет. Революция в авиации 1913 года.


Игорь Сикорский, авиаконструктор:


— Это была самая тяжелая работа в моей жизни. У нас не было ничего — ни материалов, ни колес. Но мы, все-таки построили самолет, в который сначала никто не верил.


«Слишком близок к царю, слишком популярен», — так о Сикорском говорили после революции 17-го года. Она одним махом перечеркнула все планы. Большевики хотели арестовать конструктора. Англия-Франция-США — маршрут поиска новой Родины. Родины, которая дала бы возможность строить самолеты. И он их строит — в Соединенных Штатах. В курятнике. Нищего Сикорского спасает известный композитор.


Сергей Сикорский, сын Игоря Сикорского:


— Приехал на автомобиле Сергей Рахманинов, посмотрел на полузаконченную машину и сказал: «Игорь Иванович. я вам доверяю». И выписал чек на 5 тысяч долларов. Это были огромные деньги


Сын помнит: отец любил читать ему на ночь Жюля Верна. Потому, что тот писал о небе и подводных лодках. То, о чем рассказывал писатель, Сикорский строил. Самолеты, гидропланы, вертолеты.


Сергей Сикорский, сын Игоря Сикорского:


— До последних дней он тосковал за Киевом. Он переживал, что не может приехать в город.


Сергей говорит: семья — это вторая любовь Игоря Сикорского. Первой всегда было небо.