От седой старины до строительного бума
Рейтарская, как гласит книга «Выдающиеся памятники Киева», приблизительно соответствует одной из улиц древнего Киева в пределах града Ярослава, которая с тремя остальными —Большой Житомирской, Сретенской и Ярославовым Валом —сходилась около Жидовских (Львовских) ворот. Вдоль нее стояли подворья бояр, знатных и богатых киевлян. Но после нашествия монголо-татар, начиная с 1240 г. и до конца ХVII в., местность от Софии до нынешней Львовской площади пришла в запустение.
Район стал оживать лишь после заключения в 1654 г. договора между Богданом Хмельницким и царем Федором Алексеевичем. Расквартированные на Подоле стрельцы и рейтары так надоели своими выходками и пьянками местным жителям, что они стали бить челом царю. А когда одних просьб оказалось мало — в ход пошли и деньги. Скидывались всем миром, но надо отдать должное чиновникам того времени: остались свидетельства, что глава гарнизона Петр Шереметьев взятки брал, но тратил их на строительство солдатской слободки. Вот так и появились в Верхнем городе Рейтарская и Стрелецкая улицы, Стрелецкий переулок.
Строили, правда, не хоромы — скромные деревянные домишки возле немощеных дорог. Впрочем, в путеводителях конца ХІХ в. писали, что весь Киев в то время имел довольно жалкий вид. Одну из причин этого назвал А. Анисимов в своей книге «Киев и киевляне» — активное сопротивление местных жителей плановой застройке. «В их тихой заводи существовали обширные огороды и сады», поэтому любые начинания властей вдребезги разбивались о сонное благодушие провинциального тогда Киева. «Разбудил» Старый город лишь строительный бум во второй половине конца ХІХ века. Масштабы перемен, которые происходили в те годы в Киеве, отражают следующие цифры: в 1817 г. в Старом городе было каменных домов — 10, деревянных — 957; в 1845 г., соответственно, 37 и 764. С 1907 по 1912 гг. был построен 1901 дом, из них каменных — 795. В 1910 году количество домовладений в Старокиевском участке составляло 834 дома, из них 733 с оценкой не ниже 1500 рублей.
Героический храм
Самым знаковым строением на Рейтарской (до 1918 г. писалась какРейтерская) считается Георгиевская церковь. Даты постройки (около 1045 г.) и последующего разрушения, а также ее месторасположение ученые называют приблизительно. Известно точно, что храм возвели по указу Ярослава Муд-рого, который взял при крещении имя Святого Великомученика Георгия. Любопытное совпадение: в мирской жизни будущий святой был военным, как и славные конники-рейтары.
Разрушенную при нашествии татар Георгиевскую церковь заново отстроили в 1744–1752 годах. Деревянное сооружение сменила кирпичная версия в стиле украинского барокко. Но ХХ век она не пережила: в сентябре 1931 г. президиум Киевского горсовета принял решение №594 о закрытии Георгиевской церкви, «размещенной на Рейтарской улице, 2». (Государственный архив г. Киева), а через три года церковь снесли.
Рейтарский мемориал
Здания, которые, как грибы после дождя, заполонили Киев в период с конца ХIХ—начала ХХ в. трудно отнести к шедеврам зодчества: их красота и индивидуальность определялись не столько талантом зодчего, сколько масштабами сметы и амбициями владельцев. Рейтарской в этом отношении повезло: застроенная разноплановыми доходными домами, она отличалась шармом и стилем. Да и жить здесь предпочитали люди творческие.
Так, великий украинский композитор Николай Лысенко облюбовал дом №19, где с 1888 по 1894 гг. создал свои знаменитые «Наталку Полтавку», «Тараса Бульбу», «Козу-дерезу» и другие произведения. Однажды у него в гостях побывал Петр Чайковский — пришел поздравить коллегу с успехом оперы «Тарас Бульба». Кстати, племянник Петра Ильича — Юрий Давыдов — тоже жил на Рейтарской. Один из основателей Киевской консерватории и организатор оперной студии, он превратил дом №13 в настоящую обитель муз. Домовладельцем №27 и 29 являлся князь Е. Н. Трубецкой — философ, правовед, религиозный и общественный деятель, профессор Киевского университета (1897–1905), автор книги «Смысл жизни». В доме №25 счастливые часы провели Михаил Булгаков и его жена Татьяна Лаппа.
Из известных архитекторов на Рейтарской «отметились» немало мастеров. Так, №11 выполнен по проекту Павла Алешина, а автором «Дома с драконами» (№31/16) стал гражданский инженер Николай Яскевич, который, выполняя заказ домовладельца Алексея Фурмана, построил крупное доходное здание и украсил его двумя потешными чудищами-драконами. К созданию дома №45 на пересечении с Сенной площадью приложил руку архитектор Г. Шлейфер. Первый из этажей здания занимали магазины, а на втором его владелец Евзер Хацет в 1915 г. устроил один из первых киевских театров-синематографов «Рекорд». Здание снесли в середине 1970-х, на его месте по проекту А. Добровольского и Я. Вига в 1976 г. началось строительство корпуса Театрального института им. И. Карпенко-Карого. И не закончилось до сих пор…
Добавить комментарий