Дмитрий Лавров:16 февраля газета «Киевлянин» опубликовала удивительное объявление: «В Киев приехал всемирно известный игрок в шахматы Капабланка. По просьбе киевских шахматистов маэстро сыграет с ними ряд партий. Запись в кофейне «Варшавская», ул. Лютеранская, 1. Там же продаются и билеты». «Моцарт шахматной доски», кубинец Хосе Рауль Капабланка не шутил. В помещении Коммерческого клуба (ул. Крещатик, 1) были установлены тридцать досок, и столько же отважных любителей этой игры решительно заняли «боевые позиции». Внешне этот сеанс во многом напоминал знаменитый турнир в Нью-Васюках, где, как вы помните, главным действующим лицом был Остап Бендер. Вспомним строчки бестселлера Ильфа и Петрова: «Международный васюкинский турнир 1927 года. Приезд Хосе Рауля Капабланки… Из фешенебельной гостиницы вышел чемпион мира Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милиционер, одетый в специальную шахматную форму, вежливо откозырял. Приветственные крики потрясли город… Гроссмейстера встретили рукоплесканиями. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них были совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода». («Двенадцать стульев»).
Угловой дом № 1 по улице Лютеранской, примыкающий к довоенному Крещатику не сохранился (согласно старой нумерации – Крещатик, 29). В этом доме в 1873 году открыл фотоателье Владимир Высоцкий. Его салон стал чрезвычайно популярен в городе и имел славу одного из лучших в Києве. Высоцкий был не просто фотографом, а фотографом Её Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны (Ольденбургской).
На сайте «Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов» упоминается, что на углу Крещатика и Лютеранской кроме фотоателье Высоцкого – Высоцкий Владимир (Крещатик, дом Попова) располагались и другие фотографические ателье:
Высоцкая Терезия Станиславовна (Анненковская, 1), Менчинский Витольд Адамович (Крещатик, 29/1), Бернадцкий Михаил Михайлович (уг.Крещатика и Лютеранской), «Русская фотография» (Крещатик, уг.Лютеранской) , Алопеус Н.Ф. (уг. Крещатика и Лютеранской, дом Биска), Езерский Иван Федорович (Лютеранская, 2).
В том же доме поселилась дружная семья военного врача Константина Тарасова. Пройдут годы, и его дочь Алла Тарасова станет известной драматической актрисой, «звездой» МХАТа, народной артисткой СССР.
Здесь же на первом этаже находился ресторан «Maison d’or» и магазины.
При советской власти в здание разместилось Киевское аптечное управление, галантерейный магазин, магазин «Сангигиена».
1930 год Вид со стороны Крещатика. Здание аптекоуправления.
1930 год.
Дом № 2 (по Крещатику до войны имел нумерацию № 31). До революции здесь располагался известнейший во всем Киеве магазин фирмы «Торговый дом Карл Людмер и сыновья» (сыновья – Исаак, Мориц и Натан). В начале века здание магазина было перестроено и 7 июня 1904 года открылся обновленный магазин.
Газета «Киевская почта» писала: «Не знать, что такое фирма «Торговый дом Людмер и сыновья» — это грех». Чтобы купить «заграничное пальто», «заграничное платье» — нет необходимости ехать в Париж, Лондон, Вену или Берлин, у «Людмера» есть все новинки Парижа, Лондона, Вены и Берлина. Но и это не все. Сама фирма начинает изготавливать такие прекрасные по фасону и качеству ткани платья, что их трудно отличить от изделий иностранного произодства. «Пальто от Людмера», «костюм от Людмера», «платье от Людмера» — это то же, что и «заграничное».
Магазин имел три отдела: платья, мануфактурных товаров, меховых изделий. Каждый из отделов возглавлял один из братьев – собственников фирмы (Карл Людмер к 1900 году уже выехал за границу — в Вену). Каждый отдел имеет штат служащих – не только знакомить клиентов с имеющимся товаром, но и внимательно изучать спрос. Результатом такого отношения стало то, что ни одно требование не оставалось не удовлетворенным. Тут было все до мелочей. Очень тщательно следили за качеством. При этом, покупая большие партии товаров, фирма продавала одежду намного дешевле, чем другие киевские фирмы.
В 1905 году на выставке в Брюсселе фирма «К.Людмер и сыновья» получила Grand Prix. В тот же год на выставке в Париже фирма удостоена золотой медали за мужскую и женскую одежду.
В 1914 году с началом Мировой войны на имущество фирмы наложен секвестр, но в 1915 году братья Людмеры продали права на владение фирмой Грузовой и Ганиткевич. Какова судьба последних владельцев после 1917 года, доподлинно не известно. (М. Рибаков. Хрещатик відомий та невідомий. Кий, 2003. «Фірма «К.Людмер і сини», або бізнес, яким він має бути» стр. 423-426)
После революции и до 1941 года в здании располагались магазины, вначале «Сорабкоп», а позже Универмаг. В 30-е годы его перестроили, здесь был Центральный универмаг. В верхних этажах расширили окна, но поскольку на углу улиц Крещатика и Ленина было построено новое здание ЦУМа, универмаг на Лютеранской стал просто большим магазином.
Несколько фотографий угловых домов улицы Лютеранской, примыкавших к Крещатику:
1934 год. Здание универмага до реконструкции.
1937 год. Верхние два этажа уже реконструированы — пробиты витринные окна. На заднем плане — строящееся здание Центрального универмага (ЦУМ) на углу Крещатика и улицы Ленина (бывш. Фундуклеевской, а ныне Б.Хмельницкого).
1940 год. Здание универмага со стороны Крещатика (ул.Воровского).
С началом войны и приближением немцев к Киеву на многих улицах стали строить баррикады — было приказано — Киев врагу не отдавать.
На улице Лютеранской в дни обороны города:
Война принесла улице Лютеранской существенные потери.
24 сентября 1941 года. Пожар на Крещатике. Уже взорваны дома № 28/2 (гостиница «Спартак») и №30/1 (магазин «Детский мир»). Справа — угол Крещатика и Лютеранской. Видны заклеенные бумажными лентами окна здания дома №1. На тротуаре (справа) темнеет большая бочка для воды — ее установили во время обороны Киева для тушения зажигательных бомб.
24 сентября 1941 года. Пожар на Лютеранской. Вид со стороны ЦУМа.
Горит здание аптекоуправления и магазина «Сангигиена» (дом№1 по Лютеранской — Крещатик,29/1).
Фото потащено у mik_kiev
Крещатик после пожара. Слева — здание универмага — «Людмер и сыновья».
Улица Лютеранская после пожара.
1942 год
1944 год. Киевляне расчищают развалины Крещатика. На заднем плане дом №2 по Лютеранской
Почти расчищенный от развалин Крещатик. Слева — дом №2 по Лютеранской. Вверху справа — Бесарабка
1945 год. При реконструкции Крещатика было принято решение не делать прямого проезда с Лютеранской на Крещатик.
Однако, при проектировании нового Крещатика было решено соединить главную улицу города с Лютеранской аркой в здании.
1954 год
Интересно, что фотограф Её Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны - Владимир Высоцкий, чья фотография была на Лютеранской 1 - это дед Владимира Семеновича Высоцкого - известнейшего советского певца, поэта и актера. Фотограф Высоцкий известен портретами Леси Украинки в вышиванке, Ивана Франко с женой и другими.
Ательє фотографа Висоцького на Лютеранській/Хрещатика відкрилося у 1873 році. Його власник був поляком. 🙂
Дід Володимира Висоцького відомого нам з вами - Вольф Шлиомович Высоцкий народився 1889 і заснувати це фотоательє ще не міг. Хоча, щоправда, він навчався у Києві. І, крім інших вузів, закінчив юридичний факультет Київського Університету.
Дк всё же здание в ктором находилась Варшавская кофейня уцелело??
http://i077.radikal.ru/1006/fc/649e8b2c 97ce.jpg
Здесь хорошо видны развалины домов 1 и 3.
Так держать!
:^)
потрясающая атмосфера! одни трамвайчики чего стоят.
а про совок в данном контексте, это зря. в 1950-1960 Киев был ооочень даже ничего.
спасибо. ваш пост достоин статьи в газете.
Я просто собрал вместе то что уже давно было в сети.
Просто когда информация разложена по полочкам - привязана к конкретному адресу, она воспринимается легче и доступней.
А все это уже было, в том числе и в ИК.
Спасибо! Интересный материал и фотоподборка.
А во время пожара были уничтожены только дома 1 и 2 или з-й тоже застала лихая участь, в котором была варшавская кофейня?Да, и уже на фоте советски времён, на здании №2, там где оно крыпным планом, на крыше видно контур надписей К.Люднер и сыновья...)))
Спасибо за репортаж, очень интересно!
отличная история!
как же интересно! спасибо Вам.
Самі ві сафковій рарітет :)))