УЛИЦА ТРУДЯГ. До того, как Андреевский превратили в вернисаж, это была улица трудяг. По утрам жители спускались толпой к трамваям на Контрактовую. Вечером после работы поднимались. По выходным человеческий поток превращался в небольшой ручей: люди шли на Житний рынок или в гастроном на углу ул. Владимирской и Малой Житомирской. Тротуар был в плачевном состоянии. В центре дороги был оборудован сток — дождевая вода с верхних улиц стекала на Подол. Во время ливней поток разливался до двух метров. Зимой передвигаться по Андреевскому было непросто: прохожим приходилось хвататься за ветки деревьев. «А однажды в Андреевскую церковь приехал Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор II. — вспоминает Волков. — Приехал на длинной иномарке, и когда собирался уезжать, водитель зачем-то решил развернуть машину, и застрял днищем в сточной канаве посреди дороги. Народ, поднатужившись, поднял машину на руках и переставил на ровное место».
ФУТБОЛ. Свободное время дети проводили во дворе. Любимым развлечением был футбол, но во дворах Андреевского не играли, чтобы случайно не разбить соседям стекла. А потому нашли место во дворе дома №10 на ул. Десятинной, где поселился Владимир Щербицкий, тогда глава Совмина (потом здесь обитал Кучма с семьей). «К дому примыкала площадка, мы отгибали доски в заборе, окружавшем дом, пролазили на территорию и играли в футбол, — вспоминает Волков. — Первое время охрана не обращала на нас внимания. Но однажды из дома на площадку спустился Щербицкий — мы узнали его по портретам в газетах. Он сел на одну из скамеек и начал следить за игрой. Тут спускается охранник, чтобы нас прогнать, но Щербицкий его остановил: «Пускай играют».
МУЗЫКАНТЫ ХОТЯТ ЛИЦЕНЗИЮ
Уличный музыкант Алексей Красногор по прозвищу «Сквозняк» — достопримечательность Андреевского, как Замок Ричарда или Музей одной улицы.
Прозвище получил благодаря первой песне, которую сочинил: имя музыканта слушатели не запомнили, а название запало в уши. С тех пор Алексея так и называют: «Сквозняк».
Впервые он вышел на Андреевский с гитарой, вернувшись из армии, в 1991 году. «Я был первым музыкантом, который начал выступать с микрофоном и электрогитарой, — говорит Алексей. — На улице начал играть для того, чтобы быть как можно ближе к своим слушателям, а Андреевский выбрал потому, что это сердце и душа Киева». Он считает, что киевские власти должны дать возможность музыкантам играть на улицах легально, как это происходит в странах Европы.
«Музыкантам приходится платить милиции 20—50 грн. в день за право играть на улице. Но многие хотели бы получить лицензию у городских властей и ни о чем не думать», — считает Красногор. Он говорит, что за день зарабатывает, в среднем, 500—600 грн. Больше всего платят иностранцы— особенно почему-то корейцы.
«На Крещатике я не очень люблю играть, там все время просят петь шансон, — признается Алексей. — А на Андреевском — Макаревича или Шевчука». Случались и забавные истории.
«Однажды мы с другом пришли играть на Андреевский поздно, часов в 10, — вспоминает Алексей. — Мимо проходила свадьба, человек 50. Они все собрались вокруг нас и слушают. Напротив, в театре «Колесо», как раз закончился спектакль, рабочие сцены видят, что мы играем в темноте, и направили на нас софиты. Чувствовали себя настоящими звездами».
ХУДОЖНИКИ НА РАБОТЕ НЕ ПЬЮТ
Художник Виктор Семеняк выставляет свои картины на Андреевском с 1997 года. Он живет в Киеве с середины 1990-х, но Андреевским спуском очарован с детства.
«В 80-х мы всем классом были на экскурсии в Киеве, и меня поразил вернисаж на Андреевском. Это было потрясающе: вся улица сверху донизу заставлена картинами. Мне сразу понравилась творческая, демократичная атмосфера. Я считаю, что по своему колориту Андреевский приближается к Арбату в его лучшие годы. Мы все знаем друг друга в лицо, хотя в выходные сюда приезжают художники со всей Украины», — говорит Виктор.
Он говорит, что лучше всего продаются деревенские пейзажи с национальным колоритом. «Их любят туристы. Наши ценители — натюрморты с цветами и городские пейзажи», — поделился художник.
Он говорит, что с иностранцами часто случаются курьезы.
«Например, назовешь туристу цену за картину 300, имея в виду гривен, а он пытается заплатить в долларах», — смеется Виктор. Он уверяет, что художники на Андреевском на работе не пьют, а милиция их никогда не гоняет. «Это все миф. Мы зарегистрированы как ЧП, у каждого свое место, поэтому проблем не бывает».
Он говорит, что все художники хотели оставить Андреевский в таком виде и дальше.
«Для нас очень важна художественная среда. Правда, хотелось бы, чтобы продавалось больше авторских сувениров, а не ширпотреба. Но на самом спуске я бы ничего не менял — разве что отремонтировал бы тротуар», — говорит художник.
БУДУЩЕЕ СПУСКА: ИСТОРИЮ НЕ ТРОНУТ, А НОВИЗНУ «ВПИШУТ»
Вокруг будущей реконструкции Андреевского спуска не утихают споры. Согласно проекту реконструкции, который разработали киевские архитекторы, планируется построить офисный центр по адресу Андреевский спуск, 10, переоборудовать Замок Ричарда в гостиницу, сделать спуск открытым для проезда машин.
Как рассказал «Сегодня» замглавы КГГА по градостроению Михаил Кучук, исторический вид Андреевского изменен не будет: «Проекты будут вписаны в архитектуру спуска — никаких высоток там точно не будет». Старожилы улицы категорически против радикальных перемен. Правда, нынешним состоянием спуска они тоже недовольны. «Раньше на Андреевском было много зелени, порядок и чистота, но художники его уничтожили, — считает Владимир Волков. — Везде грязь. Многие не понимают, что Андреевский — история рождения города, которую, к сожалению, киевлянам не удалось сохранить. Здесь надо провести косметический ремонт и ничего не трогать». А вот киевлянин Дмитрий Стадник другого мнения. «Не понимаю, чем восторгаться, просто грязная улица. Она и была когда-то улицей «красных фонарей». Хотелось бы увидеть новые, красивые здания, не высотки, а как на новом Подоле».
Алексей Росовецкий
Добавить комментарий