И, наконец, 30 августа 1911 года (в годовщину 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости) на площади в торжественной обстановке открывается памятник императору Александру II, автором которого был итальянский скульптор Этторе Ксименес. Монумент представлял собой многофигурную композицию, исполненную в бронзе и граните, в центре которой возвышался постамент со статуей императора. В нижней части размещалась скульптура женщины в кокошнике с туго заплетенными косами (олицетворяющая образ России) в окружении крестьян. Надпись «Царю-Освободителю — благодарный Юго-Западный край» объясняла композиционный замысел центрального триптиха. Сам же царь-освободитель, облаченный в военную форму с эполетами, стоял на пьедестале в полный рост. Гранитные крылья ансамбля с бронзовым фризом («Некоторые моменты из жизни и деятельности монарха») соединяли центральный постамент с двумя другими, размерами поменьше, на фоне которых располагались скульптурные группы, символизирующие Милосердие и Правосудие.
Грозный шквал Октября 1917 года смел с пьедесталов царя и к «нему примкнувших», а заодно — и само название площади — Царская. Теперь она уже называлась Третьего Интернационала. А на том постаменте, где некогда возвышалась фигура самодержца, стоял уже новый хозяин, гигантских размеров красноармеец. Страж революции был одет в армейскую шинель и крепко сжимал в руке десятиметровую винтовку.
Но и этот персонаж монументального искусства вскоре канул в Лету. Революционный дым развеялся, страна зажила мирной жизнью. Требовались другие герои и другие образы наглядной пропаганды. Уже проектировались грандиозные правительственные центры с величественными статуями вождей партии и революции. Приближалась «волна» новостроек и к бывшему Купеческому саду, срочно переименованному в Пролетарский. Все остатки «буржуйского» зодчества были разобраны. На их месте появились каскады фонтанов, уходящие конусом к верхней площадке Пролетарского сада. Следовало чем-то завершить архитектурную композицию, и, естественно, выбор пал на скульптурное изображение символа эпохи.
Так, в центре Киева, на зеленом холме над Крещатиком появился монумент Сталину. Фотографии, связанные с этим событием, датируются 1939 годом. «Отец и учитель всех народов», одетый в китель и брюки военного покроя, задумчиво смотрит вдаль, словно вынашивает новые планы построения бесклассового общества, а у его ног, в тон общей идиллии, мирно струятся фонтаны. После войны памятник на свое место так и не вернулся, зато сама площадь уже официально стала называться площадью Сталина (1944). Интересно, что местность на противоположном конце городской магистрали Крещатик—Красноармейская получила название Сталинки (ныне — Демиевка). Оба района были связаны троллейбусным маршрутом N1.
Со временем троллейбусную линию сняли, названия поменяли, и только единицы из старых киевлян сегодня время от времени пользуются этой давно забытой топонимикой.
Так, в центре Киева, на зеленом холме над Крещатиком появился монумент Сталину. Фотографии, связанные с этим событием, датируются 1939 годом.
а фотографии ни у кого нету?
У меня? в книге "Скорбное бесчувствие..." Только вот сканера нет. Может кто-нибудь поможет?
у меня есть Ваша книга.:)
Первый капитальный театр Киева был построен в Евсейковой долине (часть нынешней Европейской площади) не в 1806, а в 1804-1805 годах. Название Театральная площадь НЕ БЫЛО официальным. С начала 19 века и аж до 1869 года площадь именовалась Конной. С 1851 года у площади существовало еще одно НЕОФИЦИАЛЬНОЕ имя – Европейская (от гостиницы). Конная площадь была ОФИЦИАЛЬНО переименована на Царскую только в 1869 году.
А вот нарождавшаяся улица Крещатик, после возведения театра действительно ОФИЦИАЛЬНО именовалась Театральная. Только в 1834 году киевляне начали именовать новую улицу Крещатиком, с чем долгое время не могли смириться власти, ибо Крещатиком также именовалась местность, где установили нижний памятник Крестителю Руси – Владимиру (колонна Магдебургского права). Только в 1869 году имя Крещатик (вместе с новыми именами многих других улиц и площадей) было официально утверждено за Театральной улицей. Извините, что столько фактажа, но «истина дороже».
очень любопытно. Спасибо.
Вроде бы "пьедестал", а не пьедистал?
Fixed.Спасибо