Немцы не остались в долгу. Отступая из города в ноябре 1943-го,они также применили тактику “выжженной земли”, поджигая уцелевшие дома на Крещатике и прилегающих улицах.
Центр Киева лежал в руинах – было уничтожено девять кварталов площадью 41,6 га. Позднее все списали на немцев, данные о разрушениях в украинской столице были присоединены к материалам Нюрнбергского процесса.


Разбор завалов
После освобождения Киева с разборкой завалов в центре решили подождать до весны. В первую очередь все силы были брошены на восстановление мостов через Днепр и возобновление работы предприятий, дававших продукцию для фронта.
Но власти хорошо понимали – медлить с восстановлением центра столицы Украины было нельзя. Уже 25 февраля 1944 года Совнарком УССР принял постановление об организации работ по расчистке завалов Крещатика. Их проведение координировала
созданная специально для этого строительная организация Крещатикстрой.
Сами работы начались 1 марта. Улица была разбита на восемь участков – по числу районов города. Киевляне, мечтавшие как можно скорее перейти к мирной жизни, с большим энтузиазмом откликнулись на призывы районных парторганизаций оказать помощь в разборе завалов в центре города. На Крещатик со своими инструментами приходили рабочие, служащие, студенты, домохозяйки, пенсионеры. Каждый день здесь трудилось 7-8 тыс. людей, а летом их количество доходило до 15 тыс. Горожане работали в две смены – до и после рабочего дня, устраивали субботники и воскресники. 4 июля 1944 года на расчистку центральной улицы Киева вышли украинские писатели Павел Тычина, Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Юрий Яновский и другие.
А 5 июля в газете Українська правда они отметили: “Это незабываемый день в нашей жизни. Мы выполнили план на 150%. Будем работать еще лучше, самоотверженнее, чтобы в недалеком будущем Крещатик снова стал улицей радости и счастья”.
Руководство Украины было крайне заинтересовано в быстром восстановлении главной улицы столицы. Это должно было доказать непобедимость советской власти как на фронте, так и в период перехода к мирной жизни.
Но, несмотря на покровительство сверху, рабочих рук катастрофически не хватало, ведь еще шла война. К работе на Крещатике привлекали солдат. Кроме того, проводилась мобилизация населения из сельских районов. Только за 1944 год на восстановление центра столицы из Киевской области приехало 10 тыс. человек, преимущественно девушек.
На тяжелых работах молодые женщины трудились, перевыполняя план. Так, в пример всем ставилась бригада из 16 человек под руководством 19-летней Е. Хавро – они за 12 минут нагружали трамвайные платформы грузоподъемностью 12-13 тонн.
Однако высокие темпы работ по разборке завалов Крещатика постепенно начали снижаться: людей перебрасывали на другие строительные объекты, некоторые уходили сами, энтузиазм угасал. Виной этому были и очень тяжелые бытовые условия строителей.
Многие жили в бараках без элементарных удобств, в некоторых из них не было ни пола, ни дверей, ни отопления. Тех же, кто самовольно оставлял работу, судили. Так, в 1946 году было осуждено 72 работника Крещатикстроя.


Работа военнопленных
Среди работающих на расчистке завалов в центре Киева были и немецкие военнопленные. Они находились в еще более ужасных условиях.
В секретном постановлении Совнаркома УССР от 29 августа 1944 года говорилось, что для восстановительных работ в Киеве необходимо
привлечь 7 тыс. военнопленных и 4,5 тыс. из них направить на разбор руин Крещатика. Для их содержания в сентябре 1944-го был
оборудован лагерь в бане по Большой Житомирской на 2,5 тыс. человек. Еще два лагеря обустраивались на территории Михайловского
монастыря и в здании городского ломбарда. Для выполнения работ пленных объединяли в бригады по 25-30 человек, каждую из которых
сопровождал один охранник из войск НКВД. Трудились они и днем, и ночью. Сначала немцы работали вместе с киевлянами. Но уже
5 ноября 1944 года секретным постановлением «Об использовании военнопленных на работах по реконструкции улицы Крещатик» проведение
совместных работ было запрещено.
Из-за плохих условий содержания, голода, болезней труд военнопленных был малоэффективным. В начале ноября 1944-го из 4,5 тыс.
пленных на восстановлении Крещатика могли работать только 550 человек. Для повышения их трудоспособности у советского руководства
были давно проверенные методы, отработанные на своих гражданах.
Тех, кто не выполнял норму, наказывали – уменьшали паек, накладывали арест, ухудшали условия содержания в лагере.
Однако при всем известном бесцеремонном отношении НКВД к заключенным и пленным подчас происходили и удивительные случаи. В ноябре
1944 года руководители лагерей и Крещатикстроя получили суровые выговоры и предупреждения за “недопустимо либеральное отношение к
делу использования военнопленных”. Причиной этому стало то, что 4 ноября из-за сильного дождя пленных не выводили на работы.
А население Киева, невзирая на погодные условия, продолжало трудиться. Несмотря на все трудности при расчистке Крещатика, к концу
1944-го завалы были разобраны. Осенью 1945 года улица была заасфальтирована и обсажена деревьями.


Конкурс без победителя
Конкурс на проект восстановления Крещатика был объявлен 22 июня 1944 года. Центральную улицу столицы республики планировали
застроить административными и общественными зданиями – горсовета, наркоматов (министерств) обороны и иностранных дел, домом профсоюзов,
домом культурных связей с заграницей, несколькими гостиницами и театром.
Организован конкурс был необычно: он имел открытую и закрытую части. На открытый конкурс проекты подавали под девизами, на нем
присуждалось четыре премии (первая – 40 тыс. руб., вторая – 30 тыс., третья – 20 тыс. и четвертая – 10 тыс.). В закрытой части проекты
застройки Крещатика предлагалось создать известным советским архитекторам, причем за каждый из них платили по 100 тыс. руб.
К концу 1944 года было разработано 22 проекта восстановления главной улицы Киева (девять работ – по открытому конкурсу, 11 – по закрытому
и два проекта подано вне конкурса). Они были выставлены на суд общественности в Музее русского искусства.
В большинстве проектов Крещатик представлялся улицей-коридором с несколькими площадями. В одних работах предлагалось застроить улицу
в исторических границах – между Бессарабкой и площадью Сталина (современной Европейской), в других – предусматривалось ее увеличить за
счет Красноармейской до площади Льва Толстого или до улицы Рогнединской. Все разработчики проектов предлагали соединить Крещатик с
высокими склонами Печерска эскалаторами. Эскалатор также проектировался и на спуске от Крещатика к набережной. Дальше планировалось
построить пешеходный мост через Днепр на Труханов остров. Премии были розданы, но ни на одном проекте жюри не остановилось. В.Степанов,
руководитель группы архитекторов, получивших первую премию, позднее вспоминал: “Наш проект реализовывать никто не собирался, хотя он
нравился Хрущеву, который был в восторге от эскалаторов”.
Во втором туре конкурса предложили участвовать трем группам архитекторов под руководством Александра Власова, А. Тация и Владимира
Заболотного, выполнившим проекты в закрытой части. Самой интересной из этих работ был проект А. Тация, в котором предлагалось правую
сторону улицы застроить плотно прилегающими друг к другу зданиями, а левую, высотную, – отдельно стоящими среди зелени деревьев домами,
чтобы максимально подчеркнуть красоту холмистого рельефа Печерска. Эта идея позднее и была осуществлена, хотя по результатам конкурса
победителя так и не определили.
В 1948 году постановлением “сверху” был положен конец неопределенности – проект застройки Крещатика поручили подготовить группе
архитекторов под руководством Власова, который с 1944-го был главным архитектором Киева. Но в следующем году его забрали на аналогичную
должность в Москву, поэтому проектированием Крещатика фактически руководил А. Добровольский – главный архитектор города с 1949-го по 1955 год.
Первый дом на Крещатике начали сооружать в 1949-м (он тянется от современной улицы Городецкого и соединен аркой с Пассажем). Здание
декорировали узорчатой керамической плиткой и множеством деталей в стиле украинского барокко. Это вызвало огромный шквал критики. В
последующей работе архитекторы старались использовать более простые формы декорирования. Проект каждого дома скрупулезно составлялся
и нередко несколько раз изменялся.
В 1955 году, когда застройка в основных чертах заканчивалась, и улица обрела новое обличье, началась “борьба с излишествами в архитектуре”.
Ярким примером такого “безобразия” считались новые здания в центре Киева. “На Крещатике, а также в других районах Киева особенно много
архитектурных излишеств и надуманных решений”, – вынес вердикт журнал Будівництво і архітектура.
На самом деле в застройке главной улицы Киева было использовано много новаторских идей. Из довоенной улицы с очень плотной застройкой
и закрытыми дворами-колодцами Крещатик превратился в улицу с “пульсирующим пространством” – его ширина 75 м в отдельных местах увеличилась
до 90, 108 и 130 м. Своеобразен и асимметричный профиль Крещатика – с бульваром на одной стороне