Позже в Липках жила и торгово-промышленная верхушка города. Также с Липками связано множество известных личностей и исторических событий: в 1835-36 в Липках жили польские помещики Ганские ( в 1847 в их доме бывал О. де Бальзак, в 1850 вступил в брак с Эвелиной Ганской), здесь также жили граф М.Д. Бутурлин; Н.И. Забелло (Забила, впоследствии известная певица, жена художника М.А. Врубеля), в 50-х г.г. учился Н.В. Лысенко; в 1848г. – жил Н.В. Гоголь в усадьбе своего гимназического товарища А. Данилевского; в последней четверти 19 века в Липках, в доме композитора А.Н. Виноградского бывали П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн. В начале 20-х г.г. 19 века здесь проводили тайные собрания декабристы. С этой местностью связаны также революционные события.

Но время неотступно движется вперед. Прошли века и многое изменилось. Многочисленные революции и перевороты прошлых веков наложили отпечаток практически на все архитектурные творения Липок, а то и совсем уничтожили некоторые из них. Но другим, все же, удалось выжить и дожить до современности. Таковым является современное здание украинского Фонда Культуры по улице Липской 16, некогда известное как имение князей Уваровых. Уваровы — старинные графские и дворянские роды. Один из них происходит от мурзы Минчака Косаевича — в крещении Симеона, въехавшего из Большой Орды к великому князю Василию Дмитриевичу. Один из его сыновей Увар Семенович и был родоначальником Уваровых. Род Уваровых на время получения особняка, был одним из богатейших и приближенных к Царской семье. Пышное убранство зал, пары, вальсирующие по паркету – все это чудесным образом наполняет воображение, когда входишь внутрь здания. Причем удивительно, насколько сохранилось прежнее, дореволюционное убранство имения, не смотря на все жизненные перипетии. Известно, что после революции здесь расположилась Украинская Чрезвычайка. Улицу Катерининскую (теперешняя Липская) называли в те времена самой длинной на свете: мол, по ней можно уйти и никогда не вернуться. В начале 30-х годов минувшего века сюда попал зачисленный во «враги народа» архитектор Осьмак, который строил этот особняк. Страшно представить, но, оказавшись в комнате, где арестованные мужчины и женщины ожидали вызова на допрос, он вынужден был справлять нужду у стоявшей в углу «параши». «Профессор, как вам не стыдно, тут же дамы!» — сказал кто-то. «А у меня почки», — ответил профессор. Впоследствии он был осужден на восемь лет и отбывал в том же особняке, где его заставили приспосабливать помещение под тюрьму.


Совсем недавно из здания на Липской, 16 съехала другая государственная организация, под чьей властью дом был недоступен для посетителей. Теперь же в уваровском имении располагается Национальный Фонд Культуры под патронатом Бориса Олейника и каждый желающий может посетить разнообразные выставки (причем совершенно бесплатно), проводящиеся в «голубом зале» имения, ранее служившем для приема гостей и проведения балов и вечеров. Само здание, снаружи пожалуй не отличается особо от своих собратьев, расположившихся поблизости. Но стоит войти внутрь – и впечатление складывается совсем иное: направо – помпезные дубовые лакированные ступени с ручной работы перилами, обитый деревом холл, громадная мощная дубовая дверь с вырезанной рельефной львиной головой сверху – кабинет председателя фонда. За ней – комната с роскошными старинными стульями и опять же ручной работы столом, испещренным разными рельефными вырезами и элементами. Пройдите вглубь холла – и попадете в средних размеров комнату с некогда полыхающим камином (ныне используется как выставочный зал). Огромные и когда-то красивые и сверкающие окна выходят в старинный застроенный и запущенный дворик. По фасаду, украшенному ступенями и полукругом колонн, кое-где уже изрядно подпортившихся и потресканных, а также по гербу рода Уваровых, находящемуся слева над окном ото входа, можно определить, что когда-то этот тесный дворик выходил на просторную улицу и был фасадом здания. Гости, поднимающиеся по ступенькам, попадали сразу в бальный зал, который и сейчас поражает своим великолепным золотисто-голубым убранством и, по моему мнению, не уступает даже убранству Мариинского дворца. Расписной потолок, рельефные изображения крылатых Амуров на стенах – все это позволяет чувствовать себя совсем иначе, соприкасает с прошлым… Теперь старый вход закрыт, и попасть в зал можно только войдя со стороны Липской и в холле повернув налево. Напротив входа в бальный зал находится еще одна великолепная комната с камином, рельефными росписями и стенами, обитыми шелком, сохранившимся еще со времен Уваровых. В конце бального зала – двустворчатая дверь – уборная княгини. Туда хода нет, но, по рассказам служащих, комната по убранству не уступает остальным и выполнена в серебристых тонах, за что и получила название «серебряной комнаты». Там княгиня совершала свой убор перед выходом к гостям. Примечательным является также то, что стекла в окнах особняка выполнены из хрусталя и если вам посчастливится посетить этот особняк в солнечную погоду, вы можете полюбоваться сказочными радужными бликами от этих окон, разлагающих солнечные лучи на драгоценные радужные спектры.