Немного чертиков, немного кариатид
Трудно найти другой такой элемент дизайна, в котором так мог себя проявить архитектор, как в балконах. Но и трудно найти эпоху, когда бы у архитекторов были так развязаны руки и так давалась воля фантазии, как на перекрестке столетий с Городецким, Шиманом, Шилле, Шлейфером. Тогда были возведены «дом с химерами» и «дом Штейнгеля» на Ярославовом Валу. Каждый архитектор находил для себя способ самовыражения именно в балконах, которые поддерживали порой, если не химеры, то чертики, как в «доме барона». Или вот, например, обнаженные русалки на Владимирской, 45, напоминают популярную подростковую писательницу Ирэну Карпу.
Кстати, кроме эстетической функции, все городские бестии, поддерживающие балконы, имеют важное практическое предназначение. Напомним, что само их название происходило от латинского balcus (балка), то есть выступов из стены, на которые ложилась собственно балконная плита в старых домах. Выступы же часто маскировались всевозможными забавными скульптурами, которые по сути являются не только элементом дизайна, но отчасти и несущей конструкцией.
Балконы с идеологическим душком
Нет, речь идет не о тех балконах, жильцы которых вывешивают перед выборами национальную или партийную символику, в крайнем случае, украшают его эмблемами футбольного клуба. Просто набиравшая силу советская власть выбросила на свалку истории всех этих милых чертиков и занялась обработкой балконов в пролетарском духе. И сейчас на одном из домов на Красноармейской можно увидеть уникальный «пролетарский» балкон, украшенный мозаикой с изображением серпов и молотов. Заметно, что он единственный на всем здании, который у хозяев не поднялась рука застеклить. А то! Лишать горожан такого чуда…
Много изваяний, изображающих рабочих, крестьян и представителей трудовой интеллигенции «прописалось» на домах вдоль проспекта Победы. После войны при восстановлении Киева архитекторы часто украшали балконы статуями, и традиция эта дожила до конца пятидесятых годов, пока по стране не пронеслась кампания по «борьбе с архитектурными излишествами». О пышном оформлении балконов тогда забыли аж до конца перестройки, на смену им пришла подавляющая банальность и безвкусие, вершиной которого стал совершенно безликий дом напротив Оперного театра…
На каждом – своя легенда
Но, допустим, архитектор оплошал, и вы, переехав в новый дом, обнаруживаете, что все художественные изыски, которые могли себе построить строители, исчерпываются эдакими железными закорюками, предназначенными для цветников. Это не страшно – сейчас есть много способов украсить это сооружение.
Можно посадить специальные «балконные» елочки или заказать ковку, если, конечно, разрешают средства. Кованые балконы – это известное украшение нашего города. Достаточно вспомнить дом на Прорезной, у Молодого театра, с широкими балконами в восточном стиле или старое здание отеля «Ленинградский» на Владимирской. В конце концов, его можно хотя бы застеклить. Ведь вряд ли можно ожидать повторения борьбы с застекленными балконами, которая развернулась в Киеве в преддверии Олимпиады-80. Тогда вялотекущая борьба властей с самовольным застеклением вдруг вспыхнула со страшной силой вдоль проспекта Победы, по которому должны были проносить олимпийский огонь. Ходил слух, что таким образом боролись с потенциальными снайперами.
Олимпиада вообще родила много городских мифов. Например, миф о доме где-то на Троещине, заселенном жильцами исключительно восьмидесятого года рождения. Якобы, когда сносили бараки вдоль трассы олимпийской эстафеты и их жильцов переселяли в городские новостройки, единственным способом получить дополнительные восемнадцать метров жилья было рождение ребенка…
А разве нет балконов со своими мифами? Например, в городе живуча легенда о том, что с балкона дома на углу Софиевской и Владимирской улиц Михаил Грушевский зачитывал универсалы Центральной Рады. Она совершенно не подтверждена фактами (как и, например, расхожее мнение о том, что с балкона дома на Ярославовом Валу, 1, летали ведьмы на шабаш), но при этом популярный миф помогает спасти от достройки и «укрупнения» один из домов на Софийской площади. Уже долгое время, подняв на щит имя руководителя Украинской Народной Республики, инициативная группа неравнодушных людей отбивает атаки застройщиков, норовящих испоганить перестройкой еще одно здание в самом центре нашего города.
…Невеселая историческая тенденция для балконов заключается в том, что эстетической ценности в них остается меньше, утилитарной – больше. Мы не испанцы, чтобы петь под балконами серенады, но рассматриваем их как, например, удобное место для сушки белья. И мало кто знает, что балконы хрущевских и брежневских домов имели вполне конкретную цель. Не то, чтобы прятать на них всякий хлам, который того и гляди вспыхнет от случайной искры, как уже бывало в Киеве, – отнюдь! Их возведение еще до недавнего времени мотивировалось, как бы странно это ни звучало, как раз правилами противопожарной безопасности. Теоретически, отрезанные огнем от выхода жильцы могли бы продержаться на балконе до приезда пожарной команды. Сейчас эти правила уже не столь строги, а в новостройках архитекторы отдают предпочтение лоджиям. Так что балконы в Киеве, возможно, уже понемногу уходят в прошлое.
"И сейчас на одном из домов на Красноармейской можно увидеть уникальный «пролетарский» балкон, украшенный мозаикой с изображением серпов и молотов. Заметно, что он единственный на всем здании, который у хозяев не поднялась рука застеклить. А то! Лишать горожан такого чуда..."
Скажите, что вы имеете против пролетариата, людей которые своим трудом строят и обустраивают город, страну?
Что вы имеете против молота - символа труда рабочего человека, серпа - символа крестьянского труда?
Мне кажется, вы просто разучились мыслить.