Одним из авторов «конторского» дома был архитектор Иосиф Зекцер. Мы уже упоминали эту фамилию в связи с гибелью зодчего под колесами трамвая. Скончался он на улице Рейтарской в начале 30-х годов, в больнице, построенной по его же проекту. А вот в доме напротив в 1913 году, как раз в самый разгар строительства больницы (станции скорой помощи) жил Михаил Булгаков. Мы позволили себе предположить, что при создании «Мастера и Маргариты» писатель ввел в канву романа этот трагический случай с трамваем, произошедший в Киеве (кстати, дядя Берлиоза тоже был киевлянином). Говоря об «обугленном костяке в начале Крещатика», Булгаков не упоминает имени архитектора. Но чувство тревоги все же присутствует.
В 1917 году впервые был опубликован рассказ Александра Куприна «Каждое желание». Литературоведы (в частности, Мирон Петровский) считают, что эта маленькая повесть послужила Михаилу Булгакову основой для построения сюжетных линий в его знаменитом философско-мистическом романе. Уж очень много параллелей: и в именах персонажей, и в художественном изложении, и в отдельных эпизодах. В обоих произведениях запечатлена и сцена гибели героя под колесами трамвая: в Москве — на Патриарших прудах, Киеве — районе Купеческого сада.
Куприн пишет: «По Александровской улице, сверху, бежал трамвай, выбрасывая из-под колес трескучие снопы фиолетовых и зеленых искр. Описав кривую, он уже приближался к углу Бульварной…» У Булгакова : «Тотчас подлетел трамвай, поворачивающий с Ермолаевского на Бронную… Он внезапно осветился изнутри электричеством… В лицо брызнул красный и белый цвет…» Как видите, кривая маршрута и световые эффекты повторяются. К тому же киевская Александровская — улица историческая, именно по ней в 1892 году прошел первый в России электрический трамвай.
Ходил он и в начале прошлого века, «описывая Кривую» в начале Крещатика. Почему в тексте — Бульварная? Просто авторская «уловка» (ведь в рассказе и город — N, хотя имеет Житний базар, Караваевы дачи и т.д.). Интересно, что главный герой рассказа наблюдает за трагедией, выйдя из ресторана гостиницы «Европейская». Нет сомнений, что действие купринского «Каждого желания» разворачивается в начале века на Царской ( ныне — Европейской) площади.
На четной стороне в начале Крещатика среди обычных 3-этажных домов -«лилипутов» резко выделялись своими размерами спаянные воедино дома — «гулливеры» (NN6, 8, 10). О первом мы уже подробно рассказывали. А вот два других представляли собой вместительные «закрома Меркурия». Бывший Петербургский банк (арх. Бенуа, 1913) размещался в здании N8, построенном в ренессансных формах со скульптурными изображениями над антаблементом (сейчас здесь находится банк «Крещатик»). Неоклассическая (арх. Андреев, 1913),??? расположенного в доме N10, привлекала к себе строгим сочетанием арок и пилястр коринфского ордера, а также большим треугольным фронтоном. На фасаде здания и сегодня мы можем обнаружить декоративные барельефы, символизирующие торговлю, промышленность и мореплавание.
Многие гости города, да и многие киевляне не видели розовых каштанов, а это зрелище ого-го!
Не будет ли многоуважаемое сообщество Интересный Киев любезно, если это возможно, вспомнить и описать места в городе где растут именно розовые каштаны? А фотолюбители - сфотографировать цветение розовых каштанов?
Вывесите отдельным постом-тут мало кто прочитает
Это про дома на Грушевского?