1 ноября 1834 года, казалось навсегда вошло в историю Киева. В тот день был высочайше утвержден Устав Киевского общества помощи бедным, названного позже Киевским Благотворительным обществом. Оно призревало бедных как могло. Кормило, одевало-обувало, оплачивало стрижку и помывку в банях, иногда – лечение и обучение грамоте. Но своего помещения для призревания нуждающихся не имело. Общество сяк так существовало за счет членских взносов и пожертвований.
Итак, как видим, Общество было организовано еще при Киевском генерал-губернаторе Дмитрии Гавриловиче Бибикове и возглавлялось его супругой Софьей Сергеевной, однако долгие годы оно фактически бездействовало. Только после смерти Бибикова и назначении на его место князя Иллариона Васильчикова началось его второе рождение.
Звездный час для Общества наступил в 1852 году, когда эту благотворительную организацию возглавила супруга Киевского генерал-губернатора Иллариона Илларионовича Васильчикова – княгиня Екатерина Алексеевна. Она принялась устраивать различные благотворительные акции, средства от которых и шли на помощь бедным. Самыми популярными оказались балы и лотереи. За короткое время вырученных средств уже хватило на организацию двух домов призрения для бедных (в арендованных помещениях), а также на воспитание нескольких неимущих учеников Киевской Второй гимназии и девочек в пансионе графини Левашовой. Как сообщает историк Виталий Ковалинский, в книге «Меценаты Киева», где Сулимовке отведено достойное место, в Печерском и Подольском приютах Общества проживало 65 бедных семей. Общее количество населения Киева составляло в 1850-е годы не более 50 тысяч жителей.
Престарелые по желанию шили, вязали, чинили вещи, за что получали небольшие деньги.
В 1859 году Общество получило в дар от вдовы генерала Акима Сулимы, – Ульяны Степановны Ловцовой огромную усадьбу на Лютеранской улице.
Еще в 1833-1835 годах дом этот (вчерне) выстроил Аким Акимович Сулима – сын Черниговского генерального судьи и тайного советника, далекий родственник легендарного гетмана Ивана Сулимы. Аким Акимович был образованным человеком. Знал иностранные языки, увлекался философией, брал уроки у академика архитектуры Стасова, изучал садоводство. Он был женат на Ульяне Степановне Вишневской. Скончался наш герой в 1840 году. Вдова вышла замуж за генерала от артиллерии Николая Ловцова. Детей у нее не было и она подарила усадьбу покойного мужа Благотворительному обществу. Здание, выстроенное по проекту самого Акима Сулимы и городского архитектора Людовика Станзани по тем временам впечатляло замыслом. «Дом свой желаю выстроить для украшения новоустроенной улицы», заявил «в начале славных дел» Сулима. Стройка шла от нереализованного комплекса автора проекта – самого Акима Акимовича Сулимы, который считал себя «Великим Художником». Массивные классические колонны фасада, купол, венчавший постройку, само расположение на холме, по склону которого была разбита террасная усадьба, владения которой простирались до Бессарабки, впечатляли современников размахом замысла и… недостаточностью воплощения.
Здание не было отстроенным полностью, и после смерти хозяина, пребывало в запустении. Вдова перебралась в усадьбу своего второго супруга… Киевляне считали, что дом проклят недругами вдовы, которая так спешно вышла замуж. Проводили параллель и с нехорошим местом – рядом было уничтоженное кладбище. Появились свидетели, видевшие, как по ночам в пустых окнах здания бродят белые полупрозрачные фигуры. Иногда на головы прохожих сваливались каменные глыбы, а под чердачными перекрытиями слышался дикий смех.
Как бы там не было, а 23 сентября 1859 года в присутствии императора Александра Второго здание наконец-то освятили. Под руководством Екатерины Алексеевны в Киеве открылось «Сулимовское благотворительное отделение», под крышей которого нашли приют более 20 пожилых людей, 10 малоимущих учениц Фундуклеевской гимназии и столько же бедных вдов. При Доме Сулимы Васильчикова открыла и столовую дешевых обедов.
В 1866 году в левый торец здания по проекту губернского архитектора Михаила Степановича Иконникова очень удачно встроили церковь Александра Невского, которую освятили 28 августа 1866 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Говорят, привидения после этого успокоились. В начале ХХ века храм снаружи несколько перестроили, придав очертаниям купола псевдорусский архитектурный стиль.
Здание оказалось настолько огромным, что Васильчикова решила поместить пансионеров богадельни в другое помещение на территории усадьбы, а в собственно Доме Сулимы устроила 34 дешевые квартиры для бедных. Средства от их аренды шли на помощь вовсе обездоленным киевлянам.
В февральскую ночь 1868 года в доме случился страшный пожар. Зима была лютой, и, конечно же, просто-напросто, перегрелись железные печи. Жертв не было, но верхний деревянный этаж сгорел дотла, а от нижнего этажа остался лишь каменный остов. К счастью, сохранились флигели. Детей-погорельцев разместили в домах генерал-губернатора и гражданского губернатора, стариков у частных лиц. Спешно восстанавливали здание и церковь. 17 сентября 1868 года, в день рождения новой председательницы Общества Любови Ивановны Безак – жены Киевского генерал-губернатора – Александра Павловича, незадолго до его кончины (30 декабря того же года), здание освятили вновь. Восстановил здание за свои средства купец 1 гильдии Иван Андреевич Толли – в 1884-1887 годах – Киевский городской голова. После пожара от первоначального вида здания осталось всего ничего. Здесь была устроена бесплатная Рукодельная школа, открыты магазины по продаже изделий обитателей богадельни.
В мае 1870 года в нижней части усадьбы, где она выходила на Кругло-Университетскую улицу, был заложен еще один благотворительный дом. Он строился в очень непростом месте. Сейчас вот горе-строители, разрушая Винтовую гору, обрекают массу близлежащих зданий, и их обитателей на возможную катастрофу… Да и сама Сулимовка оказалась на грани бытия…
Новый благотворительный дом был освящен в следующем году. Деньгами помогли многие промышленники. В том числе – владелец Курско-Киевской железки Фон Мекк, митрополит Арсений, семья Терещенко…
В следующем году дом предстал во всей красе. В нем было 55 жилых комнат на 200 человек. Закупили необходимую мебель, белье и т.п. Провели необходимые работы по укреплению склона горы. Императрица Мария посетила этот дом и была в восторге…
Сулимовка разрасталась и превратилась в целый городок со столовой, ремесленной школой, бытовыми и спальными корпусами. О ней заботились купцы, гласные Думы, по-традиции жены губернаторов. На Трухановом острове в 1909 году возвели двухклассную школу Общества. Там же построили и величественную церковь Елизаветы, в честь жены киевского генерал-губернатора – Елизаветы Треповой. Теперь там… шашлычные.
В 1919 году Сулимовка была закрыта, а немногочисленные ее обитатели весьма преклонного возраста выброшены на улицу. К 1928 году все здания бывшей богадельни приспособили под коммунальные квартиры, а храм уничтожили. Ныне здесь – бедлам. Многие помещения отданы различным учреждениям. Толстосумы спят и видят, как бы это историческое здание лишить статуса памятника и снести, построив на его месте очередной блатной комплекс.
Сулимовка с домовой церковью Александра Невского во всей красе. Фото 1912 года.Сделано с тыла Лютеранской улицы.jpg
С большим трудом, если присмотреться, можно увидеть здание Сулимовки (за школой №117). Фото сделано несколько лет назад, за это время оно сильно обветшало
Это, случаем, не дом 20 по Лютеранской?