Особняк должен был объединить в себе частную хирургическую клинику и личные жилые помещения семьи владельца.
Архитектор, автор известных киевских зданий в стиле модерн, придал фасаду клиники характерные черты, присущие этому динамичному художественному направлению – асимметричность, насыщенность витиеватых форм, элементы флоры и фауны, орнаменты и символы, игру фактур разнообразных строительных материалов.
Интересно, что причудливое оформление в духе модерна присутствует только на внешней, фасадной части здания, тыльная и боковая части, практически лишены декора.
Особняк сильно пострадал осенью 1943 года. Бежавшие из Киева немецкие войска, подожгли его и соседний многоэтажный дом. Отстроен особняк был в 1948 году. Но при реконструкции уже не были восстановлены артистично исполненные оконные рамы, фрагменты декора верхней части здания…Была возобновлена лепнина украшавшая балкон.
На снимке, сделанном по завершению строительства, можно увидеть, что рисунок оформления окон соответствовал общей идее оформления фасада.
Балкон опирался на изысканной формы кронштейны. Боковые части кронштейнов были мастерски задекорированы под гигантских питонов, которые, извиваясь, цеплялись за дождевые водостоки. Известно, что змея на протяжении всей истории человечества была магическим символом исцеления ран, эмблемою врачей и медицины, знаком мудрости.
Так же не случайно присутствие в декоре фасада скульптурных изображений двух полуженщин-полуптиц – сирен.
По мифологической символике, сирены должны отводить беду, что соответствовало лечебному предназначению здания. Нужно заметить, что пышные «прически» сирен соответствуют моде начала века.
На углу цокольной части здания застыл в грозном рыке лев – символ мужественности и силы. В нижней части скульптуры сохранен автограф автора – «Федор Соколов. 1907 г.»
Федор Соколов был одним из талантливейших киевских скульпторов. Он сотрудничал с итальянцем Элиа Сала – автором скульптурного оформления всех творениях В. Городецкого. Получив огромный, ни с чем несравнимый опыт в работе с Сала над оформлением знаменитого «Дома с химерами», Соколов стал выполнять самостоятельные, очень интересные работы. Им весьма изящно раскрыта тема флоры и фауны в декоре здания.
По двум сторонам парадного входа можно увидеть маскарон мужчины в стилизованном шлеме и женщины.
Лев охраняет арку, которая ведет в небольшой по площади, но рационально спланированный внутренний двор.
Художественная ковка присутствует в оформлении ограды балкона и террасы. Особое внимание заслуживают ворота, установленные в арке.
Нигде в Киеве не было ничего подобного. Аналог их существовал в Париже, это работа французского архитектора Г. Гимара — ворота отеля Castel-Beranger в Париже (1898г).
Доктор П. Качковский умер в 1909 году.
С 1910 года в особняке открылась хирургическая клиника доктора медицины Игнатия Станиславовича Маковского. Это было заведение, оборудованное по последним требованиям и достижениям медицинской науки и техники. Именно в клинику Маковских первого сентября 1911 года был доставлен раненный премьер-министр П. Столыпин после покушения на него в городском театре. Ранение было столь тяжелым, что даже лучшим врачам, съехавшимся в Киев, не удалось спасти Столыпина. В этом же году улица была переименована в Столыпинскую. Это название она носила до 1919 года.
Во время Первой мировой войны в больнице Маковского располагался офицерский госпиталь Волынского дворянства. Позже здесь была расположена офтальмологическая клиника, Институт гигиены труда, Институт общей и коммунальной гигиены.
В 1998 году дом стал штаб-квартирою «Народного Руху України»
Использованы материалы из книги Ольги Друг и Дмитрия Малакова «Особняки Києва», видавництво «Кий» 2004 р.
А чого cristal1 сам не додав новину у ЖЖ?
>>Нигде в Киеве не было ничего подобного. Аналог их существовал в Париже
Оригінал і тепер існує, хіба ж ні?
Напишите если можно, про Дом Лапинского - он на этой же улице, только ниже и не отреставрирован. Но красивый.
А можно парочку записей стырить?))