Но сегодня Кловский дворец с первого взгляда поражает своим великолепием.
От ручья до дворца
В конце XVII — начале XVIII века территория, на которой находится Кловский дворец, принадлежала Лавре. Тогда это место называли «Клов» по названию ручья, который нес камни и песок и громко «клокотал».
Эта местность начала заселяться только после того, как в 1744 году Киев посетила императрица Елизавета. В Киеве не было ни одного дворца, где могла бы остановиться коронованная особа.
Именно поэтому после ее визита стали строить Царский Мариинский дворец и, как отмечается в архивах, «Каменный дом на Клове». Дом, где могли бы останавливаться почетные гости Киево-Печерской лавры.
Сейчас дворец закрыт для посещения. Администрация разрабатывает положение об организации экскурсий.
Начал строительство двухэтажного дворца архитектор Василий Неелов, а заканчивал Степан Ковнир — архитектор Киево-Печерской Лавры.
Однако Кловскому дворцу так и не суждено было выполнять свою основную роль — принимать коронованных особ. После того, как здание отняли у Киево-Печерской Лавры и передали городу, в помещениях дворца размещали и военный госпиталь, и склады продовольственных товаров, и первую мужскую гимназию, а также — женское духовное училище.
Первая мужская гимназия была самой престижной гимназией среди киевлян. Здесь преподавали профессора университета имени святого Владимира. Выпускник гимназии приравнивался к студенту 3-го курса университета.
После мужской гимназии во дворце разместили женское духовное училище, которое находилось здесь до 1919 года. Именно в это время здесь достроили третий этаж дворца.
Институт, музей и суд
Во время гражданской войны дворец подвергся большим разрушениям. В 1919 году его почти уничтожили.
От архитектуры XVIII — XIX века почти ничего не осталось. Но киевлянам удалось отстоять Кловский дворец и сохранить его.
В 30-х годах ХХ века здесь разместили наркомат тяжелой промышленности, а после Второй Мировой войны Институт геологии.
В 70-х годах дворец покрасили в голубой цвет и восстановили лепнину. Во дворце поселился музей Великой Отечественной войны, просуществовавший здесь до 1989 года. С 1989 и до 2003 года помещения музея занимал музей истории Киева.
После масштабной реставрации с 2004 года во дворец переехал Верховный Суд Украины.
Голуби и пеликан
Дворец находится по адресу: улица Пилипа Орлика, 8, недалеко от станций метро Крещатик и Арсенальная.
На долю Кловского дворца выпало немало испытаний. Он горел восемь раз. Никто не знает, как выглядели его интерьеры в XVIII-XIX веках. Не сохранилось ни одного эскиза или картины, ни одной архитектурной детали внутреннего убранства.
По предположениям историков, дворец построили в сдержанном стиле, как лаврский дом. Поэтому в 2004 году его решили отреставрировать в таком же сдержанном благородном стиле.
Конференц-зал Верховного Суда очень уютный. Стены украшены гипсовой лепниной в виде голубей — символов мира, снопов — символов щедрости, а также картушами омега — так называемой улыбающейся архитектурой.
Парадная лестница дворца выполнена из гранита — символа крепости. Лестница украшена статуями — символами добродетелей Справедливости, Умеренности, Беспристрастности и Храбрости. На стенах лепнина — пеликан, кормящий детенышей своей плотью. Это символ жертвенности.
Главный зал заседаний украшен на тему становления государственности Украины. По периметру зала на стенах размещены росписи с изображениями князя Ярослава Мудрого с Русской правдой, гетмана Пилипа Орлика с первой конституцией Украины, первого президента Украины Михаила Грушевского с четвертым универсалом.
Также на стенах изображены гербы Украины разных времен — герб древней Руси XI-XII века, герб Украины 1710 года, и современный герб Украины. Чтобы зал визуально казался больше, его украсили зеркалами. А потолок подняли за счет чердака.
Вестибюль Кловского дворца украшен на тему безудержного течения времени. На стенах вестибюля лепнины и картины с изображениями зимы, весны, лета и осени.
Благодарим администрацию Верховного суда Украины за помощь в подготовке материала.
Простому человеку эту архитектуру теперь изнутри не увидеть - после того как верховный суд отнял здание у музея.
Что там, интересно, заставляет улыбаться, когда эту архитектуру даже снаружи не рассмотришь?