Читать начало Кто строил Киев: задумки и реальность
«ЗОЛОТЫЕ»: ПРОЕКТ — ЗА НЕДЕЛЮ
«В начале 80-х был проведен конкурс на строительство станций, в том числе и по «Золотым воротам», — вспоминает Вадим Борисович. — Мы в конкурсе именно на эту станцию не участвовали. Ею занимались другие люди. Тогда была единая система управления всеми метрополитенами СССР и был главный проектный институт «Метропроект» в Москве. Вот и было признано, что москвичи будут строить эту станцию. Окончить ее должны были в 1989 году к Новому году.
В конце 80-х начались активные работы. К этому времени главным архитектором Киева стал Николай Жариков. Летом 89-го года он посмотрел, как идут работы по станции «Золотые ворота», и остановил реализацию проекта. Жариков пригласил меня к себе, показал картинку и спросил: «Что это такое?». Я отвечаю, что вроде бы станция метро. Он дальше спрашивает: «А что за станция?». Я отвечаю: «Серово-Радужная», мол, она вся серая и в каких-то радужных разводах. Тогда он и сказал: «А нужно сделать не «Серово-Радужную», а «Золотые ворота»! Причем немедленно, так как уже идут неправильные отделочные работы, завозят неправильные материалы, например, гранит, и это надо остановить». Когда я поинтересовался, почему именно я, он ответил: во-первых, потому что я киевлянин в четвертом поколении, во-вторых, пригрозил, что перестанет смотреть мои работы на советах. Жариков сказал, чтобы я привлек отца (Борис Петрович Жежерин на тот момент уже был заслуженным архитектором Украины и был известен в СССР. — Авт.), на все у нас есть неделя».
Так и появилась красивейшая станция киевского метро. Как признался нам Вадим Борисович, это была его первая совместная работа с отцом, и во время ее реализации они даже поссорились, так как имели разные взгляды на проект. Но в итоге общее решение таки нашлось.
Кроме «Золотых ворот», известные работы Вадима Жежерина — реконструкция площади Льва Толстого со строительством инженерного комплекса метрополитена, одноименной станции метро и подземного перехода, проект комплексной реконструкции Бессарабского квартала (комплекс зданий и сооружений «Мандарин-Плаза», «Арена Сити», «Арена Интертеймент», «Доминант» и внутренняя пешеходная круглая площадь), комплекс Центральных железнодорожных касс и гостиницы «Экспресс» (1978—1985). А его отец помогал при строительстве здания, где сейчас располагается Администрация президента (напротив Дома с химерами). Знаменитые работы Бориса Жежерина — главный павильон ВДНХ, реконструкция Оперного театра.
ЕЖОВ ПРЕДЛОЖИЛ РАСКРАСИТЬ ДОМА НА ТРОЕЩИНЕ
Многие архитекторы запомнятся нам проектированием не конкретных зданий, а целых массивов. «Отцом Троещины» иногда называют архитектора Валентина Ежова, приписывая ему разработку проектов застройки массивов Теремки-2, Троещина и «Комсомольский». Но как утверждает его сын Дмитрий, это просто неверно сложившийся стереотип. «К Троещине отец имеет такое же отношение, как, скажем, к Оболони, — говорит Дмитрий Валентинович. — Над проектом застройки работали другие люди, но он давал какие-то консультации как главный архитектор. Во всяком случае, он не любил, когда о нем так отзывались».
Валентин Ежов занимал эту должность в 1981—1987 годы. «Вариант застройки массива Троещина, который проектировщики принесли ему на согласование — это было обычное жилье, — продолжает Ежов. — Но поскольку отец был человеком достаточно творческим, именно он сказал: «А попробуйте-ка что-то добавить. Например, раскрасьте дома в разные цвета, чтобы они отличались друг от друга». На то время это было очень смело и оправданно. Так что первые дома, которые появились на Троещине, выглядели довольно эффектно».
Но у Ежова было много и авторских проектов в Киеве: «Дом торговли» на Львовской, дворец культуры завода им. Антонова, жилые дома на Тургеневской, Смирнова-Ласточкина. Ежов также с группой архитекторов работал над станциями метро «Вокзальная», «Лыбедская». А архитектором Троещины был Юрий Паскевич. Он же разрабатывал проект по застройке жилого массива Виноградарь. С именем архитектора Генриха Кульчицкого связана застройка массивов Оболонь (1978—1985) и Русановка (1961—1974 годы). Он же — автор проекта гостиницы «Славутич» на Русановке.
«КИРПА СЛЕДИЛ ЗА СТРОЙКОЙ И НОЧЬЮ»
Архитектор Сергей Юнаков знаком киевлянам проектом Южного вокзала. Современное здание, которое «смотрит» на небольшую церквушку, появилось в 2001 году, к 10-й годовщине независимости Украины. За реализацию проекта вокзала Юнаков даже был удостоен госпремии Украины в области архитектуры, но досталась она ему непросто. Работу пришлось делать в максимально сжатые сроки. Напомним, Южный вокзал появился по инициативе тогдашнего министра транспорта Георгия Кирпы.
Декорированные мрамором и зеркалами стены, стеклопластиковый купол с подсветкой — все это построили за… 175 дней от начала проектирования до сдачи в эксплуатацию. «Была поставлена такая задача, и ее пришлось выполнять, — рассказал нам Юнаков. — Вы же знаете, всегда большие дела и в советское время, и потом приурочивали к большим праздникам. Успели практически все. Не доделали только паркинг с северной стороны. Там до сих пор недострой за забором. Все, кто работал над проектом, тогда почти не спали, но жизнь была очень насыщенной и интересной. Ежедневно проводилось по несколько оперативок. Последняя — обход полностью всего строительства — около часа-двух ночи. И всегда при участии Кирпы».
Тогда же рядом с вокзалом появилась и церковь Георгия Победоносца, которую также спроектировал Юнаков. Кроме того, он реконструировал универмаг «Украина», делал станцию метро «Дорогожичи», Севастопольскую площадь. Во всех проектах много стекла, прозрачные крыши. «Это атриумы — внутренние дворики, чтобы зимой не падал снег на голову, территорию сверху остекляют», — объясняет Юнаков. Его мечта — достроить офисное здание на ул. Артема, 17: «Уже 20 лет строится, готов почти на 99%. Но все время что-то мешает довести его до конца».
МАЙДАН, «ПАРУС» И МОНСТР НА СКЛОНАХ
Бывший главный архитектор Киева Сергей Бабушкин, пожалуй, запомнится как один из самых скандальных зодчих Киева. Его детище — дом на ул. Грушевского, 9-а, который окрестили «монстром», 34-этажный деловой центр «Парус» в начале бульвара Леси Украинки, новый облик Майдана Незалежности. Относиться к ним можно по-разному, но в любом случае об этих сооружениях знает каждый киевлянин, они оставили свой след на лице города.
Добавить комментарий