Это двухэтажное здание, построенное известным архитектором Владимиром Николаевым для купца Могилевцева, – одно из самых загадочных в городе. Как и в «Дом с химерами» Городецкого, попасть в него «простому смертному» невозможно уже лет пятнадцать. Об уникальности интерьеров старинного особняка (ему в этом году «стукнет» 105 лет) помнит, пожалуй, лишь поколение киевлян постарше – в советские времена в нем размещался Центральный ЗАГС. Потом неподалеку построили новую резиденцию Щербицкого, и обилие праздничного народу стало мешать работе серьезных государственных мужей. Ввиду этого срочно нашлись деньги на строительство нового Дворца бракосочетаний рядом с Воздухофлотским путепроводом, сразу получившего в народе название «Бермудский треугольник». А «Шоколадный домик» сначала «работал» обычным районным ЗАГСом, а в 1986 году там поселилась Детская картинная галерея.

Но через несколько лет двери домика закрылись даже для детей. Галерея съехала оттуда на период реставрации памятника архитектуры. Увы, этот «период» длится по сей день. Впрочем, с выходом распоряжения появилась надежда на то, что ремонт скоро окончится.

– Мы занимаемся этим вопросом уже 15 лет, – говорит директор Детской картинной галереи Юрий Гаврилов. – Институт «Укрпроектреставрация» начал разрабатывать проект с 1986 года. Сначала им занимался Виталий Шкляр, сейчас – Светлана Иноземцева. Это очень серьезная работа – не стилизация, а один из немногих примеров действительно научной реставрации. Сотрудники галереи и искусствоведы на сегодняшний день выявили и описали много памятников декоративно-прикладного искусства. В зале модерн, например, мы «откопали» росписи начала XX века, сняв 18 позднейших слоев краски!

Юрий Вячеславович не захотел говорить подробно о причинах, тормозивших реставрацию. Напомнил лишь, что в свое время и этот памятник архитектуры едва не превратили в здание для приемов. Были и другие желающие реставрировать уникальный особняк, но только при условии, что «они потом там расположатся». Но дом все-таки удалось отстоять, и через год с небольшим, если не будет проволочек с финансированием, он вновь станет доступным для всех киевлян и гостей города. Как сказано в распоряжении мэра, ремонтно-реставрационные работы должны быть завершены до 30 апреля 2007 года. Несколько смущает, правда, что в документе ни слова не сказано о размерах и источниках финансирования, но надеемся, что об этом не забудут.

В том, что «Шоколадный домик» не стал очередной «закрытой зоной», главная заслуга, по мнению Юрия Гаврилова, принадлежит мэру:
– Только припомнив все попытки власть имущих завладеть этим зданием, можно оценить значение того шага, который осуществил Александр Омельченко. Мы знаем, что это решение непросто далось городу. Восстановление позолоты, живописи, лепки, художественной резьбы – все это стоит дорого. Но цель оправдывает средства. Не секрет, что в наше время далеко не каждая семья может дать ребенку эстетическое образование. Мы же хотим превратить «Шоколадный домик» в некий образовательный центр. Ведь в галерее собраны не только детские работы, но и полотна крупнейших мастеров живописи. Причем, если в других музеях они просто демонстрируются, то мы и показываем, и рассказываем о них, объясняем, как картина превращается в произведение искусства. Это не детский музей, а музей для детей, единственный в Украине специализированный музей изобразительного искусства такого образца.

Борис Олийнык, Петр Толочко, Евгения Мирошниченко, Галина Менжерис – это те люди, «которые во время многочисленных попыток забрать это здание у музея возвысили свой голос в его защиту». Увы, не все дожили до открытия музея, например академик Белецкий, бывший директор художественного музея Романишин, художница Татьяна Яблонская…

«Газете…» выпала редкая возможность побывать внутри «Шоколадного домика» и сфотографироватб уникальные интерьеры второго этажа. Каждая комната здесь выполнена в своем стиле. На одном этаже, по принципу художественного дивертисмента, соседствует французский стиль, византийский и восточный, модерн и ренессанс.

Мы спросили:

Каким вы запомнили «Шоколадный домик»?

В свое время довольно много киевлян побывали в «Шоколадном домике» на собственной или на чужой свадьбе. Мы попросили их поделиться впечатлениями.

Все присутствующие были с юбилейной Ленинской медалью

Аркадий Гарцман,
писатель-юморист:

– Я не знаю истории этого здания, но у него интерьер настоящего дворца, со всеми присущими дворцу элементами: колоннами, мрамором… Новый Дворец бракосочетаний, со всей его пышностью и помпезностью, не сравнится с ним. Я женился именно в «Шоколадном домике». Это было 31 августа 1971 года, в пятницу. На пятницы – самый удобный для свадьбы день – очередь была на несколько месяцев вперед, и чтобы роспись назначили именно в этот день, нужно было заплатить. Впрочем, тогда можно было ограничиться коробкой конфет. Во-первых, потому, что конфеты были в дефиците, а во-вторых, потому, что отношение к людям было проще – люди старались войти в твое положение. Вот и я, вооружившись коробкой конфет, пошел к начальнице ЗАГСа просить, чтобы расписали скорее. А в качестве причины придумал, что я китобой и ухожу в плаванье. Она выслушала меня, попросила показать руки. Посмотрела – и рассмеялась… Но время для нас нашла и даже пришла на мою свадьбу. На собственной свадьбе я не очень-то рассматривал интерьер – не до того было. Зато запомнилось другое. Это было через год после столетия со дня рождения Ленина, и всем избранным (а на самом деле – чуть ли не поголовно), выдали ленинские медали. Так вот, у пригородной публики все шаферы были перевязаны белыми посудными полотенцами, на которых красовалась ленинская медаль. 

Свадебное фото «на лестнице» было у каждой молодой семьи

Илья Ноябрев, телеведущий:

– Когда я женился, ничего царственного в том доме не было. Кроме, разве что, просторности. Это по тем меркам, когда большинство людей жили в малометражных квартирах и коммуналках. Сейчас я думаю, что зал был все же тесноват… Зеркала приличные помню. Лепнина? Туда приходили жениться — не до лепнины было! Хотя, наверное, все, кто там бывал, запомнили достаточно крутую лестницу, по которой поднимались в зал и на которой после церемонии все обязательно фотографировались. Даже если не было фотографий со свадьбы, фото на лестнице напоминало про тот счастливый день.