Только здесь можно гулять по импозантному переулку и вдруг упереться в раздолбанные ступеньки, ведущие буквально в никуда. В городе масса колоритных, заброшенных улиц, и по их количеству (а главное — качеству) он наверняка занимает первое место среди крупных европейских городов.



Помните в русских былинах упоминается Смородинский путь, на котором одиноких странников подстерегал свирепый змий? Так этот путь и сейчас процветает, только теперь он называется просто — Смородинский спуск. От улицы Нагорной до улицы Фрунзе тянется. И по-прежнему лучшего места для того, чтобы кого-то подстеречь в Киеве, не сыскать. Хотя нет, сегодня у Смородинского есть достойнейшие конкуренты. Взять хотя бы улицу Лукьяновскую, ту, что соединяет Татарку с районом Житнего рынка. Рядом с ней Олеговская серпантином петляет. Еще пару лет назад в здешних местах были самые живописные трущобы на всем Подоле. В последнее время завалы стали кое-как разгребать, несколько домов новых появилось. Так вот, аккурат между Лукьяновской и Олеговской пролегает некая таинственная улочка, на обычных городских картах ее никак не называют. То ли Мирная, то ли «отросток» самой Лукьяновской… В общем разобраться крайне сложно. Ну, а выглядит она и вовсе фантастически. Представьте себе длинный и узкий, как кишка, сырой овраг. Даже в солнечную погоду там всегда зловещий полумрак. Посреди оврага — брусчатка шириной два метра. Где хорошо просматривается, где землей засыпана. Крутизна порядочная, ручейки журчат, а вот птички не поют. Может, и не улица это вовсе? Как же! А три дома раздолбанных, кустами поросших, что там делают? А мостовая, а фундаменты еще с десятка построек? Именно ее мы имели в виду в начале нашего повествования. Летом, когда растительность буйствует, пройти здесь без мачете весьма непросто. И знаете, что поражает больше всего, — место ведь престижное, по киевским масштабам — самый что ни на есть центр. Если завязать человеку глаза и от Львовской площади провести его сюда, никогда не поверит, что такое может быть. Пять минут всего то ходу! А две минуты не хотите? От той же Львовской площади. Так знайте, есть еще и Петровская улица — начинается прямо под Домом торговли. В начале мощеная она ближе к середине превращается в едва различимую тропку. И тут никто не ходит, не живет, не загорает. Может, раз в день, пару бомжей промелькнут. А знаменитая аллея над холмами вдоль улицы Большой Житомирской?! Какой прекрасный вид на старый Подол, на Днепр! Здесь квартиры стоят баснословно дорого. Чуть пониже этой аллеи пролегает Кияновский переулок. Контраст потрясающий: глушь беспросветная, а в конце — те самые ступеньки в никуда (раньше они вели в болото). Спускаться по ним категорически не рекомендую — можно запросто шею сломать. Зато нигде больше вы не увидите такого количества дверей в знаменитые киевские штольни — здесь их штук пять. Выглядят словно врата ада…



Список «потерянных» киевских улиц и переулков можно продолжать и продолжать. Но суть вопроса отнюдь не в этом. Понятно, что описанные чудеса в разряд первоочередных городских проблем не входят. А это означает, что улицы-призраки будут существовать параллельно с красивой столичной жизнью еще очень много лет. Недостаток, бельмо? Я бы не стал так утверждать. Именно тут, а не в обновленных фешенебельных кварталах еще сохраняется дух того старого, истинного Киева, знакомого нам лишь по фотографиям, по литературе прошлых лет. Именно здесь ощущаешь изменчивость времени, а вместе с тем и вечность бытия.



Так, может быть, и не стоит в будущем уродовать то, что вопреки всему в начале XXI века в столице европейского государства осталось неподвластно циничной и жестокой цивилизации?