Заломы – это четко наметившие расщелины на вершине одной из гор на Подоле, живописно, как кажется снизу, нависающие над улицей Нижнеюрковской. У подножия этой горы несколько лет тому назад расположилось научно-производственное предприятие «Петор», специализирующееся на стройхимии и специальных строительных работах.


Придя 5 июля на работу, его сотрудники обратили внимание на странное поведение дворовых собак. Они как-то по-особому лаяли. И, будто пытаясь привлечь внимание людей, то и дело подбегали к горе.


Сотрудники сперва подумали: что, может, собаки кого-то чужого учуяли. Потом директор «Петора» Игорь Гемба присмотрелся внимательно и ахнул – за ночь гора на несколько метров придвинулась к стене их предприятия.


Весь день люди слышали, как трещат и валятся деревья, осыпается земля. Стоит пойти дождю – и склон горы превратится в глинистую пульку: сель (фото). Такая образовалась несколько десятков лет на Куреневке и унесла жизни сотен людей.


Сель на Нижнеюрковской может залить улицу, спускающуюся на Подол.


5 июля Игорь Гемба стал звонить во все колокола, написал письма в Специализированное управление противооползневых подземных работ, а также в Шевченковскую и Подольскую райадминистрации, так как именно по готовой обрушиться горе проходит граница этих районов.


Прошло больше суток – тишина. Отчаявшись, Игорь обратился в редакцию «КИЯН». Мы сразу же опубликовали его письмо и, присланные фотографии с места аварии. Туда немедленно выехал наш корреспондент.


Оказалось, что на вершине хрупкой горы развернулась «стройка века» — гаражный кооператив «Макаровский». Возведено несколько десятков добротных гаражных отсеков на бетонных фундаментах. При этом выяснилось, что директор кооператива Владимир Ковальский не имел никакого права возводить здесь эти массивные сооружения. Больше года назад Шевченковская районная госадминистрация уже делала ему предупреждение о самоуправном строительстве, обязала произвести некие работы по его свертыванию и назначила чиновников, обязанных проконтролировать сделанное.


Результат, как говорится, виден невооруженным глазом.


– Почему строите без проектной документации? – спрашиваю Ковальського. – Ведь вот, получается, к чему привели самодельные, тяп-ляп смастеренные водоотводы, вырубка деревьев, утяжеление грунтов.


– Документы есть, — ответил г-н Ковальский. – Только они находятся в мэрии, а власть поменялась, потому утверждение затягивается.


Похоже, гаражи строятся отнюдь не для простых смертных, раз до сих пор Ковальський не отвечает за свои дела в суде…


Еще одно бесконтрольное строительство нанесло не меньший ущерб экологии в районе Нижнеюрковской улицы. Ни шатко, ни валко, оно ведется по соседству с «Петором». Хозяин участка – господин «Никто». Его имени и адреса установить невозможно. Он начал с вырубки сотен деревьев на склоне горы, но дальше дело не пошло: отпорную стену при этом сей господин соорудить забыл. И тоже – никакого контроля.


Наконец, грянул гром, и Подольская с Шевченковской райадминистрации, в соответствии с поговоркой, на всякий случай перекрестились.


Иными словами, буквально через два часа после публикации на «КИЯНАХ» письма Игоря Гембы представители обеих названных администраций одновременно съехались на вершине горы.


Члены комиссии (а было их числом с полтора десятка) первым дело стали выяснять, такому району принадлежит эта несчастная возвышенность. Когда оказалось, что ответственность придется очевидно, поделить, уполномоченные властью служивые люди принялись, по всей видимости, рассуждать, как от нее уйти.


И придумали. Поскольку, как оказалось, ни у одного из районов в бюджете нет денег на то, что чтобы заказать проект укрепления горы (не говоря уже о строительстве отпорных сооружений), высокое начальство решило выдать самому… предприятию «Петор». Мол, в связи с угрозой жизни сотрудников оно обязано закрыться до лучших времен.


Переводя столичный бюрократический новояз на нормальный русский язык, подобное предписание означает, либо предприятие закроем и оно разорится, либо, дорогие бизнесмены, выкладывайте денежки и укрепляйте гору.


— Но, ведь, существуют службы по чрезвычайным ситуациям, — говорит заместитель директора «Петора» Ринат Рахимов. – Наверное, они располагают средствами для того, чтоб эти чрезвычайные ситуации ликвидировать! Получается, что государство не хочет нести никакой ответственности, а перелагает ее на людей, которые в случае закрытия предприятия останутся без средств к существованию.


Чем закончится вылазка чиновников на место аварии, можно предсказать. Все это слишком типично для Киева. И если соблюдать известную международную традицию присваивать стихийным бедствиям имена собственные, то, наверное, будет вполне уместно назвать грядущую катастрофу именем тех, кто в самый ответственный момент пытается от нее отмахнуться. То есть, Подольско-Шевченковской.