В начале 20-х годов в Киеве открылось «Общество городов-садов Украины», призванное изучать запросы, связанные с устройством городов- и поселков-садов, идею которых впервые описал английский философ Эбенизер Говард. В Советской Украине идеи Говарда получили своих почитателей, которые, впрочем, «примеряли» их на местные реалии. Так, гражданский инженер Чернышев писал, что в Украине нельзя слепо следовать английской теории Говарда, у которого город-сад представлял замкнутую территорию в форме круга с радиально-кольцевой сетью улиц, ориентированных в центр.
Город-сад Говарда (1. Центральный парк с общественными зданиями. 2. Хрустальные дворцы, предназначенные для прогулок. 3. Жилая застройка. 4. Школа. 5. Церковь. 6. Промышленность)
Для местных условий, – с учетом того, что житель будет двигаться к месту работы на периферии поселка, – Чернышев предложил проектировать город-сад не как круг, а как сектор с центром возле места работы или посадки на транспорт. В частности, одним из доводов была ценность земли, которая тем меньше, чем дальше она расположена от промышленного центра и железнодорожного сообщения (секторальный поселок Чернышева таким образом затрагивал минимум ценных для производства земель и расширялся за счет периферийных территорий).
Город-сад Чернышева (1. Центр города общественными зданиями. 2. Жилые территории. 3. Дорога, соединяющая поселение с центральным городом. 4. Зеленые насаждения. 5. Промышленность)
Однако все эти выкладки были справедливы для новых поселений. В Киеве же они натолкнулись как на сложившуюся веками структуру планировки города, так и на необходимость сперва восстановить промышленные предприятия и коммуникации. Ведь во время I Мировой и Гражданской войн в городе было разрушено более 2 тыс. жилых домов — около 30% всего жилого фонда.
Уже в 1919 году новосозданное Управление по застройке свободных земель города начало работать по застройке Зверинца, где предполагалось построить административный центр с 24-мя зданиями министерств и других госучреждений. Работы так и не были доведены до конца, напоровшись на противодействие со стороны ряда архитекторов. Они заявляли , что создание такого центра на окраине идет вразрез с естественным ростом города. А в те годы Киев действительно рос. В октябре 1923-го правительство УССР приняло решение о расширении городской черты более чем в 2 раза. В Киев влились Никольская и Воскресенская слободки, Дарница, Нивки, Беличи, хутор Отрадный, Совки и другие поселения. Приходило понимание того, что строительную деятельность сдерживает отсутствие документа, определявшего бы общее развитие всего города. И в октябре 1927 года горсовет утверждает «Временные правила, регулирующие застройку города Киева», рассчитанные на 3 года, но действовавшие почти 10 лет.
Киевские чиновники и архитекторы подходили к необходимости создания генерального плана города в 1920-30-е годы. Эта задача стала особенно актуальной после предоставлению городу столичных функций в 1934-м. Генплан Киева 1936 года стал отображением будущего обустройства столицы УССР. Вот только наработки архитекторов так и не воплотились в реальность.
Для начала стоит посмотреть на западную часть Киева по Генплану 36-го года.
Жуляны, вся цепь Борщаговок (от Михайловской до Софийской), Беличи, Куреневка, Виноградарь и Ветряные горы представляются архитекторами не более, чем пригородными образованиями в столице Советской Украины. А на месте сегодняшней Оболони, равно как и на месте Теремков, а также вдоль нынешнего просп. 40-летия Октября какой-либо застройки вообще предусмотрено не было. На западе город заканчивался на Святошино и территории, которая сегодня занята Академгородком. Первое, что сразу же бросается в глаза в этой части города – это два огромных парка, обозначенные на карте двумя кругами.
Меньший круг находится в районе нынешнего бульвара Лепсе в квадрате, ограниченном современными улицами Василенко, Героев Севастополя и проспектом Космонавта Комарова. На плане отлично видна огромная колоннада на входе в будущий парк, направленная в сторону сегодняшней улицы Василенко. На севере,прямо на месте современного жилого массива Нивки, должен был появиться еще более масштабный круглый парк. Сегодня эта территория ограничена железной дорогой, проспектом Победы и улицами Туполева и Стеценко. На месте сегодняшней улицы Щербакова (на участке от проспекта Победы до Эстонской улицы) предполагали разбить что-то вроде огромного входного комплекса с парадной аллелей, которая бы и вела к главному входу в парк. О том, что столь масштабные работы по озеленению в этой местности на то время были вполне возможны, доказывает немецкая карта, на которой отлично видны свободные от капитальной застройки пятна на месте двух указанных перспективных парков.
Теперь перейдем на Левый берег. Центром этой части города запроектировали комплекс площадей с парком на участке от сегодняшней Ленинградской площади до кольца на пересечении проспекта Гагарина и улиц Красноткацкой и Красногрвардейской.
По большому счету, на Генплане 36-го года жилая застройка на Левобережье предполагалась лишь в районе современных Комсомольского массива, Соцгородка, на Старой Дарнице и Харьковском массиве. Правда, в варианте 30-х годов Харьковское шоссе прошло бы с уклоном на север – строго параллельно нынешней улице Бориспольской и прямо через современный Парк Партизанской славы. Позняки же, Осокорки, Лесной и Радужный массивы, Воскресенка и Троещина либо вообще не воспринимались сталинскими архитекторами в качестве будущих столичных районов, либо стали бы в перспективе пригородными зонами.
Но самое главное, что бросается в глаза, это огромный порт на месте сегодняшних Березняков и Русановки.
Кроме того, чуть меньшие порты были предусмотрены на территориях нынешних Нижней Телички и Корчеватого. В случае реализации этих планов, на месте современных дач на Жуковом острове возвышались бы портовые склады либо другая инфраструктура. Березняки же и Русановка так никогда бы и не появились.На месте нынешнего массива Березняки в то время стояла лишь небольшая Кухмистерская слободка, а Русановского канала не было и в помине.
Также интересна судьба Труханова острова, уготованная ему архитекторами 30-х годов. По планам, его бы разделили минимум на шесть островков с парками – с тем, чтобы каждый островок был бы соединен с другими мостиками.
Территория города, согласно документу, была разбита на зоны: районы специального назначения, включавшие заводские, складские районы, деловой район и жилые районы. В фабрично-заводскую зону были включены Куреневка и Теличка. В этой зоне разрешалось «производить застройку фабрично-заводского типа без ограничения их размеров и типа». За границами этих промышленных районов разрешалось лишь возведение предприятий коммунального и общественного характера, типографских и литографических фабрик, а также мелких кустарных предприятий. Лыбедской район (в основном, зона отчуждения железной дороги вдоль русла Лыбеди) и часть сегодняшнего Подольского района (улицы Набережно-Крещатицкая, Набережно-Луговая, Гавань) были определены складскими территориями, на которых «воспрещалось новое строительство, не имевшее складского назначения, кроме строений, непосредственно обслуживающих складочные предприятия». Деловым районом стала вся центральная часть Киева вдоль Крещатика. Строительство жилых сооружения здесь максимально ограничивалось.
Добавить комментарий