Современная история омоложения квартала началась со строительства торгово-общественного центра «Самсон», на 1-м этаже которого располагается столь полюбившаяся многим киевлянам «Домашняя кухня». Позднее инвесторы обратили свой взор на 2-этажное здание по адресу: Межигорская 3/7Б, находящееся в глубине квартала. Здание подверглось капитальной реконструкции с надстройкой двух этажей. Генподрядчиком по реконструкции была фирма «Гранит», а заказчиком — «Житло-Инвест». Интересно, что задание на проектирование звучало как «реконструкция дома с надстройкой и устройством мансардного этажа с пристройкой».
Собственно, этой пристройкой и является рассматриваемый объект, а существующую формулировку менять не стали, поскольку, во-первых, это значительно притормозило бы согласовательный процесс, а во вторых, такая формулировка не идет в разрез с концепцией развития данного района и не встретила негатива со стороны Управления охраны памятников. Напомним, что практически весь Подол в его современных границах является историко-культурным заповедником, и любой проект, будь то строительство или реконструкция, обязательно анализируется соответствующими органами на предмет уместности реализации и соответствия внешнего облика будущего объекта сложившемуся образу подольской архитектуры.
После сдачи в эксплуатацию небольшого дома №3/7Б творческой архитектурной мастерской «А. Пашенько» было доверено разработать проект возведения крупного офисно-жилого комплекса со встроенными общественными помещениями, которое должно быть пристроено к отреставрированному дому.
В 1970 году на этом месте осуществлялась прокладка Куреневско-Красноармейской линии метрополитена. Поскольку глубина закладки перегона от станции «Контрактова площа» до станции «Тараса Шевченко» была минимальной, линия проводилась «под линейку» поперек нескольких кварталов — от самой площади до кинотеатра «Жовтень». Таким образом, вся эта просека оказалась «выбитой». Если взять исторические справки, то все подольские кварталы были довольно плотно застроены малой и средней величины жилыми и общественными сооружениями. В 1811 году весь Подол сгорел во время страшного пожара, а единственным зданием, уцелевшим в этом квартале, был Домик Петра, выложенный из камня. В срочном порядке был заказан проект планировки и восстановления Подола (более подробно об этом читайте ниже в исторической справке).
Восстановление Подола оказалось весьма удачным, революционным, поскольку появились довольно широкие по тем временам проезды и зеленые насаждения. В этих кварталах сформировалась насыщенная усадебная застройка. По мнению градостроителей послевоенной эпохи, дома, стоящие на линии прокладки метрополитена, не представляли собой серьезной архитектурной ценности, и поэтому было принято решение об их сносе. И метрополитен, проходя дальше и частично «цепляя» Гостинный Двор, ныряет глубже под ул. Сагайдачного в сторону Почтовой площади. Непосредственно под рассматриваемым кварталом залегает станция «Контрактова площа».
Андрей Пашенько: «В этой зоне предусматривается классический пассаж, наподобие пассажа между Кещатиком и Заньковецкой и многочисленных пассажей Парижа. Таким образом, здание придвигается к линии метрополитена на расстояние в 5 м. Внутреннюю часть будущего пассажа сформирует общественно-жилая часть комплекса, напротив которой — здание торгово-офисного центра «Самсон» с помещением «Домашней кухни», а также офисные блоки будущего комплекса с выходами на улицы Хоревая и Спасская. Управлением охраны памятников во главе с Русланом Кухаренко было предложено замкнуть квартал как со стороны Спасской, так и со стороны Хоревой. Но наибольшим технологическим препятствием является запрет на строительство объектов, опирающихся на конструкции метро. Нашими архитекторами и конструкторами было найдено уникальное решение — мостовые переходы, основным конструкционным элементом которых является безраскосая мостовая ферма. Таким образом, между улицами Хоревая и Спасская образуется широкий проезд без опор, формирующий пассаж во внутриквартальной территории. При этом выполняются требования метрополитена не опираться на перекрытия станции и не передавать нагрузку на тоннель.
Для подобного строительства следует обеспечить нормы по вибрации, которые были высчитаны «светилами» теоретических разработок по погашению вибрации. На нижнем уровне забивается свайное поле из жестко связанных ростверков, чтобы принимать на себя вибрацию, а колонны здания будут иметь определенную шарнирную свободу, направленную на погашение мощности вибрации. За счет этого всем службам было доказана возможность строительства в этой зоне.
Часть квартала замыкается периметрально на месте «просеки», а внутрь пассажа доступ автомобилей будет запрещен (за исключением, разве что, пожарных машин). Пожарные проезды с закрывающимися воротами предусмотрены также к остальным территориям внутри квартала, находящимся ближе к ул. Межигорской. Один из выходов метро будет осуществляться во внутреннее пространство пассажа. На первых этажах предусмотрены объекты общественной инфраструктуры: кафе, рестораны, бутики, салоны и т.д. Вопрос примыкания будущего комплекса к существующему торгово-офисному центру «Самсон» также согласован: при его строительстве окна, выходящие на зону будущей застройки, выполнялись как временные с последующим демонтажем и примыканием».
Согласно проекту, замыкание «прорех» в фасадах улиц Хоревой и Спасской будет осуществляться двумя офисными блоками комплекса высотой в 5-6 этажей с проходами в пассаж. Ремонтные работы по дому 3/7 (угол Спасской и Межигорской) проводились еще в 60-е годы, но на сегодня здание находится в аварийном состоянии и уже давно подлежит отселению и реставрации. Со стороны Хоревой ситуация с 1-2-этажными строениями также оставляет желать лучшего. Возможно, будущее строительство и формирование элитного окружения подтолкнет инвесторов и градостроителей к восстановлению и омоложению квартала в целом.
Над общественной зоной внутренней части комплекса разместится жилая зона разной этажности. Этажность внутренних секций различна, поскольку потребовалось выполнить требования по инсоляции существующего жилого дома внутри квартала.
Проектом предусмотрено 34 квартиры, средних по площади, но отвечающих всем современным требованиям. Кроме того, исторически на Подоле площадь квартир имеет куда меньшее значение, нежели окружение, атмосфера и вид, допустим, на Андреевскую церковь. Из них: 1 однокомнатная, 12 двухкомнатных, 13 трехкомнатных, 7 четырехкомнатных и 1 пятикомнатная квартира в 140 кв. м общей площади с мансардными окнами. Некоторые из них — 2-уровневые, располагаются на 5-м и 6-м этажах. Планировка большинства квартир может изменяться благодаря монолитно-каркасной технологии строительства.
Архитектурно часть зданий будет решена в стиле «подольского» модерна, а некоторые секции — ближе к классике и даже, где-то, украинскому барокко. Наличие небольших башенок, эркеров и мансардных окон придаст зданию дополнительный шарм и изящность. Не стоит забывать, что очень важным при строительстве новых зданий в исторической среде является их соответствие по масштабу старой застройке, как по этажности и высоте, так и по объему, дабы новые строения не диссонировали с окружением. Именно этим принципом и руководствовались архитекторы. Боковые стены и примыкания решены таким образом, чтобы в будущем не возникли проблемы с реконструкцией или воссозданием старых зданий квартала.
В оформлении фасадов зданий активно применяется архитектурный прием «порцеляция» — как по цветовым решениям, так и вертикальная порцеляция по пластике. А конфигурация оконных проемов продиктована пролетами между металлическими стойками, образующими жесткий каркас основной части зданий.
Если говорить о внешнем виде крыши всех блоков комплекса, то архитекторы решили уйти от приевшейся «металлочерепицы», и предложили фальцованную кровлю с разделительными гребнями, в разных цветовых решениях. Это будет смотреться достаточно респектабельно и гармонировать с крышами старого Подола.
В условиях густо застроенного и людного Подола очень актуальной сегодня является транспортная проблема. Проектантами данного комплекса предусмотрен подземный паркинг практически под всем пятном здания, рассчитанный на 85 автомобилей при 34 квартирах. При расчете количества парковочных мест учитывался тот факт, что статус будущих владельцев жилья позволит им владеть более чем одним авто, а также возможность аренды или выкупа части паркинга менеджментом офисов. Въезд в паркинг будет осуществляться со стороны ул. Хоревой.
Андрей Пашенько: «Этим проектом мы показываем, как можно безболезненно замкнуть периметральную застройку старого квартала, не нарушая исторически сложившуюся архитектуру Подола. Аналогичным способом при удачной реализации этого проекта возможно строительство над линией метро на других кварталах до кинотеатра «Жовтень».
Выдержки из исторической справки об окружении будущей застройки и о здании, формирующем квартал на углу улиц Межигорской и Спасской:
«:Улица Межигорская лежит параллельно Днепру от Контрактовой площади до Заводской улицы. Одна из древнейших улиц города:
После пожара 1811 года на Подоле улица была реконструирована. Она является частью регулярного классицистического планирования Подола, которое было разработано московским архитектором В.И. Гесте и выполнено в натуре киевским городским архитектором А.И.Меленским. Застройка улицы преимущественно периметральная:
Улица Спасская проходит от Константиновской улицы до Набережно-Крещатицкой. Известна с начала XVII столетия. Название происходит от церкви Спаса Преображения, которая на тот момент располагалась на месте современного дома №9. После пожара на Подоле Спасская была полностью перепланирована: Обе улицы частично сохранили историческую застройку конца XIX — начала XX в.в., характерную для Подола:
:Место современного дома №3/7 на углу Межигорской и Спасской было очень выгодным и престижным для торгового Подола, поскольку совсем рядом размещался Контрактовый дом (сейчас восстановленный), Гостинный Двор, рынок. Неслучайно значительную часть доходного дома занимали магазины, склады:
Существующее сегодня 4-этажное сооружение и флигели во дворе имеют сложную строительную историю, возводились в несколько этапов. Первоначально в усадьбе существовал комплекс отдельных 1-2-этажных сооружений, позднее объединенных в единый объем. При этом отдельные старые сооружения были снесены. Учитывая это, фасады дома — достаточно своеобразные, поэтому здание не имеет стилистической целостности и выразительности:
В конце XIX века в Киеве происходил очередной строительный бум, связанный с развитием и расцветом промышленности и оживлением торговли. В это время активно сооружаются многоэтажные доходные дома, первые этажи которых занимали магазины, лавки, склады и т.д. Владеть малоэтажными домами становится нерентабельным, поэтому владельцы начинают активно строить новые дома или достраивать старые. Николай Балабуха (наследник и потомственный владелец углового дома) тоже надстраивает существующий 2-этажный угловой дом, и в 1901 году уже упоминается 4-этажный дом на подвалах:
:В доме квартиры сдавались жильцам. Стоимость квартир была разной: от 600 рублей в год за 6-комнатную квартиру до 60 рублей за квартиру в подвале:
:Периметральная застройка усадьбы полностью сформировалась в 1912 году:
:В период строительства метро в 1970-х годах все 1-этажные сооружения были снесены и двор утратил свой замкнутый характер, став сквозным между Спасской и Межигорской:
..Дом №3/7 является нововыявленным памятником архитектуры: Флигельный дом в усадьбе не состоит на государственном учете как памятник истории и культуры. Является ценностью как пример фоновой застройки конца XIX — начала XX в.в.
Территория входит в охранную зону Государственного историко-архитектурного заповедника «Стародавнiй Київ».
Добавить комментарий