По предварительной информации, на проект планируется израсходовать порядка 50-70 млн. грн. Будущий центр предполагается разместить в районе Зверинца, но точного места пока нет.
Президента подставили
Как говорится в самом тексте указа, президент поддержал инициативу Национального совета по вопросам культуры и духовности и Национальной академии наук Украины. Инициатором и основным разработчиком указа является председатель Нацсовета, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, академик Николай Жулинский. Он считает, что нынешнее помещение музея уже не отвечает его потребностям. Как сообщил Николай Жулинский в комментарии Украинской службе BBC, «мы хотим создать достойный центр, достойный Шевченко, достойный Украины».
Идею обеспечить наследию Тараса Григорьевича и других литературных мэтров надлежащий уровень хранения и научной обработки можно было бы только приветствовать, если бы не несколько существенных моментов.
Члены Нацсовета по культуре, с которыми связалось «ДЕЛО», ничего не слышали об инициативе, которую они, якобы, поддержали. Как сообщили «ДЕЛУ» режиссер Сергей Проскурня и директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Иван Малкович, на заседании Нацсовета данный вопрос не рассматривался и никакие решения не принимались. Т. е. налицо серьезные процедурные нарушения при подготовке указа.
Общественность, которая помнит о печальной участи Музея истории Киева, взбудоражило стремление переместить Национальный музей Шевченко.
Иван Малкович считает саму идею создания «Шевченковского дома» очень нужной, но, подчеркивает он, попытка переселить музей в данном контексте «выглядит недоразумением». Сергей Проскурня также согласен с необходимостью активизировать работу с наследием Тараса Григорьевича, но он не видит причин трогать музей. «Мне кажется, что такие вопросы надо, во-первых, обсуждать со специалистами, а во-вторых, не проводить «тышком-нышком». Этим указом президента, грубо говоря, подставили», — считает Сергей Проскурня.
Трехдневные попытки «ДЕЛА» взять комментарий у Николая Жулинского, находящегося сейчас в Польше, закончились безрезультатно: его мобильный не отвечал.
Как выяснило «ДЕЛО», директор Национального музея Тараса Шевченко Наталья Клименко узнала о принятом решении переселить музей из текста указа. «Никаких консультаций с нами на эту тему не было. Нашего мнения никто не спрашивал. Более того, когда мы обратились к целому ряду членов Нацсовета, все они были удивлены и даже возмущены тем, что они, вроде бы, являются инициаторами выселения музея в неизвестность», — рассказала она «Музейному порталу».
Вопрос переселения музея с Министерством культуры и туризма также не обсуждался и не согласовывался. «Министерство было поставлено перед фактом, — сказал «ДЕЛУ» министр Игорь Лиховой. — О подготовке указа не знал ни я, ни дирекция музея. Мне кажется, что люди, готовившие проект указа, серьезно подвели президента. Выносить один из главных музеев страны из центра столицы не оправдано никакими благими намерениями. Тем более что речь идет о музее, расположенном в уникальном памятнике истории».
Планы, как в Ватикане
По мнению экспертов, Украина действительно остро нуждается в помещениях, оборудованных по последнему слову техники, где можно было бы хранить архивы выдающихся деятелей украинской культуры. Речь идет о создании бункеров, подобных архивам Ватикана (как их описал в романе «Ангелы и демоны» Дэн Браун). Эти помещения должны отвечать современным требованиям безопасности, в том числе — с точки зрения защищенности от техногенных катастроф и стихийных бедствий.
Такие хранилища нужны и отделу рукописей Института литературы, и отделу рукописей библиотеки им. В. Вернадского, и Государственному архиву-музею литературы и искусства Украины, который собираются выселить из помещения бурсы на территории заповедника «София Киевская», а также десяткам других учреждений.
Очевидно, что наследие Тараса Шевченко, которое сейчас находится в фондах Национального музея, достойно самых лучших условий хранения. Но из текста упомянутого указа не следует, что речь идет только о перенесении фондов.
За особняк борются наследники и рестораторы
Особняк в самом центре Киева до сих пор считается одним из наиболее красивых и престижных в городе. Борьба за него идет уже не один год. Наталья Клименко с горечью отметила: «Мы работаем в состоянии постоянной обороны и постоянных наездов. Мы думаем, что слишком роскошное здание, и слишком оно, наверное, кому-то нравится». В частности, особняк очень хотят вернуть себе наследники семьи Терещенко. Особую активность в этом проявляет Мишель Терещенко, внук знаменитого мецената и государственного деятеля Михаила Терещенко, который был министром финансов и министром иностранных дел в правительстве Керенского, а после эмиграции стал одним из виднейших финансистов Европы.
Кроме этого, по информации Министерства культуры, вот уже лет семь с завидной регулярностью возникают проекты, согласно которым музей Шевченко предлагается превратить в место проведения элитных тусовок под условным названием «Дворец Терещенко», где, как написано в одном из проектов, «за бокалом шампанского можно будет прикоснуться к шедеврам Тараса Григорьевича». Среди прочего, на территории усадьбы Терещенко предлагается оборудовать несколько ресторанов, ориентированных на посетителей с разным достатком. Там планируется ресторан национальной кухни, ресторан «здоровой еды», другие питейные заведения, а также сувенирные лавки, книжные магазины и бутик украинской традиционной одежды. Такой тусовочно-гастрономическо-торговый центр, предполагается замкнуть на инфраструктуру гостиницы «Премьер-Палас», расположенной через дорогу от музея.
Бездомный Кобзарь
Нынешний указ лишь подлил масла в огонь незатухающего конфликта вокруг музея. Дело в том, что два года назад в музее был начат ремонт, который продолжается и по сей день. Генподрядчиком при проведении ремонта была компания «Укрстройконтракт».
Нынешний директор музея Наталья Клименко утверждает, что ее предшественник на этом посту Сергей Гальченко, который был уволен со своей должности после личного вмешательства Виктора Ющенко, допустил ряд серьезных злоупотреблений во время проведения ремонта. В частности, Гальченко подписал акты приемки работ, которые были проведены некачественно, не были сделаны вообще или осуществлялись без согласования. Этот факт уже подтвержден целым рядом проверок, по результатам которых строителей заставили устранить массу недоработок.
Например, в памятнике архитектуры национального значения установлены современные пластиковые окна, которые не только уничтожают гармонию здания, но и нарушают климатический баланс в помещениях. В фондохранилищах установлена система вентиляции и кондиционирования без учета допустимой электрической нагрузки. Вследствие ее перегрузок в фондах уже случилось возгорание, к счастью, без серьезных последствий. А поскольку вентиляция не работает, от перепадов температуры страдают уникальные полотна Тараса Шевченко и его рукописи.
Учитывая то, что деньги на ремонт были израсходованы, но экспозиция так и не восстановлена, сейчас в музее работают только небольшие временные выставки, а основные экспозиционные площади про-стаивают. В связи с чем может разразиться еще один конфликт. Музей Шевченко имеет национальный статус и находится в подчинении Минкульта. Но здание, в котором он расположен, является муниципальной собственностью г. Киева. По последней информации, в КГГА готовы потребовать от Минкульта освободить здание, поскольку оно не используется по назначению.
Исключать такой шаг не следует, принимая во внимание противо-стояние между Минкультом и КГГА вокруг недостроенного здания по ул. Институтской, 3. Министерство считает этот недострой своим и планирует передать его Национальному художественному музею Украины для расширения экспозиции. А бывший мэр Киева Александр Омельченко и нынешний градоначальник Леонид Черновецкий противятся этому и стремятся поселить на Институтской Музей истории Киева. Ситуация с переселением музея им. Шевченко лишний раз показала, что за музеями, которые размещаются в памятниках, надо законодательно закрепить их помещения, считает министр культуры и туризма Игорь Лиховой.
Если решение президента по «Шевченковскому дому» будет
воплощено в жизнь, это может еще больше осложнить жизнь музея Кобзаря. Ведь только сейчас сотрудники музея Шевченко готовятся приступить к созданию новой экспозиции. И государство готово выделить на это деньги. Процесс создания экспозиции займет от нескольких месяцев до года. Но если в 2009 г., как это предусмотрено в указе, музей будет перенесен, имеет ли смысл создавать экспозицию на полтора года, тратить на это миллионы бюджетных гривен, чтобы потом создавать новую? Выглядит как нерациональное использование бюджетных средств. Следовательно, велика вероятность, что в оставшееся до возможного переселения время музей так и не будет открыт.
Я не считаю это трагедией. Если разобраться, то почему он должен быть именно в доме Терещенка? Меня ещё с детства достали постоянные разговоры о Кобзаре. Почитал Бузину - немного отлягло.