Создан он был еще 130 лет назад как «Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера и Кривоненко», который поставлял оборудование для сахарных заводов. Уже в 1890 году в чугунолитейном, котельном, токарном, кузнечном цехах работало около 1000 рабочих. В начале ХХ века завод начал производить рельсы и подвесные мосты, первые дизельные двигатели, а с 1916-го стал работать на оборону, изготавливая артиллерийские снаряды. Через пару лет большевики национализировали завод, которому в 1922 г. и дали имя «Большевик».
До развала Союза «Большевик» выпускал оборудование для химической и резиноперерабатывающей промышленности. «Мы делали вулканизаторы для ремонта шин, выпускали «журавли», которые качают нефть, ну и, конечно же, выпускали военное оборудование — пусковые установки под ракеты», — вспоминает один из бывших литейщиков завода Алексей. По его словам, работать на «Большевике» всегда было престижно — сотрудников отправляли на базы отдыха, их детей — в оздоровительные лагеря. «Но самое главное, те, кто работал на «Большевике», получали квартиры. Жилье строил сам завод хозспособом. То есть после работы ты идешь и участвуешь в строительстве дома. Те, у кого больше всего часов работы, могли выбирать себе квартиры, скажем на 3—4 этажах или с окнами во двор», — рассказал нам Алексей. Он ушел с завода сразу после развала Союза, когда оборудование стали распродавать, а территорию завода сдавать в аренду другим компаниям.
Сейчас от мощного завода осталось лишь малая часть. Здесь производят оборудование, предназначенное для производства резинотехнических изделий, биотоплива, транспортных лент по изготовлению линолеума, композиционные полимерные материалы, рукавные пленки из ПВД, трубы, бутылки, канистры, бытовую тару, линии для переработки изношенных покрышек, отходов древесины, многофункциональные эскалаторы, лифты, современные линии по переработке шин и пластмасс. Часть старинных зданий завода часто используется для съемок кинофильмов, а некоторые давно сданы под офисы — по самым скромным подсчетам, здесь арендуют площади 100 компаний. Правда, большая часть (примерно 55% всей площади) была продана под ТРЦ.
Ну какого еще "Кривоненко"?....Криванек он был, чех.