Нынешним летом, как обычно, школьники и школьницы разошлись на каникулы. А в учебных заведениях жизнь не прекращается: где-то ведется привычный косметический ремонт, где-то затевают и более значительные реконструкции. К 1 сентября принято открывать новые школы, хотя сейчас это происходит нечасто – Киеву далеко до демографического взрыва… То ли дело в 1930-х годах – когда развернулось едва ли не самое бурное школьное строительство в истории столицы. То был действительно качественный скачок, в корне изменивший для города ситуацию с учебными заведениями. Начало ему было положено 75 лет назад – в 1935-м.
Еще с 1932/33 учебного года в СССР перешли к 10-летнему среднему образованию. Однако киевским школьникам хронически не хватало помещений. Из 126 школ города лишь 38 располагались в специальных зданиях (бывших гимназиях, училищах, народных и приходских школах), остальные действовали в разных случайных комнатах, приспособленных под классы. Из-за тесноты помещений учителям приходилось работать в две и даже в три смены, так что кое-где можно было перефразировать известный стишок примерно так: «Дети, в школу собирайтесь, петушок уснул давно…»
Но вот государство всей своей мощью взялось за это дело. Архитекторы (среди которых были такие специалисты, как Василий Осьмак и Эммануил Коднер) разработали ряд типовых проектов школ. Строители освоили ускоренную методику, позволявшую выстроить капитальное школьное здание в течение апреля–августа одного года!
Типовый проект школы для Киева разработал архитектор Эммануил Коднер, 1935 г.
И школы начали расти как грибы! Уже в 1935-м насчитывалось сразу 12 новостроек для учащихся, в следующем, 1936-м, к ним добавилось еще свыше тридцати, и так до самой войны. Все это, как изо дня в день трубила советская агитация, происходило по личной инициативе «любимого вождя народов». В УССР, и конкретно в Киеве, к имени Сталина добавляли также имя «верного сталинца» товарища Постышева. Впрочем, его вскоре объявили «врагом народа», так что страницы учебников с его именем тогдашним школьникам пришлось тщательно замарать, а тетрадки с его портретами – порвать и выбросить…
Из имен тех мальчиков и девочек предвоенного поколения, кто учился в классах киевских школ-новостроек, многие остались в памяти следующих поколений. К примеру, в число воспитанников 110-й школы (вблизи Демеевки), построенной как раз 75 лет назад, входил Казик Гапоненко – юный подпольщик, погибший в гестапо. Ученицей 44-й школы на улице Жилянской (здание возведено в 1936-м) была еще одна героиня киевского подполья Таня Маркус. А еще там некоторое время занимался юный Эмка Мандель, которого теперь знают как поэта Наума Коржавина. Правда, из этой школы его выгнал не в меру придирчивый директор, так что война застала Эмку в другой недавно выстроенной школе – №33, в глубине квартала по Владимирской, 79.
Школа № 44 на ул. Жилянской, где учились Татьяна Маркус и Наум Коржавин / Фото автора
Контраст между старыми тесными школами и новыми зданиями прочувствовал и выразил писатель Анатолий Кузнецов, довоенное детство которого проходило на Куреневке: «Я пошел учиться в первый класс школы в историческом 1937 году… Здание было древнее, ветхое, в классах было по пятьдесят учеников, занятия шли в три смены… На праздник 20-й годовщины революции мы переселились в новую школу. Она встала на нашей Куреневке среди кособоких домишек и купеческих особняков, как Гулливер среди лилипутов – с огромными окнами, колоннами, широкими лестницами, истинный смысл нового, живой пример заботы партии и лично товарища Сталина. Нам, маленьким клопикам, постоянно говорили это на уроках. Мы переселились в новую школу со знаменами, барабанным боем и песнями о любимом Сталине».
И все же предвоенное строительство школ сделало свое дело. Новые классы действительно были значительно более пригодны для учебы, чем старые; в большинстве случаев удалось избавиться от утомительной системы двух и трех смен. Даже сегодня, 75 лет спустя, тогдашние школьные сооружения в основном сохраняют прежний вид. Конечно, встречаются и исключения – к примеру, 115-я школа на Соломенке, возведенная в 1935 году по типовому проекту архитектора Осьмака, недавно была капитально перестроена, стала более обширной и нарядной. Но как эта, так и другие, не столь радикально переделанные, старые школы по-прежнему каждый год встречают и провожают своих питомцев. Они остаются неотъемлемой частью детства уже для нескольких поколений киевлян.
На самом деле
А на месте погоста – стройплощадка
В 30-е годы несколько учебных заведений оказались построены на месте разобранных храмов
Школы-новостройки знаменовали не только «торжество будущего», но и «расставание с прошлым». Сразу для нескольких таких сооружений отвели место на… бывших церковных погостах. Почувствуйте дух времени: «рассадники мракобесия» ликвидируются, а вместо них возникают «источники просвещения».
Уже в 1935-м сразу два храма превратились в руины, над которыми в быстром темпе вырастали школьные стены. Один из них, во имя Св. Марии Магдалины, находился на Шулявке, рядом с нынешней станцией метро «Политехнический институт». Другой, Благовещенский, выходил на улицу Пятакова (теперь Саксаганского). Строители и старшие школьники с муравьиным старанием разбирали крепкую кладку храмов, стараясь оставлять кирпичи целыми (они потом шли в дело)… Аналогичную картину можно было наблюдать и в следующие годы.
Разборка Благовещенской церкви на месте строящейся школы (ныне ул. Саксаганского, 64). Лето 1935 г.
На улице Фрунзе под школьное строительство 1936-го разрушили сразу две церкви. Одна из них, во имя Св. Константина и Елены, уступила место теперешней 17-й школе. Здесь уцелел только теплый Димитриевский храм, над которым разобрали колокольню: его приспособили под спортзал, но теперь вернули религиозной общине и реставрируют. Другая церковь (ул. Фрунзе, 51), известная как Иорданская, исчезла при строительстве 144-й школы. Впрочем, в стенах этого учебного заведения потом обосновалась нотная фабрика. Наконец, на месте бывшего храма Николы Доброго на Покровской, 6, тоже соорудили довоенную школу (теперь входит в комплекс лицея №100 на Подоле). Сколько неперенесенных захоронений осталось под землей на старых погостах, занятых школьными дворами и спортплощадками, – теперь уже никто не может сказать…
Алекс отзовитесь, может вы помните улились ли с вами в 21 школе мои родные Харченко Александр, Николай, Анатолий, Валентин, Георгиевичи (Григорьевичи) по отрочеству, ищю любые свединья о них.
Моя почта: irinan@i.ua
Алекс отзовитесь, может вы помните улились ли с вами в 21 школе мои родные Харченко Александр, Николай, Анатолий, Валентин, Георгиевичи (Григорьевичи) по отрочеству, ищю любые свединья о них.
Алекс отзовитесь, может вы помните улились ли с вами в 21 школе мои родные Харченко Александр, Николай, Анатолий, Валентин, Георгиевичи (Григорьевичи) по отрочеству, ищю любые свединья о них.
Моя почта irinan@i.ua
Я знаю про эту школу; есть и ее фото 1932 года – тогда о ней писали буквально так: "...за проектом арх. Щусева, Альошіна і Осьмака (переробка арх. Рикова)" Примерно тогда же построили и 31-ю школу в Дарнице (я не проверял, то ли именно здание, что ныне на Березневой ул.). Но это были единичные проекты школ-семилеток, а у меня шла речь о МАССОВОМ строительстве школ-десятилеток, при том, что был жестко ограничен размер статьи.
Так школа на фото 1932 года, это какая?
А в 70-е годы в школьных зданиях стали активно устраивать Дома пионеров. Я начинала свой путь в школе №9 - на месте церкви Николы Доброго, но через год ее расформировали, т.к. в здании собирались разместить (и разместили) Дом пионеров. Меня перевели в соседнюю школу №20 - бывший дом Назария Сухоты,затем 3-я мужская гимназия. Там я доучилась до 9 класса, но Дом пионеров решили переместить уже в это здание (собственно, до сегодняшнего дня он там и функционирует в виде Детского дома творчества). Школу №20 тоже расформировали и наш уже 10-й класс перевели в школу №17 - на месте церкви св.Константина и Елены. Вот такая школьная биография и такие исторические места...
1) Использовался ли этот типовой киевский проект школы после вонйы? А в других городах?
2) Интересно, как бы участники коммьюнити поступили в 20е-30е гг на месте отцов города, если бы не Сталин и СССР, церкви не снесешь, а школы строить надо? Просто интересен ход мыслей 🙂
в 20-30 места под застройку было достаточно, сносить церкви было-бы не обязательно, но вот то что сейчас творят местные власти, это уже ни в какие ворота не лезет
> в 20-30 места под застройку было достаточно
В центре? Где, например? Все было занято жильем с высокой концентрацией людей, церквями, промышленными объектами (и это в эпоху индустриализации, а не наоборот как сейчас) и тоже очень дефицитными и малочисленными объектами культуры, образования и власти.
Где школы ставить?
Или не в центре? И дети полумиллонника-миллионника ежедневно ездили бы за город на учебу?
Без ассоциаций, просто интересно, где, по мнению людей, любящих свой город, надо было строить школы, когда вдруг стало очень нужно?
Спасибо!
Вообще-то захотели бы - сохранили бы.
Вот ситуация в районе Благовещенской церкви (план 1925 г.):
http://s56.radikal.ru/i152/1007/02/11e34e099903.jpg">
Вместо того, чтобы сносить церковь, можно было убрать небольшой корпус приходской школы (он до сих пор стоит на Саксаганского, 64, там какая-то контора). А школу развернуть торцом к улице, как на Фрунзе, – в глубине квартала было достаточно места для спортплощадки.
На Шулявке вообще рядом с церковью была масса свободного места.
http://www.radikal.ru" rel="nofollow">http://s44.radikal.ru/i105/1007/b6/e9cbf7fe56d3.jpg">
Так что дело не в недостатке площадок; сносили вполне сознательно.
Спасибо!
То, что сносили сознательно - это без сомнений. Но, в любом случае, предельный дефицит площадок в центре был. Я специально акцентировал на ситуации "без СССР" - ни на месте приходской школы, ни впритык к церкви бы строить не получилось, поскольку территория принадлежала бы церкви и никакое общественное мнение бы не поддержало бы "подселение" мирского, пусть и такого полезного учреждения. К чему угодно (хотя и не к чему), но только не к церкви.
Посему, логический вопрос по принципу дизъюнкции: на каких еще площадках, кроме "церковных" в 30е гг школы строили? Получится ли выстроить еще хоть какую-то параллельную закономерность?
И, если Вас не затруднит, не могли бы Вы поделиться сканом полной вышеприведенной карты для внутреннего пользования? Я ее очень давно ищу, но как-то не попадалась целиком в нормальном, как выше, разрешении.
Премного благодарен!
Площадок, кроме "церковных", было очень много: только за 1935–36 годы появилось около полусотни новых школ, из которых на местах церквей – лишь 5, а затем, вплоть до войны, выросли еще десятки других школ. Стало быть, снос храмов не был критично необходимым. Кстати, такого понятия, как "территория принадлежала бы церкви", давно не существовало: с 1919 года религиозные общины не имели права владеть недвижимостью. Земля и сакральные строения принадлежали коммунальным органам города, а общины пользовались ими на правах бесплатной аренды; при этом город в любой момент мог, придравшись к надуманным причинам, лишить любую общину таких прав.
Кстати, к трапезной храма Константина и Елены с Димитриевской церковью именно "подселили" новую школу на ул. Фрунзе (снеся при этом основной храм). На общественное мнение власти начхали.
Многие из новых школ того времени выросли на окраинных местностях; но в старых кварталах появились тогда школьные здания на Владимирской (один из корпусов университета пищевых технологий и школа во дворе дома № 79), на Жилянской (две школы), на Красноармейской (напротив музея Заньковецкой), на нынешнем пер. Козловского, на Орлика (51-й лицей), на углу Дмитриевской и Речной, на Кудрявской (здание недавно снесли), на Мельникова, на Олеговской, на Татарке, на Межигорской (возле Верхнего Вала), на Ильинской и др. и др. и др.
И насчет плана: его полного скана, сколько мне известно, не существует. Это огромный план, разбитый на многие десятки планшетов полметра на полметра каждый. В свое время я раздобыл в Управлении генплана бумажные копии ряда таких планшетов и теперь при необходимости сканирую фрагменты.
В центральной части Киева в то время была масса хибарок бомжеватого вида. Преимущественно они стояли в тылах фронтальных зданий на улицах. Так что места было предостаточно. Вопрос был только в том, куда переселять жителей тех бараков... Государство на это тратится не хотело. Иное дело храмы! Тут тебе и борьба с "опиюмом для народу" и кирпич, годный для строительства "храмов науки". Так было и с Саксаганского, 64. Михаил Борисович упомянул о великолепной церкви Благовещения, разваленной в 1930-е. Взамен выстроили школу тудовую политехническую №21, в которой я учился 10 лет. А в склепе Толли был склад столярной мастерской... Там же на одном из субботников я нашел печать "Киевское Общество святых трезвенников". Так то вот...
Спасибо!
Ну, "хибарки бомжеватого вида" - понятие очень растяжимое. Если речь о жилых традиционных глиняных хатах и просто одноэтажных строениях, то их активнее всего расселяли годах только в 70х-80х (то есть, уже намного позже хрущевского пика роста массового строительства) , а закончили только недавно. До того - только если сами упадут, что также случалось нередко.
И тут важный момент: если такой домик выходил фасадом на улицу, а "флигель" был многоэтажным красавцем, то на месте домика начиная с 30х гг обычно разбивали скверик с детской площадкой. Т.е. отвоевывали малой кровью землю под озеленение города и для тех же детей. А если он стоял во дворе, то... во дворах в центре школы не строили. Также важный момент, что участки под жилую застройку в центре были обычно очень маленькими, то есть для строительства школы было нужно снести как минимум 2 дома подряд. Таких "совпадений" вряд-ли могло бы быть много.
дякую. буду знати
Михаил, скажите, пожалуйста, где находилась Шулявская Гретеровская церковно-приходская школа в начале 20столетия. Желательно узнать адрес.
В справочниках писали буквально так: "Предместье Шулявка, при машиностроительном заводе Акц. О-ва "Гретер и Криванек"". Так что вполне возможно, что школа занимала какое-то помещение на территории завода, имевшее вход с улицы.
Була ще одна типова будівля школи, в центрі в них розміщено школи №№ 48, 87, 92 (коли після пожежі вони переїхали на Тарасівську) та № 117.
142 школу построили на месте погоста церкви Марии-Магдалены, тоже в 1935м.
http://io.ua/15124251" rel="nofollow">http://io.ua/15124251i.jpg" border="0">
http://io.ua/15124250" rel="nofollow">http://io.ua/15124250i.jpg" border="0">