Станция метро «Театральная»
Даже те, кто уже не застал на планах столичного метро станции «Ленинская», без труда могут догадаться, что оформление платформы выполнено явно не под название «Театральная». Об этом красноречиво говорят бесчисленные ленинские цитаты и громадное изображение вождя мирового пролетариата (выполненное скульптором Анатолием Кущом, тем самым, который потом так отличился при «скульптуризации» Майдана). К слову, в ходе строительства нынешней «Театральной», «врезанной» в существующую линию между «Крещатиком» и «Университетом», был загорожен и разрыт перекресток улиц Богдана Хмельницкого (тогда ул. Ленина) и Пушкинской.
Ходить через него было невозможно, приходилось пробираться дворами. В связи с этим на строительном заборе вывесили плакат, на котором у граждан просили прощения за временные неудобства, связанные со строительством станции метро «ЛЕНИНСКАЯ». Последнее слово было написано большими красными буквами, – предполагалось, что граждане проникнутся идейным величием момента. Но вскоре кто-то, видимо, посчитал неуместным поминать имя вождя в контексте «временных неудобств». И название станции на плакате густо замазали белой краской… Введение в строй станции метро «Ленинская» состоялось 6 ноября 1987 года. Это был, очевидно, последний подарок киевских трудящихся к юбилеям Октября.
Железнодорожный вокзал
Постройка нового вокзала в Киеве планировалась задолго до Октябрьской революции. Но реальные работы начались только в 1927 году. Причем торжественную закладку приурочили как раз к 10-й годовщине Октября. На митинге по этому поводу выступил мэр Панас Любченко – будущий глава правительства УССР, который десять лет спустя покончил с собой. Здание вокзала по проекту архитектора Александра Вербицкого было готово в 1932-м и доныне остается главными сухопутными воротами города.
Парк Вечной Славы
Освобождение Киева от нацистских оккупантов произошло в 1943 году, за день до Октябрьской годовщины. С тех пор и вплоть до конца советской эпохи одно празднование плавно перетекало в другое. Так случилось и в 1957 году, в канун 40-летия Октября. Монументальная композиция с обелиском и вечным огнем на могиле Неизвестного Солдата, со строгими рядами захоронений героев и потрясающими днепровскими ландшафтами (архитектор Авраам Милецкий и др.) была открыта в день освобождения города 6 ноября. Маршал Советского Союза, герой Сталинградской битвы Василий Чуйков зажег вечный огонь факелом, доставленным с Волги, от Мамаева кургана.
На карте города
В пору индустриального строительства появилось в нашей столице также обыкновение называть очередными юбилеями залпа «Авроры» главные магистрали тогдашних новостроек. К примеру, так называемая автострада на Демиевке, вдоль которой стремительно росли «хрущевки», в 1957 году стала называться проспектом 40-летия Октября. Через 10 лет на Никольской Борщаговке началось строительство новых зданий по проспекту, который тогда же получил название 50-летия Октября. Тот, особо круглый юбилей вообще отмечали с помпой: развесистый титул «имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции» был добавлен к названию одной из обувных фабрик и даже Киевского политехнического института (кто сейчас об этом помнит?!). А еще спустя десятилетие центральная магистраль Левобережья сменила имя «Броварской проспект» на «проспект 60-летия Октября».
Последнее название держалось недолго: уже в 1993 году Броварской проспект вернулся на карту города. А вот 40-я и 50-я годовщины оказались более долговечными. Лишь нынешним летом Киевсовет проголосовал за переименование проспекта 50-летия Октября в честь знаменитого украинского режиссера и артиста Леся Курбаса. Проспект же 40-летия предлагали сделать Голосеевским, но окончательное решение до сих пор не принято.
Реконструкция центральной площади
Нынешний остекленный, утыканный статуями и колоннами Майдан Незалежности уже мало похож на тот гармоничный комплекс, который сложился в конце 1970-х – начале 80-х годов. Началось тогда с того, что к 60-летию революции была осуществлена реконструкция центральной площади по нечетной стороне Крещатика. Перед гостиницей «Москва» (нынешняя «Украина») появился монумент революции: гранитный Ленин и перед ним четыре бронзовых повстанца – пролетарий, крестьянин, работница и матрос (скульпторы Василий Бородай, Иван и Валентин Зноба). Тогда же саму площадь назвали в честь Октябрьской революции. Монумент уверенно «держал» композицию площади, хоть и был выполнен совершенно в советском духе. Среди киевлян ходила байка об одном экскурсоводе, который, выведя группу на площадь и указывая на бронзовые фигуры, с пафосом процитировал поэтические строки: «Гвозди бы делать из этих людей!..» В принципе, нечто подобное и произошло. После провозглашения независимости Украины монумент довольно скоро был разобран. А площадь стала Майданом.
Отлично помню как готовилось открытие станции метро "Ленинская". Я тогда поступил на первый курс оптико-механического техникума и нас в добровольно-принудительном порядке водили на еще не открытую станцию мыть гранитные стены. Интересно тогда было, не жалко было и поработать, чтобы побывать на новой станции. Метро тогда ходило от "Вокзальной" до "Святошино" и от "Крещатика" до "Пионерской". Кажется (не уверен) от "Вокзальной до "Университета" курсировал один единственный поезд по одной стороне пути.
Да,традиция отмечать с помпой революционные праздники была.Первым делом везде вывешивались портреты вождей,лозунги,знамена и плакаты.
Фасад дома проектов на пл.Леси Украинки,где я работал,украшался гигантскими портретами вождей.Однажды один из наших сотрудников,строго придерживавшийся основной традиции социализма-тащить все,что плохо лежит,принес бухту ранее нами невиданного капронового троса.Эту новинку он подцепил на крыше здания,где производилась подготовка к подъему огромных портретов вождей перед праздником.Прекрасные капроновые стропы,способные выдержать большую нагрузку и которые любому могли пригодиться как буксир для автомобиля,для переноски мебели и т.п.всем понравились и кое кто решил последовать примеру первопроходца.
Среди нас нашелся один сознательный член общества,который пытался усовестить народ,напирая на то,что тросы подготовленны именно для портретов вождей народа и их может нехватить на всех.
На это наш философ-первопроходец изрек истину,которая стала у нас потом ходячим афоризмом.
Он сказал:
--Не волнуйся за вождей,чтоы их повесить,веревка всегда найдется.
🙂