Изобретение телефона принадлежит американскому физику шотландского происхождения Александру Грэму Беллу. В июне 1875 года он сделал своё знаменитое изобретение, позволившее передавать звуковые сигналы на расстояние, а в марте 1876-го запатентовал телефон. Новинка, вопреки расхожему нынче мнению, не сразу завоевала сердца потребителей. Например, в первой в США телефонной книге, выпущенной в штате Коннектикут в феврале 1878 года, было указано всего пятьдесят имён.
В Киеве первые телефоны появились в продаже в декабре 1877 года. А уже в первых числах января 1878 года газеты напечатали рекламные объявления, извещавшие киевлян о новинке, причём непривычное ещё слово «телефон» сопровождалось примечанием – «звуковой телеграф». «Это гениальнейшее современное изобретение, – сообщала реклама, – посредством которого на расстоянии многих вёрст можно беседовать и вообще передавать звуки. Употребление его в высшей степени просто: два телефона соединяются на произвольном расстоянии посредством проведенной проволоки».
Первые киевские телефоны были американского производства. В магазине они продавались парами, в комплект входил также соединительный провод длиною 40 аршин. Стоимость комплекта, включая доставку, составляла 10 рублей серебром.
Первыми покупателями нового средства связи стали киевские гостиницы – прежде всего, самые фешенебельные «Европейская» (на месте нынешнего «Украинского дома» на Европейской площади), «Гранд-Отель» и «Отель де Франс» на Крещатике, а также «Метрополь» на Владимирской. В их первоклассных номерах, утверждала реклама, имеется «роскошная обстановка, внимательная прислуга, собственные экипажи, комиссионеры [посыльные], телефон и прочее».
В гостиницах телефоны использовались как диковинные переговорные устройства. Хотя подобную роскошь могли себе позволить и некоторые частные абоненты.
Надо полагать, киевляне проявили немалый интерес к «звуковому телеграфу» и охотно приобретали телефоны – недаром в 1881 году Киевом заинтересовалась уже упомянутая американская телефонная кампания Белла–Блека. Американцы хотели построить в городе телефонную станцию, и всех киевлян, к тому времени уже имевших телефоны, сделать абонентами этой станции. В этом случае открывалась возможность разговаривать с любым абонентом, а не только лишь с одним фиксированным. По сути, американцы предлагали создать нормальную систему общегородской телефонной связи.
Проблема заключалась только в одном: для ведения подобного строительства нужно было получить разрешение из тогдашней столицы Российской империи – Петербурга. Соответствующий запрос был послан, однако ответа всё не было.
Тем временем различные киевские учреждения, чьи руководители убедились в преимуществах нового вида связи, стали разрабатывать свои собственные ведомственные телефонные сети. Как правило, они соединяли служебный кабинет и квартиру руководителя учреждения с его заместителями и менеджерами среднего звена. И если протянуть телефонную проволоку в пределах офиса не составляло особого труда, то соединить эту сеть с квартирой шефа было не всегда просто, ведь установка столбов на улицах города не разрешалась. Если руководитель жил неподалёку от своего офиса, то проволоку тянули по крышам домов, а если квартира располагалась сравнительно далеко, то это служило подчас непреодолимым препятствием.
Более-менее серьёзных результатов в создании ведомственной телефонной сети добился лишь управляющий Юго-Западных железных дорог Сергей Витте, человек замечательных организационных способностей, энергичный руководитель – недаром же спустя несколько лет он стал премьер-министром Российской империи!
Между тем, в 1884 году, то есть спустя три года (!) после появления фирмы Белла–Блека в Киеве, из Петербурга пришёл, наконец, официальный ответ. Министерство внутренних дел, рассмотрев ситуацию с сооружением в Киеве городской телефонной станции, отказало представителям фирмы в их просьбе. Возможно, чиновникам пришлось не по нраву то, что американцы намеревались построить именно частную телефонную станцию. В России же, по традиции, любят, чтобы всё принадлежало только государству. Поэтому было принято решение строить собственными силами государственную телефонную станцию, на которой будут работать чиновники почтово-телеграфного ведомства.
Дату принятия решения о строительстве в Киеве государственной телефонной станции – 1884 – и указывают справочники как дату появления первого телефона в Киеве. Как мы видим, это не вполне соответствует действительности.
В начале 1885 года в офисе почтовой конторы на Крещатике выделили небольшое (64 квадратных метра) помещение для телефонной станции. Здесь разместились два коммутатора по 50 номеров каждый.
Первая телефонная станция на 100 номеров была введена в действие 1 апреля 1886 года. Одновременно были открыты шесть «говорильных пунктов», причём самым первым из них традиционно считается тот, что был установлен в ресторане на Думской площади (ныне – майдан Незалежности). Абонент мог позвонить 70 частным лицам, у которых дома имелся телефон, и в 30 телефонизированных учреждений города. И хотя абонентская плата была достаточно высокой – 150 рублей в год, это было всё же более доступно, нежели условия фирмы Белла-Блека, у которой эта услуга стоила бы 250 рублей в год.
Телефонный бизнес развивался в Киеве весьма успешно, так что уже через четыре года, в 1890-м, удалось снизить абонентскую плату на треть – до 100 рублей в год. Это привело к резкому увеличению числа абонентов. Всего спустя два года после снижения цен, в 1892-м, количество абонентов увеличилось в четыре раза – теперь их стало 409.
В 1912 году абонентов городской телефонной сети стало ещё в десять раз больше – 4200. Домашний телефон больше не воспринимался киевлянами как диковинка. Он стал символом высокого уровня доходов его обладателя.
Добавить комментарий