Таким мы знаем цирк сейчас. А давайте совершим путешествие во времени и посмотрим с чего же все начиналось и в какой цирк ходили киевляне прошлого?
Киев, 1797 год. Из Дубно в Киев переведена знаменитая Контрактовая ярмарка. Издавна рыночные площади и ярмарки не обходились без представлений бродячих театральных труп и скоморошьих потех. Не был исключением и Киев. На Контрактовой площади, кроме торговых рядов, возникли цирковые шатры. Строили их из досок, вокруг манежа в несколько рядов устанавливались лавки, для богатых зрителей, а за ними находился, так называемый «загон» – стоячие места для бедной публики. По центру манежа возвышался столб, поддерживающий купол из брезента или бязи.
В таких балаганах выступали как местные артисты, так и иностранные труппы.
Сохранились записи о том что киевский военный губернатор Княжнин Б.Я. в 1830 году дал разрешение иностранцу Ламберту «представить вольтижирование, различные фейерверки, танцы на канате и другие по искусству его штуки». Подобное разрешение в 1835 году получил еще один иностранный гастролер: «проводить публичные выступления под названием вольтижирование», даются разрешения «показывать привезенных разных зверей».
Постепенно популярность таких представлений настолько возросла, что цирки начали появляться в разных частях города. В 1858 году иностранцы, Гайнрих и Кроссо, разместили цирковой шатер в Дворцовом (ныне Мариинском) парке «для показа акробатических и гимнастических упражнений». Австриец Венцель Шлезак, в то же время, построил балаган на Троицкой площади. В его цирке работало 60 человек и 50 лошадей. Известные артисты старались приехать на гастроли в Киев. В 1860-х годах наш город посетили цирки Вернера, Гверры, Рио и пр.
В 1863 году киевский садовник Карл Христиани купил участок земли, сейчас там построен стадион «Динамо», и создал на нем увеселительное заведение «Шато-де-Флер» («Замок цветов»). В 1865 году здесь выступали циркачи «директора и почетного наездника Его Величества султана» – француза Луи Сулье. Он подчеркивал, что его труппа приехала из самого Константинополя.
В цирке «Шато-де-Флер» в 1866—1867 гг. выступал конный цирк Турниера. Также, развлекали публику и поражали своим мастерством жонглеры. гимнасты, акробаты. Афиши пестрели сообщениями о гастролях артистов из Берлина, Парижа, Вены —клоунов Далло и Скотта, наездников мисс Маргариты Станлей и Готье и многих других.
На цирковые представления в то время могли пойти далеко не все слои населения — билеты были очень дорогими: за место в ложе-бенуар и в амфитеатре — 1 рубль серебром, вход для детей — 25 копеек серебром.
Посещение цирка стало популярной программой отдыха киевлян. Открываются все новые увеселительные заведения. На Крещатикской площади (сейчас это площадь Независимости) построено временное здание цирка. Здесь выступала труппа Джемса Белля. В 1869 году еще один временный цирк построил делец Жермен Бретон на Бессарабской площади. На первом представлении фурор вызвал клоун Литтль Виаль. Журналист газеты «Паровоз» написал: «Мы ничего подобного в Киеве еще не видели. Виаль неподражаем, этот человек обладает таким запасом комизма и юмора, что его хватило бы на сто человек».
Цирковые представления можно было посетить в «Шато-де-Флер», в Кадетской роще, на Университетской площади (парк им. Т. Г. Шевченко). Цирке на Крещатике, отличался показом обученных собак.
Первое стационарное здание цирка появилось только в 1875 году на углу улиц Ново-Елизаветинской и Фундуклеевской (на его месте сейчас Национальный русский драматический театр им. Леси Украинки). Его построил француз Огюст Бергонье по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева. Новый цирк получил название «Альказар».
Князь В.Д. Оболенский, ставший директором этого цирка, на средства не скупился и выступления в «Альказаре» проходили с особой пышностью. В них участвовали около 60 артистов и 35 музыкантов, конюшня насчитывала 40 лошадей. В балете даже выступали танцоры из неаполитанского театра «Сан-Карлос». Известные в Англии клоуны братья Ханлонн-Ли показывали гимнастические трюки и пантомимы.
Изначально цирковыми труппами управляли известные артисты, которые сами участвовали в представлениях. Но с течением временем владельцами цирков становятся купцы-нувориши. Например, от представлений «Шато-де-Флер», зверинца на Троицкой площади и «Шотландского цирка» и большие доходы получал г-н Саламонский, представлявшийся «американским гражданином».
Капитализация циркового дела поставила местных артистов в худшее положение, чем иностранных гастролеров. В те времена зажиточную публику влекло к «европеизации» (что, в принципе мы можем наблюдать и сейчас). И большинство отечественных артистов в дань моде брали себе звучные иностранные псевдонимы. Так под «Розетти» выступали танцоры на проволоке Даниленко, дрессировщик лошадей Манжелли имел украинскую фамилию Шевченко; жонглеры Коваленко переименовались в Траполи, а под музыкальныи эксцентриками Гринье скрывались Гурские.
1883 год ознаменовался открытием на Крещатикской площади цирка Никитиных.
Аким Никитин
Хотя здание и было опять таки временным, но выглядело эффектно. Зрительный зал для тех времен был очень вместительным — на 900 человек! Здание, на случай пожара, имело несколько выходов.
Открыли первый сезон в основном русские артисты. Знаменитый наездник Николай Сычев поражал публику эффектными и сложными трюками, стоя на спине невзнузданной и неоседланной лошади. Ниболее эффектным трюком Сычева был «туннель». Артист «нырял» в подвешенный горизонтально цилиндр из тонкой ткани, руками вперед, и, пролетев туннель, снова приземлялся на спину бегущей лошади.
Позже знаменитостью этого цирка стал борец Иван Поддубный.
Его радушно встретили хозяева цирка – Аким и Юлия Никитины. Аким, прежде всего, посоветовал Поддубному пошить черкеску и отпустить усы: «Негоже, Иван Максимович, запорожскому казаку без усов». После первого же своего выступления 17 апреля 1898 года Поддубный произвел фурор. Борцу увеличили жалование, предоставили номер в хорошей гостинице и первоклассного портного, который и сшил ему новый костюм.
— Теперь вы уже не грузчик, а борец, артист. И артист известного цирка. Положение, мой друг, обязывает, — говорил Никитин. — Кстати, зайдите к нашему фотографу — сфотографируйтесь, мы выставим ваш портрет во всех магазинах на Крещатике.
Тогда и появилась портретная фотография Ивана Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом и с рекламным слоганом: «Прославленный борец «на поясах» — казак Иван Поддубный». А внизу приписка: «Выступает в цирке братьев Никитиных».
Через Акима Никитина Поддубный познакомился с писателем Александром Куприным, известным любителем цирка и одним из основателей «Киевского атлетического общества». Куприн порекомендовал Поддубному освоить новый вид спорта, который получил популярность в Киеве — французской борьбой. Спустя время один из членов борцовского клуба рассказал про эти занятия: «Помню, как в один из тренировочных дней появилась в нашем клубе, в Киеве, гигантская фигура, произведшая впечатление и на нас, среди которых было немало крупных людей, взращенных благодатной украинской природой. Это был Поддубный. У нас он начал усердно разучивать сложные приемы французской борьбы, в которой был еще новичком и которые усваивались им удивительно легко и просто…. Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять куража в самые тяжелые и опасные минуты борьбы… Вся эта счастливая совокупность физических и психологических качеств и позволила ему через какой-нибудь месяц заложить прочный фундамент своего борцовского «образования» в этой новой для него отрасли спорта… »
Цирк Никитиных открыл дорогу еще одному прославленному атлету и борецу — Ивану Заикину.
Как и Поддубный, он тоже был грузчиком, но с Волги. В Киеве Заикин выступал в 1910, 1912 и 1915 годах. Заикин ложился на пол манежа, сверху клали доски и по настилу проезжал автомобиль с пассажирами.
В 1910—1911 годах изюминкой цирка Никитиных стало выступление велофигуристов под управлением Шарля Нуазетти. Артисты колесили по наклонной стене из деревянных досок, похожей на огромную корзину. Номер получил название «Круг смерти».
Цирк Никитиных был известен и дрессированными животными. Огромной популярностью пользовалась обезьяна, поражавшая публику своим, похожим на человеческое, поведением — обедала, сидя на стуле за столом и пользуясь при этом салфеткой и столовыми приборами. Кроме этого, обезьяна умела кататься на роликах и велосипеде.
Позже Никитины открыли цирк и в Москве, но номера для московского заведения «обкатывали» именно в Киеве.
Несмотря на неспокойные годы революции и гражданской войны, когда власть в Киеве менялась словно в калейдоскопе, цирки Киева не прекращали работу. В 1918 году культурная жизнь города вращалась вокруг Литературно-артистический клуба (КЛАК), который находился на улице Николаевской, дом 11. Здесь же был профсоюз артистов варьете и цирка. По примеру других отраслей, артисты объединялись в товарищества, организовывали кооперативные цирки.
Деникинцы, захватив Киев в 1919 году, потребовали, чтобы продолжения работы развлекательных заведений. Они считали, что это подчеркнет нормализацию жизни города.
Гражданская война внесла свои изменения в цирковую жизнь. Артисты не могли часто переезжать с места на место из-за полной разрухи и подолгу работали в одном городе.
С 1922 года в течении нескольких лет в киевском цирке выступал известный воздушный гимнаст Донат Васильевич Старичков под псевдонимом Донато. Особенно пользовалось популярностью у публики то, что даже при исполнении сложных воздушных номеров артист разыгрывал под куполом цирка сатиру на злобу дня.
После установления советской власти задачи цирка несколько изменились. Теперь от него требовалось подчеркивать красоту, физическую силу и ловкость человека. Клоуны должны были быть одновременно юмористами, публицистами и сатириками. Газеты того периода упрекают киевский цирк: «Не все ладно с номерами разговорного жанра из-за нехватки украинского эстрадного материала», «Цирку необходим остроумный, всегда свежий сатирический материал».
В 1930-х годах цирк, как и все в стране, получил научную основу. В Киеве был организован первый и единственный тогда в СССР Научный кабинет изучения циркового процесса. В 1935 году появляется еще и творческая мастерская по созданитю новых номеров, которую возглавил М. Михельсон. По новым правилам, для подготовки номера вначале писали литературный сценарий, затем к нему подбирали или сочиняли музыкальное сопровождение, разрабатывали дизайн костюмов и оформления реквизитов.
Особенностью цирка 30-х годов были целые спектакли-пантомимы на героическую тематику — «Черный пират», «Бунтарь Кармелюк», «Махновщина». Они поражали своей грандиозностью и сложными трюками конных боев и погонь. Эти выступления пользовались огромной популярностью у публики.
Здание цирка Крутикова, которым в то время очень гордились киевляне, в годы войны было разрушено (сейчас на его месте находится кинотеатр «Украина»).
И вот в августе 1944-го, через несколько месяцев после освобождения Киева, на площади перед входом на Центральный стадион рядом с Театром музыкальной комедии открыл свой первый сезон цирк шапито.
В нем выступали артисты, любимые киевлянами еще с довоенных времен — дрессировщики Владимир и Юрий Дуровы, клоун Карандаш, иллюзионист Эмиль Кио, всеобщие любимцы братья-акробаты Яловые.
Владимир Дуров – родоначальник цирковой династии
Но, к сожалению, небольшие размеры шапито не позволяли посещать представления всем желающим, поэтому на Трухановом острове стали открывать летнюю площадку для цирковых номеров под открытым небом.
В те годы осуждалось подражание западу. Начали исчезать такие названия как «неаполитанское трио», «мексиканское ревю». Критике подвергались даже артисты, которые выступали в цилиндрах, во фраке или в накидках-мантиях. Искоренялись и псевдонимы, которые звучали на иностранный манер. Тогда же известный клоун Михаил Румянцев, именовавшийся на афишах как «Каран д’Аш», стал просто Карандашом.
И прочие артисты отказались от звучных имен. Стали объявлять выступления гимнастов: «Гнилов», «Страшная».
19 августа 1950 года состоялось открытие нового здания цирка на углу улиц Красноармейской и Саксаганского. Построен он был в рекордный срок – два месяца. Газеты писали, что «новое, хорошо оборудованное здание цирка украшает город. Это прекрасный подарок киевлянам». Открывал программу «Медвежий цирк» Валентина Филатова. Он выезжал на манеж на повозке, которую тащили «рысаки»-медведи.
В 50—70-х годах ХХ столетия неизменным элементом программ Киевского цирка было выступление воздушных гимнастов — отца и дочери Щетининых. Заслуженный артист Армянской ССР Петр Павлович Щетинин работал в цирке силовым акробатом, воздушным гимнастом с разными партнершами. С 1956 года его постоянной партнершей стала дочь Ирина Щетинина, проработавшая на манеже 20 лет. В номере «Полет на спутнике» они выполняли сложные трюки воздушной гимнастики «Вертушка в зубах» и «Ласточка».
Знакомое нам здание цирка на площади Победы было построено по проекту архитектора Жукова в 1960 году и является одним из крупнейших цирков на территории бывшего СССР.
На его арене выступают украинские и мировые звезды циркового искусства. Цирк славится состоят артистами различных жанров, есть балетная труппа и собственный музыкальный ансамбль. Цирковую программу, помимо классических номеров, дополняют экспериментальные выступления. Артисты совершенствуют свои номера, включая в них разнообразные изменения и нововведения. Цирк открыт для посещения 9 месяцев. В остальное время цирковая труппа находится на гастролях. В 1998 года цирк получил статус Национального цирка Украины.
Добавить комментарий