В годы оккупации службы в соборе были возобновлены, но сразу после войны прекратились. А во времена правления Хрущева ситуация приняла даже комический вид: по утрам и вечерам в храме проходили богослужения, а днем собор вновь превращался в музей, по которому экскурсоводы водили посетителей. И все равно это было лучше, чем церкви, превращенные в склады. В одной из таких церквей — Николы на Притыке на Подоле — школьники получали учебники и тетради.


Простому люду было легче

Быть замеченным в то время на Пасху в церкви означало сорвать свое продвижение по службе, по комсомольской и партийной линии. Простому люду было легче — терять нечего! Народ выпекал пасхи, красил яйца… А дети очень любили играть в «цоканье» — битье пасхальных яиц. Кому удавалось разбить яйцо противника, тот забирал его себе. В первое воскресенье после Пасхи все киевляне, верующие и неверующие, посещали могилы родственников, на которых проводились как гражданские, так и церковные панихиды. Наконец, после многолетнего господства воинствующей безбожности в 1990 году решением Верховной Рады Украины Пасха, наряду с Рождеством и Троицей, была провозглашена в Украине официальным праздником.