И это при том, что кроме кинотеатров, почти при каждом крупном киевском заводе или фабрике были клубные киноустановки.
Ведь каждый фильм был своего рода открытием иного образа жизни за счет так называемых «трофейных» кинолент, вывезенных из Германии.

Перед каждым показом, на экране высвечивался текст: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армии немецко-фашистких войск под Берлином в 1945 году».

Так советские люди увидели Марику Рекк в «Девушке моей мечты», певца Карузо, приключенческие и музыкальные фильмы «Богдатский вор», «Индийская гробница», «Серенада солнечной долины» и многие другие.

 

1. Кинотеатр «Коммунар». 

Патриархальная послевоенная Лукьяновка.
Здесь среди старых довоенных и даже досоветских домов , окрашенных в бирюзовые и канареечно-желтые цвета, притаился по улице Артема, 95 небольшой встроенный в 2-х этажный дом, кинотеатр «Коммунар».
Открыт он был еще в 1928 году под названием «Седьмое Госкино».

В 1947 году был восстановлен и получил новое название «Коммунар».

С тыльной стороны кинотеатра проходила трамвайная линия, а сразу за ней дощатые частные конуры, бесчисленные сараи, поленища, дворовые уборные, куры, клетки с кроликами…

Непосредственно к трамвайным линиям примыкали огромные, с бурьяном и крапивой огороды с картофельной ботвой и желтыми шапками подсолнухов.

Если стать лицом к кинотеатру, то правее по Артема находился небольшой дом с продмагазином «Вино» и далее с часовой мастерской.

Красивые часы были выставлены на рекламном прилавке.

В винном магазине за мраморным прилавком торговал вином на разлив лысый продавец в пенсне — дядя Володя.
Еще правее, ближе к трамвайной остановке ( в то время она находилась со стороны кинотеатра) был ветхий одноэтажный жилой дом с трамвайной диспетчерской.

В 1972 году перед посещением Киева президентом США Р.Никсоном , ветхие строения по Артема, в т.ч. и около «Коммунара» загородили высоким зеленым забором, а сам кинотеатр покрасили в красивый салатовый цвет.

Планировалось, что Никсон посетит, расположенный на Куреневке, институт сверхтвердых материалов, проезд к которому проходил как раз мимо «Коммунара».

Однако прибыв в Киев, Никсон на Куреневку не поехал.

А кинотеатр закрыли, а затем снесли. Загородили место забором и через 10 лет, к 1500-летию Киева, на месте старого «Коммунара» вырос кинодворец «Киевская Русь».

Интересно, что «Коммунаром» стал кинотеатр «Кинопанорамма», расположенный по улице Ш.Руставелли.

 

2. Кинотеатр «Колос». 

В 1977 году на Подоле был снесен, находящийся на зеленой зоне между Верхним и Нижним валом, деревянный кинотеатр «Колос», открытый в начале 30-х годов — как переделанный из мануфактурного магазина.
Это был огромный магазин с большим ассортиментом тканей.

Находился магазин на бойком месте- между двумя торговыми площадками Житнего рынка. Интересно, что в этом мануфактурном магазине велась просветительская работа: читались лекции, награждались победители социалистических соревнований.

После закрытия магазина и соответствующей реконструкции, и получился на его месте кинотеатр «Колос»- без отопления, без буфета, без туалетов, — но все равно с огромной посещаемостью.

А вот в 1953 году, сразу после смерти И.Сталина, кинотеатр полностью сгорел.
На весь Полол был слышен треск от горящих деревянных конструкций кинотеатра.

Рассказывают, что компетентные органы думали, что этот пожар как-то «связан» со смертью вождя, однако дело дальше слухов не продвинулось.

А сгоревший до фундамента кинотеатр восстановили.

И снова набив полные карманы семечками, купленными на базаре, киевляне заполняли зрительный зал.

После каждого сеанса уборщицы выметали из под кресел горы шелухи.

Под лузгание семечек и грохот проезжающих рядом со зрительным залом трамваев, и проходил просмотр кинолент.
В 1977 году кинотеатр опять загорелся и хотя на этот раз пожар был не таким крупным, как в 1953 году, кинотеатр сначала закрыли, а затем » махнув на него рукой» снесли.

3. Кинотеатр «Буревестник». 

Открытый в конце 20-х годов прошлого века, кинотеатр функционировал по улице Кирова,18 ( ныне Сагайдачного).

Вход в кинотеатр был со стороны улицы, а выход из зрительного зала — в типично подольский довоенный дворик с дворовой уборной, водоразборной колонкой и колыхающимся на веревках бельем.

Во дворе было нагромождение входных дверей в бесчисленные квартиры с маленькими полисадниками у входа.
На дверях висели медные таблички с указанием номера квартиры и фамилии жильца.

Например, у самого выхода на улицу была квартира, с табличкой на двери: «Вінницька».
К двору примыкало 4-х этажное здание школы № 40.

В голодные 30-е годы ученики получали на завтрак стакан чая и кусочек хлеба ( меньше 100 грамм), а на обед — жиденький супчик.
Так и продержались!
Чем еще прославился этот кинотеатр?
Киевские композитор В.Быстряков и поэт А.Вратарев написали свою знаменитую песню «Леди Гамильтон», которая начиналась так:
В кинотеатр «Буревестник» после той большой войны
За полпачки «Беломора» проходили пацаны
И смотрели, что хотели в десять лет и даже семь
И как водится балдели от запретных в детстве тем…
Особенно хорошо звучит эта песня в исполнении российского актера Н.Караченцова.
В 1960-х годах этот кинотеатр, в виде эксперимента, сделали без контролера.
У заветного синего билетика, зритель сам отрывал контроль, бросал его в ящик-урну и проходил с улицы в фойе кинотеатра.
Вы думаете было полно безбилетников?
Ошибаетесь, зрительный зал был настолько мал, что без билета просто некуда было сесть.
Человек без билета попадал в неловкое положение и покидал зал.
В 1970-х годах во время строительства метро на Подоле, кинотеатр закрыли